Урок-встреча с Афанасием Фетом - выдающимся поэтом-лириком, переводчиком и публицистом

Разделы: Литература


Оформление: фотографии поэта, поэтические сборники Фета (выставка), записи романсов: «На заре ты ее не буди…», «Я тебе ничего не скажу…».

Цели урока:

  • познакомиться с поэтической судьбой А.А.Фета;
  • выделить основные темы и особенности фетовской лирики;
  • на примере стихотворений показать, что произведения Фета, отображая природу в ее тончайших переливах и нюансах, несут в себе огромный заряд жизнеутверждающей силы;
  • помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние;
  • певучесть и музыкальность большинства текстов Фета;
  • выяснить, что поражало современников в характере поэта, почему стихи Фета вызвали большое количество споров, пародий, насмешек.

Предварительное домашнее задание:

  • Индивидуальные сообщения:
  • Начало жизненного пути А.А. Фета.
  • Основные этапы творческой биографии.
  • Цикл стихотворений о любви. (Выучить наизусть 2-3   стихотворения).
  • Стихи о природе. (Выучить наизусть стихотворение).
  • Прозаические произведения Фета.
  • Переводческая деятельность.
  • А.А. Фет – поэт-музыкант.
  • Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» (наизусть).
  • Подобрать стихотворные пародии на это стихотворение Фета.
  • Почему оно (стихотворение) вызывало споры?

Эпиграф к уроку:

Стихи пленительные Фета.

А. Жемчужников

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Кто автор стихотворения?

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой…

Или вот еще строки:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!

Да, автор стихотворений Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся лирик XIX века, талантливый публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев, Л. Толстой и М. Салтыков-Щедрин; А. Блок считал Фета своим учителем. П.И. Чайковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы написали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету» (А. Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Н. Римский-Корсаков), «В дымке – невидимке» (С. Танеев), «Я тебе ничего не скажу…» (П. Чайковский), «На заре ты ее не буди…» (А. Варламов) и другие.
Очень точно сказал о значении творчества А.А. Фета его современник – поэт А. Жемчужников:

Памяти Шеншина  – Фета

Он  в мире грезы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты.
И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта –
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.

– В чем же «пленительность» стихов Фета? Почему его судьбу называют одновременно и счастливой , и печальной? Обо всем этом мы поговорим на уроке.

2. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями

Краткое содержание.

Начало жизненного пути

А.А. Фет (1820-1892 гг.). Мать Фета, Каролина Шарлота Фёт, в 1820 г. Покинула Германию с русским дворянином Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий же отец будущего поэта – Иоганн Фёт – чиновник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была фамилия и дворянское звание. Короткая фамилия Фёт принесла ее в владельцу «жесточайшие нравственные пытки» (фамилия Фёт обрусела и стала звучать как Фет).

Поэт ставит цель – вернуться в дворянское лоно Шеншиных – и с фантастическим упорством добивается ее. (с 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шеншиным.)

Образование

Учился в немецком городе Верро в пансионе, начал сочинять стихи.
Осенью 1838 года Фет стал студентом словесного отделения Московского университета. Восемнадцатилетний Афанасий начал неудержимо писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорьевым, тоже студентом, горевшим страстью к стихотворству. Друзья вместе готовили к печати первый «студенческий» сборник стихов Фета, который вышел под инициалами «А. Ф.». уже следующий сборник появился в журнале под именем «А. Фет».
Литературоведы считают, что буква «ё» превратилась в «е» в фамилии поэта по вине наборщика.
Университет Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увлеченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.

3. Основные этапы творческой биографии А. А. Фета

Творческий дебют – сборник «лирический пантеон» (1840).
Стихи на страницах журналов «Москвитянин» и « Отечественные записки». Поэт, по утверждению Фета, – есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий « божественный вздор» Но стихи Фета, этот «божественный вздор», произвели неизгладимое впечатление на Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского.

Военная служба. (Цель – вернуть дворянское звание и фамилию). Военную службу в Херсонской губернии поэт использует для тренировки воли и выработки непоколебимого упорства к достижению цели кратчайшим путем. Служит твердо и последовательно.

4. Цикл стихотворений о любви

Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с которой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по службе». Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка.
Преобладающая тональность любовной лирики и Фета – трагическая.

5. Чтение выученных стихотворений (« В душе, измученной годами…», «Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок…», «Не вижу ни красы твоей нетленной…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» и другие.)

6Стихи о природе

Сборник «Вечерние огни» – необычайный творческий взлет А.А.Фета.
Цикл стихотворений «о природе», «Весна», «Лето», «Осень», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные его глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.
Выразительное чтение стихотворений о природе.
Фета влечет природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, и он радуется каждому малому, «сиюминутному» проявлению жизни, которая через мгновение окажется уже иной. Его привлекает неповторимость и трепетность этих мгновений.

7. Прозаические произведения Фета.

С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и других были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская проза»: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы – «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда. (Фет купил имение Степановка Орловской губернии, затем имение Воробьевка Курской губернии, приобрел большой дом в Москве, стал расчетливым хозяином и коммерсантом.)

   Поэзия и проза Фета – художественные антиподы. По мнению Фета, проза – язык жизни обыденной, а поэзия – жизнь человеческой души и природы.

8. Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870 – 1892).

Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит».
Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части», потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

9. Чтение стихотворений.

«В вечер такой золотистый и ясный» (1886), «Одним толчком согнуть ладью живую» (1887), «Никогда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» (1892).

10. Переводческая деятельность

Фет переводит античных поэтов, а также произведения Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и других. В переводах стремится к точности. «Конечно, перевожу буквально», – пишет Фет в письме В.С. Соловьеву.

11. А.А. Фет – поэт «чистого искусства»

Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует «рассуждать», вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».

Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства»(как и его единомышленники по взглядам на искусство: В.П. Боткин, А.В. Дружинин, Я.П. Полонский, А.Н. Майков и другие). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию темами:
а) родина; б) природа; в) любовь; г) искусство.

Поэт писал:

Неизбежно,                             В мир стремлений,
Страстно, нежно                     Преклонений
Уповать,                                  И молитв;
Без усилий                               Радость чуя,
С плеском крылий                  Не хочу я
Залетать                                   Ваших битв.

Слово учителя. Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Стихи – это лирические миниатюры, с помощью которых поэт передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой».

12. Размышления над фактами биографии Фета. (Беседа с учащимися.)

Вопросы (ответы записывать в тетрадях):

– В чем суть теории «чистого искусства»? (Фет считал, что искусство не должно быть связано с жизнью. Истинная поэзия, по его мнению, доступна только избранным. Фету были чужды душевные бури и тревоги. Свое творчество он пытался отделить от общественной жизни.)

– Что поражало современников в поступках и характере Фета? (Двойственность: Фет – проникновенный лирик и поклонник красоты во всех ее проявлениях, и Фет – жестокий и расчетливый хозяин, яростный защитник помещичьих интересов.)

– Выделите основные темы и мотивы лирики Фета. (Основные темы и мотивы лирики: а) родина; б) природа; в) любовь; г) поэт и поэзия. Темы родины и природы «нераздельны». Фет умел «очеловечить» русскую природу, найти в ней отзвук своим настроениям. Любовь в изображении Фета – олицетворение и печали, и треволнений, и легкой радости. Любовная лирика отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой. У Фета много стихотворений об искусстве, о роли поэта и поэзии: « Одним толчком согнать ладью живую…», «На стоге сена ночью южной…» и другие. Искусство, по мнению поэта, не должно быть связано с жизнью.)

13. «Визитная карточка А.А. Фета – стихотворение «Шепот, робкое дыханье…». (Выразительное чтение стихотворения и анализ).

Вопросы:

– О чем стихотворение? (О природе. О любви. О свидании. Но ничто не составляет цельного образа…Описать (стихотворение) нельзя, но можно передать впечатление от него, пока оно живо, пока оно не остыло…»)

– Каковы особенности поэтического языка? (В стихотворении ничто не изображается целиком. Какие – то смутные очертания да неясные звуки… Поэт передает неповторимость происходящего. Все стихотворение – одно большое сложное предложение, состоящее из цепочки назывных. Нет ни одного глагола! По словам великого Л. Толстова, «каждое выражение – картина».)

– Почему стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» вызвало большое количество споров и насмешек? Какие стихотворные пародии вы знаете? (Критике подвергалось содержание стихотворения, а не поэтическое мастерство Фета.)

Вот одна из пародий.

Сатира «Беседа с Музой» (1863)

– Стой!– прервала Муза, –
Вникнет
В эту песнь сонм важных лиц,
И как раз тебе он крикнет:
Цыц! Цыц! Цыц!
Скажут: песня не из лестных…
Навлечешь как раз их гнев,
Лучше пой, брат, про прелестных
Дев! Дев! Дев!
Обратись к луне, природе,
Пой утехи юных лет –
Ведь поэт же в этом роде
Фет! Фет! Фет!
Василий Богданов

14. Индивидуальное сообщение: «А.А. Фет – поэт-музыкант»

15. Прослушивание романсов на стихи Фета («На заре ты ее не буди…», «Я тебе ничего не скажу…»).

Вопрос:

– Ваше впечатление от романсов?
Одним из первых было положено на музыку композитором Варламовым стихотворение «На заре ты ее не буди…». Чувства женщины переданы Фетом с исключительной художественной выразительностью.

Выводы.

Муза Фета служила идеалом красоты и любви. Поэт «умел подмечать тонкие, едва уловимые проявления жизни природы и человеческих переживаний». Необычные сочетания простых русских слов, пронизанные музыкой ритма, заставляли читателей проникнуться настроениями поэта. Поэтические смелость и простоту Фета в изображении природы и человека высоко оценили передовые читатели.

16. Домашнее задание.

1. Сообщение по группам:

1-я группа. Русская природа в лирике А. Фета.
2-я группа. Как понимает А. Фет назначение поэзии.
3-я группа. Характерные особенности лирики А. Фета. (На основе анализа 2-3 стихотворений.)

2. Стихотворение наизусть (по выбору).

Литература.

  1. Афанасий Фет. Стихотворения / Вступит. Статья А. Тархова. М.: Правда, 1983.
  2. В мире литературы: Учеб. для 10кл./ Под общ. ред. А. Г. Кутузова. М.: Дрофа, 2002.
  3. История русской литературы (вторая половина) / Под ред. проф. Н. Н. Скатова. М.: Просвещение,1991.
  4. Лебедев Ю.В., Кузнецов М.Б. Литература. 10кл.: Метод. советы. М.: Просвещение,2000.
  5. Ревякин А.И.История русской литературы. XIX