Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают  большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Министерством образования РФ от 17.06.03 подчеркивается, что готовность детей к обучению в школе заключается в формировании у детей качеств личности необходимых для успешного овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и других личностных качеств.

Мои наблюдения показали, что у детей при ряде речевых нарушений отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук связаны с речевой функцией.

Что бы сформировать правильное и четкое произношение слов у детей, я стала искать более интересные и положительные моменты в форме игр.

Я составила преспективный план, специальное обучение может быть эффективным только тогда, когда оно проводится планомерно и систематически. Чтобы провести эту работу, я начала использовать специальные упражнения:

  1. Гимнастики для пальцев;
  2. Игры с пальчиками;
  3. Действия с игрушками и предметами;
  4. Массаж для пальцев;
  5. Игры с речедеятельностью. (Стихи, загадки, потешки, скороговорки, физкульт минутки).

Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Чем больше и лучше тренированы пальцы, тем скорее и лучше заговорить ребенок. Хочется отметить и другую важную сторону этой работы:

Игра на песке

Играя с детьми на песке, я использую предметы различной фактуры. Это развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Я делаю на песке отпечатки кистей рук и рассказываю о том, что при этом чувствую. Затем то же проделывают ребята. Постепенно они накапливают чувственный опыт и учатся обсуждать свои ощущения. Эти простые упражнения имеют огромное значение для психики ребенка. Они стабилизируют его эмоциональное состояние. Развивая тактильно-кинестетическую чувствительность, я работаю над речью ребенка, обогащаю словарный запас, грамматическим строем, связной речью. А как хорошо фантазировать вместе! Погружая руки в песок находить разные предметы, обсуждая, чьи они, как и кем использовались. Или, медленно шевеля руками, изменять ровную поверхность песка, представляя, что мы в горах или в лесу, в море или на другой планете.

А еще песок дает возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры и геометрические фигуры. Это усиливает положительное отношение ребенка к занятиям, позволяя чувствовать себя комфортно на протяжении всей работы.

Связь с семьей во многом облегчают работу воспитателя, и ускоряет успехи ребенка. Результаты моего обследования доводиться до каждого родителя через индивидуальные беседы. Главная цель моей работы с родителями – обеспечить тесное взаимодействие ДОУ и родителей. Для этого провожу такие мероприятия:

– Родительское собрание по теме «ознакомление с программой младшей группы», анкетирование.
– Обучающий семинар-практикум по теме: «Мелкая моторика рук».

Познакомила с играми:

1) Пальчиковая игра со стишками.
2) Пальчиковая гимнастика с потешками.
3) Игра с тестом.
4) Игра пластилином, глиной.
5) Рисование с пальчиками.
6) Игра на песке с речедеятельностью.

Знакомлю родителей с книжками, с журналами, методикой. Оформляю для родителей в уголке стенды, папки-передвежки, советы, альбомы и т.д. Вместе с родителями готовлю развивающую среду. В конце учебного года я снова провожу обследования детей. По результатам обследования можно отметить, что дети успешно справляются с заданиями.

Развивая мелкую моторику рук у детей младшей группы, вместе с родителями корректируем недостатки речи. Проделанная работа показывает, что достигнуты и определенные результаты по развитию речи у детей.

Таким образом, совместными усилиями можно добиться высокого развития мелкой моторики рук и, соответственно, речи.