Викторина по физике и информатике по теме "Физические и информационные величины". 7-й класс

Разделы: Физика, Информатика

Класс: 7


Данную викторину целесообразно проводить в конце декабря, после изучения семиклассниками тем по физике «Физические величины и их измерение», «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел» и информатике «Информация. Единицы измерения. Количество информации», «Представление текстовой и графической информации в памяти компьютера», «Определение объема сообщения».

Цели занятия:

  • обобщение и закрепление знаний по физике и информатике;
  • развитие умственной деятельности, познавательного интереса к изучаемым предметам, творческих способностей и интересов учащихся, их умения работать в группе;
  • воспитание убеждённости в практической значимости знаний, полученных на уроках физики и информатики.

Оборудование: компьютеры (5 шт. – для учащихся, 1 шт. – для учителя), проекционный экран, мультимедиа – проектор.

Время проведения занятия: 45 мин.

Перед проведением викторины класс необходимо разделить на 5 команд, каждая команда выбирает своего капитана.

Описание викторины

I. Краткое ознакомление с ходом занятия. Правила поведения для игроков команд (2 мин.)

II. Конкурс капитанов (2 мин.)

Задание конкурса (слайды презентации 1, Приложение 1)

Капитаны команд в письменном виде дают ответы на задаваемые им вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за конкурс – 7 баллов.

Вопросы конкурса:

  1. Буквенное обозначение веса тела?
  2. Единица измерения массы тела в СИ?
  3. Минимальная единица измерения информации?
  4. Формула закона Гука?
  5. Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10x10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
  6. Изображение на экране монитора формируется из…….
  7. Количество символов в алфавите, называется его…….

III. Конкурс «Физическая разминка» (6 мин.)

Задание конкурса (слайды презентации 2, Приложение 2)

Командам необходимо дать устно правильные ответы на задаваемые им вопросы. Игроки команды, знающие ответ, поднимают руку. В случае если команда даёт неправильный ответ, заслушиваются мнения других команд. Право выбора следующего вопроса и последующего ответа на него предоставляется команде, сформулировавшей верный ответ на данный вопрос. Максимальное количество баллов за конкурс – 15 баллов.

Вопрос №1 (1 балл)

Благодаря чему происходит распространение запаха (слайд 2)?

Вопрос №2 (2 балла)

Что изображено на рисунке (слайд 3)?

Вопрос №3 (3 балла)

С какой целью между рельсами делают зазоры (слайд 4)?

Вопрос №4 (4 балла)

Груз какой массы следует подвесить к динамометру, чтобы его показания были равны верхнему пределу измерения (слайд 5)?

Вопрос №5 (5 баллов)

Какую скорость (выраженную в единицах СИ) показывает спидометр автомобиля (слайд 6)?

IV. Конкурс «Физические приборы» (7 мин.)

Задание конкурса (Приложение 3)

Команды получают листы с заданием конкурса и записывают на нём свои ответы. Максимальное количество баллов за конкурс – 6 баллов

Пример задания

Задача 1 (4 балла)


Рис.1
Заполните пропуски:
  1. Этот прибор (Рис 1.) называется____________________ .
  2. Он служит для измерения__________________________.
  3. Цена деления шкалы прибора равна_________________ .
  4. Значение физической величины, измеряемой данным прибором равно________________.

Задача 2 (2 балла)

Какой объем видеопамяти необходим для хранения изображения (Рис.1), если его размер 311x499 пикселей, а битовая глубина равна 24? Ответ округлите до целых Кб.

V. Конкурс шифровальщиков (4 мин.)

Задание конкурса (Приложение 4)

Команды получают листы с заданием конкурса и записывают на нём свои ответы. Максимальное количество баллов за конкурс – 3 балла.

Пример задания

Переведите текст и измерьте объем полученной информации (объем выразите в байтах и битах).

Crjhjcnm – dtrnjhyfz dtkbxbyf/

VI. Конкурс «Решение экспериментальных задач» (15 мин.)

Задание конкурса (Приложение 5)

Команды получают листы с заданием конкурса (необходимо решить 5 задач разного уровня сложности) и записывают на нём свои ответы. Максимальное количество баллов за конкурс – 15 баллов.

Пример задания №1 (на 1 балл)

Определите диаметр одного шарика (Рис. 2)


Рис. 2

VII. Конкурс «Занимательная графика» (6 мин.)

Задание конкурса (Приложение 6) выполняют 1-2 игрока от каждой команды на компьютерах в графическом редакторе Paint. Полученный объект необходимо закрасить в цвет, соответствующий коду в цветовой модели RGB. Максимальное количество баллов за конкурс – 4 балла.

Пример задания     Пример выполненного задания

Рис. 3

Рис. 4

Остальные игроки выполняют задания заключительного конкурса «Единицы измерения».

VIII. Конкурс «Единицы измерения» (6 мин.)

Задание конкурса (Приложение 7)

Команды получают листы с заданием конкурса и записывают на нём свои ответы. Максимальное количество баллов за конкурс – 8 баллов.

Пример задания

Представьте значения данных физических величин в единицах СИ, информационных – в б льших единицах, округлённых до сотых:

  1. 200г =
  2. 72км/ч =
  3. 0,9г/см3=
  4. 250мл =
  5. 58см =
  6. 12582912 бит =
  7. 960000 байт =
  8. 233 бит =

IX. Подведение итогов викторины (3 мин.)

После проведения каждого конкурса его результаты заносят в таблицу (Приложение 8), в конце викторины остается только подсчитать суммарное количество баллов, полученное командами.

Команды, принимавшие участие в викторине, получают сертификаты, команда-победитель – диплом. Учащиеся, отличившиеся глубокими знаниями в отдельных конкурсах, награждаются памятными призами.

Приложение 9 – рисунки.