Занятие "Морская жемчужина"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: дать представление об образовании жемчужин; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих; уточнять высказывания, помогать точно характеризовать предмет; углубить представление о свойствах и качествах предметов; развивать эстетическое восприятие; воспитывать организованность.

Обогащение словаря: моллюск, перламутровый, жемчужина, раковина

Материал: коробочки с бусинками по количеству детей, картинки для игры, украшения перламутрового оттенка, раковина с моллюском, ракушки, баночка с раковиной моллюска-жемчужницы, стаканчики с мелкой разно-цветной солью, бутылочки 0.5 л, лист формата А3, штатив, объемные морс-кие животные, ракушки 3 цветов для подведения итога занятия.

Предварительная работа: занятие по ознакомлению с окружающим “Морские обитатели”, рассматривание альбома “Морские обитатели”, чтение сказки Г. Х. Андерсена “Русалочка”.

Ход занятия

- Ребята, давайте посмотрим, что удивительного и интересного сегодня мы найдем на нашем “Столике удивления” (подходят к столу, поднимают салфетку – на столике лежат маленькие коробочки по количеству детей).

- Посмотрите на коробочки и попробуйте угадать, что там.

- Конфеты, маленькая игрушка, пуговицы.(если дети затрудняются, воспитатель подводит к размеру предмета).

- Угадать, что именно лежит в коробочках, очень трудно. Но одно можно сказать точно, что этот предмет должен быть какой?

- Маленький.

- Почему вы так решили?

- Коробочка маленькая.

- А теперь возьмите коробочки, подойдите к столу, осторожно откройте коробочки и посмотрите, что внутри.

- Бусинки.

- Почему вы решили, что это бусинки, а не просто шарики? Чем бусинки отличаются от шариков? Возьмите в руки, рассмотрите внимательно.

- У бусинок есть отверстия для ниточки и из них можно собрать бусы.

- Какие бусы можно собрать?

- Красивые, длинные,

- Что для этого нужно?

- Бусинки, нитка.

- Какая нужна нитка?

- Прочная, леска.

- Как будем собирать бусы?

- Будем нанизывать бусинки на нитку.

- Можно взять толстую нитку? Почему?

- У бусинки маленькое отверстие.

- Чем они похожи бусинки?

- Размером, формой.

- Чем отличаются?

- Цветом.

- Назовите цвет бусинок.

- Белый, блестящий.

- Найдите самую красивую бусинку. Что вы можете сказать про ее цвет?

- Цвет бусинки белый, но она отличается от остальных, имеет перламутровый оттенок, т. е переливающийся. Какое красивое слово “перламутровый”.Давайте поиграем со словом “перламутровый”: произнесем это слово вместе. Произнесите это слово ласково (грубо), тихо (громко).

- Что еще бывает перламутровым?

- Лак для ногтей, помада, пуговицы, украшения. (Показываем)

- Кто пользуется вещами с перламутровым оттенком?

- Мама, все девочки и женщины.

- Вы сказали, что перламутровыми могут быть украшения. Посмотрите, это бусы из жемчуга. Они перламутровые. А кто из вас знает, где находят жемчужины?

- Под землей, как полезные ископаемые, клад.

- Они находятся на дне моря в раковинах моллюсков-жемчужниц. Хотите я расскажу вам сказку про моллюска. (дети переходят на коврик)

Давным-давно в маленькой раковине моллюска жило загадочное существо. Звали его просто Моллюск (показ).Он был ни на кого не похож: ни на птиц, ни на рыб, ни на растения, ни на других обитателей морского дна. Моллюск стеснялся своей внешности, поэтому никогда не покидал раковину. Он любовался просторами морского дна, лишь чуть-чуть приоткрывая створки раковины(показ). У Моллюска была подружка Русалочка. Она рассказывала другу о чудесах, которые можно увидеть, выплывая на поверхность воды, о голубом небе, солнце, красивых растениях, радуге. Моллюск очень любил слушать рассказы Русалочки. Однажды, плавая по морскому дну, Русалочка нашла волшебную кисточку и подарила ее Моллюску, чтобы он украсил стенки своей раковины красивыми рисунками, тогда ему не будет так скучно. От радости Моллюск стал рисовать все то, о чем рассказывала Русалочка, нанося на стенки слой, за слоем и сам удивился, тому, что у него получилось. Створки раковины стали перламутровыми. Русалочке перламутровый оттенок стен тоже понравился. Тогда Моллюск решил украсить песчинку, которая случайно попала в раковину и подарить ее Русалочке. Работал Моллюск очень много лет, наносил на песчинку слой за слоем. И вот, наконец, подарок был готов, из песчинки получилась великолепная жемчужинка перламутрового оттенка. Русалочка была в восторге от подарка, а Моллюску понравилось доставлять радость. С тех пор, готовить перламутровые жемчужины – основное занятие Моллюска.

(на подносе у воспитателя ракушки)

- Это открытые раковины моллюсков. Как они называются? Что вы можете сказать про них? Какие они?

- Гладкие, блестящие, переливающиеся, перламутровые.

- Моллюск – живое существо. Растет моллюск – растет и раковина. Как определим, какой был моллюск?

- Что общего между ракушками?

- Все раковины внутри перламутровые, если повернуть к солнышку –переливаются. Мы убедились, в природе все моллюски украшают стенки раковины перламутровым слоем. Внутри раковин-жемчужниц образуется жемчуг из песчинок, которые попадают внутрь раковины.

- По-моему на столике удивления что-то осталось.

(на столике под салфеткой лежит баночка с раковиной моллюска-жемчужницы)

- Как вы думаете, что в этой баночке?

- Моллюск, раковина.

- Моллюска достали со дна моря, чтобы мы могли заглянуть внутрь раковины, вдруг там окажется жемчужина.

(воспитатель достает раковину из банки, вытирает салфеткой, дает потрогать детям)

- Что вы можете сказать про раковину? Что чувствуете?

- Холодная, гладкая, мокрая.

- Чем и как нам открыть раковину?

- Поддеть острым предметом.

- Это моллюск. Какой он? На что похож? (можно дать потрогать) какого цвета, размера?

- Скользкий, похож на желе, серый, маленький.

- А вот и жемчужина. Какая она?

- Маленькая, перламутровая, круглая.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, но для этого нужно разделиться на 2 команды. (делимся по любому принципу (мальчики-девочки, предложить выбрать ракушки из двух цветов: красные, синие и т.п. )). Игра называется “Да – нет” (дети отгадывают содержание картинки, подбирая вопросы, на которые можно ответить только да и нет)

У каждой команды на столе картинка на морскую тематику вниз рисунком. Дети осторожно рассматривают картинку, оставляя содержание в секрете от соперников. По считалке определяют команду, которая будет отгадывать первой.

-У вас зверь?

- Нет.

Физминутка по Брейнджиму.

- Моллюск очень любил рисовать. А вы любите? Я предлагаю нарисовать большую морскую картину. Чем мы можем ее нарисовать?

- Гуашью, красками, карандашами.

- Япредлагаю нарисовать ее морской солью.

На столах баночки с мелкой разноцветной солью, мелкие ракушки, бутылочки 0,5 л пластиковые.

- Для того что бы рисовать нужно приготовить морские краски. Какие цвета будем использовать?

- Голубой, синий, зеленый и др.

- Краски нужно пересыпать из стаканчиков в бутылочку.

По ходу действия детям задаются вопросы: что делаешь, какая краска, как пересыпаешь и т.п.

Воспитатель готовит лист и штатив.

- Рисовать будем с помощью маятника. Подвесим бутылочку на крючок и раскачаем маятник.

Во время действия детям задаются вопросы: как сыпется, почему сыпется плохо, что нужно сделать, чтобы “закрасить” большую площадь листа и т.п.

Пустые бутылочки дети складывают в корзинку

- На что похожа наша картина?

- На морское дно.

- Давайте оживим картину. Дополним ее морскими обитателями. Нравится вам картина? Чем рисовали? Какая была соль?

- Подведем итог занятия. Что нового вы узнали сегодня?

- Мы познакомились с новым словом “перламутровый”, узнали откуда берутся жемчужины, познакомились с морским обитателем – моллюском, научились рисовать с помощью маятника.

- У меня ракушки трех цветов: красные, желтые и зеленые. Каждая из них показывает, интересно ли вам было на занятии. Красная – было очень интересно, желтая – не все интересно, зеленая – совсем не интересно. Выберете каждый свою ракушку.

- Что понравилось больше всего? Что не понравилось?

- Молодцы.