Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: образовательный, информационный, средней продолжительности.

Участники проекта: педагогический коллектив ДОУ

Актуальность. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании»,  национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
– обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
– обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
– реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
– помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;
– привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
– обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Проблема: низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов.
В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив ДОУ  определили задачи развития педагогической деятельности, как  основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позволяет удовлетворить его потребности в инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы. Изменения в дошкольных учреждениях потребовали от педагогов определенных умений, в том числе и проектировочных.

Диагностический опрос показал незнание педагогов проектной методики и  отсутствие умения по ней работать.

Цель: Создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ проектной деятельности.

Задачи:

  • Проведение диагностического анализа уровня развития проектной деятельности в ДОУ.
  • Подготовка методических рекомендаций по теме проекта.
  • Разработка системы обучения педагогических кадров (работа проектной группы).
  • Проведение презентации проектов на МО.

Этапы проекта:

1 этапподготовительный –  сбор необходимой информации, диагностирование участников проекта, сбор теоретической информации.
2 этапосновной – определение проблемы, постановка цели и задач проекта, разработка программы деятельности.
3 этапзавершающий – накопление материала, презентация проектов, самоанализ, стендовый доклад, итоговая диагностика.

План мероприятий по повышению уровня проектной деятельности педагогов

№ п/п Содержание деятельности Прогнозируемый результат Исполнители

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов

1. Разработка нормативно-правовой базы: положение о проектной деятельности; положение о временных творческих группах. Создание нормативно-правовой базы Заведующий,
Старший воспитатель

Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов

2. Разработка методических рекомендаций для педагогов Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста Старший воспитатель, проектная группа

Организация работы с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности

  3. Консультация: «Метод проектов и познавательное развитие дошкольников».
Семинар-практикум «Обучение технологии проектирования»
Мастер-класс «Разработка проектов образовательногопроцесса». 
Повышение уровня теоретических знаний педагогов. Старший воспитатель
Педсовет «Использование проектного метода в ДОУ– фактор успешности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса» Появление интереса к проектной деятельности Старший воспитатель
4. Организация работы проектной группы Разработка материалов по реализации проектов Старший воспитатель,
проектная группа
5. Составление перспективного плана детских проектов на новый учебный год Создание творческих групп педагогов.
Накопление педагогами практических навыков проектирования
Старший воспитатель,
проектная группа, воспитатели
6. Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности на новый учебный год Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ
7. Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на новый учебный  год Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ
8. Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов  ДОУ Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ

Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности

9. Мониторинг проектной деятельности Формирование исследователь-ских и аналитических навыков у педагогов.
Внесение корректив в планирование и организацию работы
Старший воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ
10. Анализ результатов проектной деятельности Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ
11. Представление опыта работы ДОУ на различных уровнях Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
Обобщение и распространение опыта
Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ
12. Определение перспектив работы ДОУ по проектной деятельности План работы по проектной деятельности на перспективу Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ

Предполагаемые результаты

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении позволяет сделать следующие выводы:

  • Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
  • Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
  • Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
  • Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
  • Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.