"По просторам родного края" - разработка урока элективного курса "Новошемический родной край"

Разделы: География


Природа в жизни и деятельности людей играет большую роль. Она служит источником материального производства (природные ресурсы) и средой обитания (природные условия). Поэтому знания о природе необходимы обществу в целом, так и отдельному человеку, тем более в процессе модернизации системы школьного географического образования возрастает роль изучения  родного края. Ее решение   продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью формирования личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям Отечества.

Изучение географии с 6 по 9 классы основной общеобразовательной школы способствует накоплению краеведческой информации за счет осуществления в учебно-воспитательном процессе краеведческого процесса обучения. В установлении связи изучаемого в школе материала с теми знаниями , которые приобретают в результате изучения родного края.

При осуществлении краеведческого принципа в обучении в сознании учащихся устанавливается связь между изучаемыми географическими понятиями и закономерностями и их проявлениями на конкретной территории.

Краеведение способствует формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его ценностей и традиций. В нем заложена основа формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края , что способствует становлению личности, небезразличной своей малой родине – земле Новошешминской.

Учитывая возрастающую роль изучения краеведения, я создала программу элективного курса «Новошешминский район – родной мой край». Я считаю, практическая значимость курса велика, поскольку содержание строится на интегрированном краеведческом материале. Курс не дублирует содержание школьной географии, отличается формами организации учебной деятельности, соответствующей социально-экономической направленности. Это интервью, социокультурные практикумы, работа со статистическим материалом и т.д.

Вовлечение учащихся в разнообразные виды учебной деятельности способствуют, творческому развитию детей, повышает интерес к урокам географии, прививает любовь к своему краю, открывает возможности для реализации, становления чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах.

Предлагаю сценарий одного урока из данного элективного курса.

Тип урока: обобщающее повторение по природе Новошешминского района Республики Татарстан.

Цели:

  • Образовательные: обобщить знания и умения учащихся по разделу: «Природа Новошешминского района», применять полученные знания на практике, научить отстаивать свою точку зрения, выявить знатоков природы своего края.
  • Развивающие: развивать творческие способности учащихся,  коммуникативные навыки работы  в группах; углубить познавательный интерес к окружающей среде, к окружающей жизни своего родного края.
  • Воспитательные: воспитание патриотизма,  чувства любви к своей малой Родине, гордости за свой край, формирование бережного отношения к природе своего края, осуществление экологического и эстетического воспитания.

Оборудование: физическая карта Татарстана, Новошешминского района ,знаки станций, герб и флаг Новошешминского района, плакат «щука», мультипроектор, бейджики (красные синие, желтые, зеленые), музыкальное сопровождение: гимн Новошешминского района «Земля Новошешминская».

ХОД УРОКА

«Земля Новошешминская родная,
Ты мне как целый белый свет
Тебя сполна я не познаю:
На это мало кратных лет»

В начале урока звучит гимн «Земля Новошешминская».

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по родному краю. Маршрут нашего путешествия представлен следующими станциями: «Историческая», «Заповедник», «Лес», «Река», «Гора», «Месторождения». (За две недели учащиеся были ознакомлены с порядком проведения данного урока и должны были приготовить необходимые сообщения. Класс делится на четыре команды с опознавательными знаками: красные, синие, желтые, зеленые. Параллельно с путешествием будем проводить различные конкурсы. Оценивать команды будут лучшие ученики, хорошо знающие данный материал, и учитель. Результаты вносятся в таблицу).

Название станций Красные Синие Желтые Зеленые
Историческая        
Заповедник        
Лес        
Река        
Гора        
Месторождения        

– Пора отправляться в путь! Наше путешествие начинается со станции «Историческая». Слово предоставляется ученику. Демонстрируются слайды. (Приложение 1)

Первый конкурс

– На гербе Новошешминского района изображена щука. В течение одной минуты  один представитель из каждой команды рисует по памяти щуку. Победителем становится та команда, у которой более близко к подлиннику изображение. Конкурс оценивается по пятибалльной системе (демонстрируется плакат с изображением щуки).

– Следующая станция «Заповедник». Ученик со знаком станции делает сообщение о ботаническом заказнике «Склон Коржинского». (Приложение 2)

Второй конкурс

– Команды получают список растений, из которого нужно отметить 3 растения, которые могут встретиться в заказнике «Склон Коржинского». За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.Список растений : ковыль Лессинга, клевер луговой, лук шаровидный, адонис майский, подснежник, ландыш, василек русский, зверобой.

– Наше путешествие продолжается. Станция «Лес». Рассказ ученика со знаком станции. Демонстрируются слайды. (Приложение 3)

Третий конкурс «Угадай-ка»

Команды должны отгадать загадки. За каждый правильный ответ получает 2 балла.

– Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото) 
– Виден край,  да не дойдешь. (Горизонт)
– Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
– По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет. (Волна)
– Не дерево, а суковато. (Олень)
– Не птица, а летает. (Летучая мышь)
– Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)
– Висит сито, не руками свито. (Паутина)

– Все молодцы! И мы добрались до станции «Река». Ученик рассказывает о реках Новошешминского района. Демонстрируются слайды. (Приложение 4)

Четвертый конкурс. Викторина

За правильный ответ – 1 балл.

1. Назовите крупные реки Татарстана.
2. Какова протяженность Волги на территории Татарстана?
3. Перечислите реки Новошешминского района.
4. Самая красивая река Новошешминского района? (Шешма)
5. Назовите животное, которое спасло Шарика в мультфильме «Простоквашино». Это животное обитает в реках нашего района. (Бобр)
6. Назовите рыбу, которая спасла Емелю от нищеты.7.Самая длинная река Новошешминского района. (Шешма – 50 км.)

– Мы двигаемся дальше. Станция «Гора». Ученик со знаком станции рассказывает о рельефе Новошешминского района, демонстрируются слайды. (Приложение 5)

Пятый конкурс. Тест

Команды получают тестовые задания. На выполнение задания отводится 3 минуты. Время пошло!

1. Новошешминский район расположен:

а) на востоке республики;
б) в центральной части республики;
в) на юге республики.

2. В пределах Новошешминского района находится древнее Булгарское городище:

а) Биляр;
б) Сувар;
в) Тубылгытау.

3. В настоящее время рельеф Татарстана изменяется в большей степени под действием:

а) внешних процессов;
б) внутренних процессов.

4. В Новошешминском районе преобладают формы рельефа:

а) низменные;
б) гористые;
в) равнинно-холмистые.

5. На формирование рельефа большее влияние оказывают:

а) ветровая эрозия;
б) водная эрозия,
в) антропогенная эрозия.

6. В Новошешминском районе добывают полезные ископаемые:

а) каменный уголь;
б) торф, строительный материал;
в) песок, глина, известняк, нефть.

7. Основная территория Новошешминского района расположена в пределах:

а) Бугульминской возвышенности;
б) Приволжской возвышенности;
в) Заволжской низменности.

8. В районе расположен ботанический заказник:

а) Чатыр-Тау;
б) Склон Коржинского;
в) Урдалы-Тау.

– И, наконец, мы добрались до последней станции «Месторождение». Ученик рассказывает о полезных ископаемых Новошешминского района. (Приложение 6)

Шестой конкурс. «Реклама»

– А теперь, представьте, что вы рекламные агенты, которым нужно прорекламировать предложенные полезные ископаемые так, чтобы состоятельные люди дали денег на их добычу, а именно: песок, глина, известняк, нефть. Команды выполняют задание и представляют свою рекламу.

– Итак, наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги. Команда-победитель получает Диплом Знатока Родного края. И традиционно поем песню «Как здорово!»