Программа развития самосознания учащихся 8-х классов "В поисках своего Я"

Разделы: Школьная психологическая служба


В последние годы образовательные учреждения участвуют в реализации Муниципальной Модели Профильного Обучения: осуществляют предпрофильную подготовку учащихся 8-9 классов и профильное обучение старшеклассников. На данном этапе деятельности ОУ обращают большое внимание на профессиональное самоопределение детей, при этом развитию личностных особенностей учащихся часто уделяют недостаточное внимание. Вместе с тем, профессиональное становление учащихся невозможно без полноценного личностного развития. Это особенно актуально на этапе предпрофильной подготовки учащихся в 8 классе, т.к. центральным личностным новообразованием этого возрастного  периода является активное развитие самосознания подростка, а именно чувства взрослости и «Я-концепции».

Говоря о возрастных особенностях, следует отметить, что возраст  13-14 лет, часто называют периодом открытия Я, когда подросток начинает задумываться над вопросами «Кто я?», «Чего я хочу и что могу?».  

Познание себя, формирование на этой основе определенного отношения к себе, изменение самооценки – эти и многие другие явления, которые в психологии обобщаются понятиями «самопознания», «образа-Я», Я-концепции» рассматриваются практически всеми исследователями как наиболее существенные качественные преобразования подросткового возраста. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно проводить работу, способствующую   развитию самопознания.

Реализация программы: «В поисках своего Я» способствует полноценному развитию личности подростка,  помогает ему  понять других людей, определить отношение к  самому себе и наметить некоторые жизненные перспективы.

Цель: Содействие процессу личностного развития, формированию предпосылок для развития  позитивной «Я-концепции».

Задачи:

 – способствовать развитию интереса к самому себе, формировать собственную культуру самопознания,
– содействовать расширению самосознания подростков,
– формировать у участников установку на саморазвитие в рамках занятий,
– познакомить с основными состояниями человека (Ребенок, Взрослый, Родитель) и их поведенческими проявлениями,
– стимулировать развитие рефлексивных способностей,
– способствовать осознанию учащимися  жизненных целей и трудностей на пути  к их достижению.

Принципы построения программы:  

  1. Ориентация на возрастные особенности – актуальность психологической информации, доступность изложения.
  2. Принцип личностно-ориентированного подхода в реализации программы, т.е. учет потребностей и возможностей детей данной группы, создание зон ближайшего развития.
  3. Принцип последовательности в построении и реализации занятий. Каждое занятие базируется на предыдущем и является основой следующего за ним.
  4. Принцип самодиагностики, помогающий самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно значимых проблем.
  5. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их доверии друг к другу.
  6. Принцип обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий.

Данная программа состоит из 3 блоков, каждый из которых выполняет определенные функции.

Первый блок: «Я-концепция и её ключевые компоненты» направлен на развитие у учащихся интереса к изучению себя, определение  своих потенциальных возможностей, способностей, создание условий для формирования у учащихся положительных качеств личности.

Второй блок: «Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель» ориентирован на ознакомление подростков с основными состояниями человека и их поведенческими проявлениями, рефлексию собственного поведения.

Третий блок: «Саморазвитие личности» включает в себя игры и упражнения, способствующие осознанию у учащихся  необходимости определения жизненных целей, ориентиров и наметить пути их достижения.

Программа предназначена  для учащихся 8-х классов ОУ с низкой потребностью в самоопределении и испытывающих трудности в выборе индивидуальной образовательной траектории.

Программа состоит из 10 занятий общей продолжительностью – 10 часов. Время проведения одного занятия – 1 час (астрономический). Каждый блок программы состоит из определённого количества занятий: первый блок – 4 занятия (4 часа); второй блок – 3 занятия (3 часа); третий блок – 3 занятия (3 часа). Частота проведения занятий составляет 1-2  раза в неделю.      

Количество занятий не является неизменным и может быть увеличено в зависимости от конкретных результатов работы группы и достижения поставленных целей.

Занятия проходят в групповом режиме. Для более эффективного проведения занятий количество участников группы не должно превышать 15 человек.

Тематическое планирование

Тема

Форма проведения

Кол-во часов

I Блок: «Я-концепция и её ключевые компоненты»

1 Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя? Беседа, разминочные игры, психологические упражнения, анкетирование, тестирование, тематический рисунок, наблюдение, самоанализ. 1 час
2-3 Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница. 2 часа
4 Я в глазах других людей. 1 час

II Блок: «Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель»

5 Три состояния личности. Внутренний Ребёнок: какой он? Наблюдение, беседа, психологические упражнения, разминочные игры, тематический рисунок, групповая дискуссия, моделирование ситуаций, тестирование. 1 час
6 Внутренний Родитель: какой он? 1 час
7 Внутренний Взрослый: какой он? 1 час

III Блок: «Саморазвитие личности»

8 Каким я хочу быть? Разминочные игры, дискуссии, психологические упражнения, моделирование ситуаций, беседа, тематический рисунок, анкетирование. 1 час
9 Жизненные трудности и их роль в саморазвитии личности. 1 час
10 Саморазвитие личности и достижение жизненных целей. 1 час
Всего: 10 ч.

Прогнозируемый результат:

  1. Развитие рефлексии учащихся;
  2. Составление личностного психологического портрета;
  3. Формирование умения построения жизненной перспективы и преодоления жизненных трудностей;
  4. Осознание потребности в личностном саморазвитии и самоопределении;
  5. Формирование предпосылок для развития позитивной «Я-концепции».

Список литературы, используемый при создании программы:

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: 2006.
  2. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.М.: 2006.
  3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: 2006.
  4. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. М.: 2004.
  5. Селевко Г.К. Найди себя. М.: 2006.
  6. Селевко Г.К. Найди свой путь. М.: 2006.
  7. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля.  М.: 2000.
  8. Таджиева Н.М. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.
  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). М.: 2005.
  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? 1-4 часть. М.: 1998.

Приложение 1

Приложение 2