Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока: повторение и обобщение материала по теме “Обыкновенные дроби”, систематизация знаний, умений, навыков применения правил сложения, вычитания, сравнения обыкновенных дробей, основного свойства дроби, сокращения дробей и приведения дроби к новому знаменателю, развитие познавательной активности, мышления, логики, воспитание интереса к предмету, привитие культуры умственного труда.

Оборудованние:

  1. Интерактивная доска или мультимедийный проектор
  2. Таблички с указание названий газет и журналов (нагрудные таблички корреспондентов), буклеты “Обыкновенные дроби”, раздаточный материал, атрибуты пресс-конференции (микрофоны, фотоаппарат, камера).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2-3 мин.)

Учитель. Здравствуйте, ребята, поприветствуем наших гостей, садитесь.

На сегодняшнем уроке мы с вами должны повторить, обобщить, систематизировать весь изученный нами материал по теме “Обыкновенные дроби”, а также расширить свои знания по этой теме.

Сегодня у нас необычный урок. Наш класс - научно-исследовательский институт и мы с вами - сотрудники этого института.

Мы проведем пресс-конференцию для представителей известных в нашей стране изданий и журналов газет, они хотят получить ответы на интересующие их вопросы. Думаю, что мы сумеем дать исчерпывающие ответы на все вопросы корреспондентов. Пожелаем друг другу успехов и плодотворной работы. 

Презентация.

II. Разминка (3-5)мин.

Учитель. Чтобы ознакомить всех присутствующих с проектом, над которым мы работали на протяжении последнего времени, предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (слайд 4)

  • Что такое дробь?
  • Основное свойство дроби?
  • Что значит сократить дробь?
  • Как умножить дробь на натуральное число?
  • Как разделить дробь на натуральное число?

Итак, стало ясно, что мы работаем с обыкновенными дробями, а сейчас мы узнаем девиз нашего урока (каждый ученик получает карточку с заданием, лучше раздать мини-карточки по порядку, начиная с 1 парты 1 ряда, тогда легко будет составить фразу)

 

  Найти соответствие букв и чисел:

НАМ_ НУЖНО_ УЧИТЬ_ МАТЕМАТИКУ_

И так девиз нашего урока ясен: нам нужно учить математику, действительно, мы должны познавать новое в математике, открывать неизвестные для нас страницы. Для этого мы сегодня и собрались. Продолжим нашу пресс-конференцию.

III. Интервью с “корреспондентами” журналов

Литературная газета

К нам в редакцию пришло письмо от жителя села Аксыкуль ученика 5 класса Кадырова Тимура. Он предлагает отгадать кроссворд, ключевым словом которого является фамилия автора следующей фразы, касающейся, на мой взгляд, темы ваших исследований.

Подумайте о смысле этих слов и попытайтесь объяснить

“Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь” (Л. Н. Толстой).

Я предлагаю вам разгадать кроссворд:

По горизонтали:

  1. Половину на Руси называли...
  2. Большая из всех сторон прямоугольного треугольника
  3. Фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало
  4. Геометрическая фигура, каждая точка которой равноудалена от данной точки
  5. Стороны прямоугольного треугольника
  6. Равные части целого
  7. Как называется дробь, числитель и знаменатель которой не имеют общих делителей?
  8. Как Вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

Журнал “Юный натуралист”

Наши корреспонденты в беседе с известным пчеловодом из Башкирии выяснили, что одна семья пчел за лето производит 100 кг меда и только 1/5 часть этого меда человек может у них взять. Мы просим ответить вас на следующие вопросы:

1. Сколько килограмм меда можно взять у пчел без ущерба для них?

2. Сколько семей пчел могут дать человеку 5 тонн меда?

Журнал “Квант”

Один из респондентов журнала сообщил о своем открытии, и просит его опубликовать. Он считает, что открыл новый способ сокращения дробей, который гораздо проще способа, изучаемого в школе, утверждает, что его легко понять и использовать.

Например, чтобы сократить дробь 16/64, нужно в числителе и в знаменателе зачеркнуть одинаковую цифру 6 и получится дробь 1/4 Аналогично: 49/98 = 4/8, 19/95 =1/5 и т.д. Быстро, удобно, просто!

Однако редакция журнала считает, что прежде чем напечатать предложенный способ сокращения дробей, нужно проконсультироваться со знающими людьми. Как вы считаете, можно ли этот способ считать открытием в математике?

Корреспондент газеты “За рулем”

Я предлагаю вам несколько задач на движение, они тоже, на мой взгляд, связаны с темой, над которой работала одна из ваших лабораторий.

1. Два автомобиля выехали одновременно из пунктов А и В.

Первый проезжает 1/5 расстояния в час, а второй 1/4.

Определите вид движения, если они движутся в одном направлении и пункт В находится правее пункта А.

2. Два автомобиля выехали одновременно из пунктов А и В в пункт С, который находится между пунктами А и В посередине. Какой автомобиль приедет в пункт С первым, если первый проезжает 3/ 7 расстояния в час, а второй 3/ 8 этого расстояния? Попытайтесь найти несколько способов решения этих задач.

Корреспондент журнала “Юный техник”

В нашу рубрику “В мире математики” пришло письмо от ученика 5 класса гимназии № 39 Исмагилова Булата. Он просит помочь ему выяснить следующее: как изменится дробь, если её числитель увеличить на знаменатель? Он бы хотел получить твердо доказанное утверждение.

Корреспондент журнала “Вокруг света”

В архиве журнала “Вокруг Света” были найдена старинные рукописи. Еще 100 лет назад их прислал в редакцию малоизвестный путешественник Дмитрий Белов, который утверждал, что путешествуя по странам Азии, он обнаружил эти рукописи в одной из старинных гробниц. Ему очень хотелось выяснить историческую ценность этих документов. К сожалению, до сих пор никто не сумел разобраться с этим. Мы надеемся, что Ваши сотрудники помогут нам решить эту проблему: выясните, пожалуйста, что представляет собой поверхность, изображенная здесь, попытайтесь разобраться с записями, сделанными на этом свитке, и быть может, вы узнаете какое-то зашифрованное слово , которое поможет нам во всем разобраться и тогда мы опубликуем результаты ваших исследований в своем журнале. Представляем вам фотографию рукописи. (Эти задания учащиеся выполняют дома, заранее, чтобы успеть разгадать на уроке слово и поговорить о листе Мебиуса)

 

Ё С И У М Б

Корреспондент газеты “Семья”

Я подбираю материал для страницы “Изюминки”.

Уважаемые сотрудники научно-исследовательского института, подскажите, как решить следующую задачу?

В классе 13 девочек и 11 мальчиков.

Из них 2 девочки и 3 мальчика носят очки.

Кто лучше видит – девочки или мальчики?

Хотелось бы, чтобы вы решили эту задачу двумя способами.

Журнал “Мурзилка”

В редакцию нашего журнала пришло письмо от Незнайки.

Незнайка заинтересовался математикой и поспорил с Знайкой, что справится с любой задачей, связанной с дробями. Тогда Знайка предложил ему следующую задачу:

Шли три крестьянина, и зашли на постоялый двор отдохнуть и пообедать. Заказали хозяйке сварить картофель, а сами уснули. Хозяйка сварила картофель, но не стала будить постояльцев, а поставила миску с едой на стол и ушла. Проснулся один крестьянин, увидев картофель и, чтобы не будить товарищей, сосчитал картофель, съел свою долю и снова заснул. Вскоре проснулся другой; ему невдомек было, что один из товарищей уже съел свою долю, поэтому он сосчитал весь оставшийся картофель, съел третью часть и опять заснул. После чего проснулся третий; полагая, что он проснулся первым и съел третью часть. Тут проснулись его товарищи и увидели, что в чашке осталось 8 картофелин. Тогда только объяснилось дело. Сосчитайте, сколько картофелин подала на стол хозяйка, сколько съел уже каждый и сколько должен съесть еще каждый, чтобы всем досталось поровну?

Незнайка очень просит Вас помочь ему. (Эту задачу можно предложить на дом, разобрать решение на следующем уроке.)

IV. Подведение итогов урока. Задание на дом

Учитель. Подошла к концу наша пресс-конференция. Корреспонденты газет и журналов, получив ответы на вопросы, интересующие читателей, опубликуют итоги нашей работы на страницах своих изданий.

Вам, уважаемые сотрудники, научный совет поручает:

  • Решить задачу от Незнайки
  • Повторить изученный материал по данной теме.

Ребята, на этом уроке мы уяснили важную мысль:

Обыкновенные дроби – это важный и нужный материал курса математики и мы с вами будем работать с дробями на протяжении всех лет обучения в школе, поэтому важно овладеть этим инструментом. Сегодня мы с Вами в начале пути и нам еще предстоит познакомиться с другими действиями над обыкновенными дробями уже в 6 классе.