Урок химии по теме "Общая характеристика галогенов"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Образовательные:
    • обеспечить усвоение учащимися положения галогенов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенностей строения их атомов и физических свойств.
  • Воспитательные:
    • воспитание ответственности за порученное дело;
    • формирование умений и навыков работать в группе.
  • Развивающие:
    • развитие умений выделять главное, существенное;
    • развитие логического мышления;
    • развитие умения пользоваться химическим языком;
    • развитие познавательного интереса;
    • развитие коммуникативных качеств личности, культуру умственного труда.
  • Здоровьесберегающие:
    • выстраивание модели здоровье сберегающего урока.

Оборудование:

  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
  • ребусы-загадки;
  • карты расследования;
  • цветные карточки задания с характеристиками неметаллов по положению в Периодической системе;
  • тест-контроль

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы урока: методика А.Г. Ривина, обратная методика А.Г. Ривина.

Технология: КСО В.К. Дьяченко.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Источники учебной информации

Подготовительный

2 мин. 1. Мотивация учащихся к работе на уроке через решение ребусов и загадок по теме «Галогены» (Приложение 1)
Учащиеся распределены на 4 группы по 4 человека.
Принципы формирования групп:
  • По результатам социометрии (взаимный выбор, конфликтные пары)
  • По достижению учащимися определенного уровня в знании предмета:

Н – не достигшие минимального уровня
М – достигшие минимального уровня
О – достигшие общего уровня
П – вышедшие на продвинутый творческий уровень.

Группы формируются неоднородные: НМОП.
Все группы, в которые входят ученики типа Н, условно относятся к группам выравнивания, главная цель которых – выведение учеников Н на уровень М. Работа в таких группах полезна и ученикам высоких уровней, так как, объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше.

1. Учащиеся в группе выполняют задание, затем из ответов выбирают себе тему для самостоятельного изучения.

Использование игрового момента на уроке способствует формированию положительных познавательных мотивов, развитию творческого потенциала обучаемых, их памяти, воображения и мышления. Игры также способствуют изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. 

4 карточки с загадками, ребусами

Основной

7 мин. 2. Предлагает учащимся выбрать цветовую карточку-задание по выбранной теме (текст-методика Ривина, или план задание – обратная методика Ривина) (Приложение 2)

Для работы по методике Ривина нужен текст, а как побочный результат работы получается подробный план этого текста.
Работая с обратной методикой Ривина, необходимо работать с подробным планом, и по нему восстановить (или получить) содержания текста.

2. Индивидуальная работа с карточкой по тексту (методика Ривина) или с планом – заданием (обратная методика Ривина)

Алгоритм выполнения задания по методике Ривина:

1 этап: Самостоятельное изучение текста карточки

>   чтение текста;
>   выяснение смысла отдельных слов и уточнение границ понимания;
>   осмысление отдельных предложений;
>   определение главной мысли текста;
>   выделение аргументаций и выводов;
>   рассмотрение частных примеров;
> целостное осмысление текста;
> письменная фиксация главной мысли.

Учебник Химия 9 класс; О.С.Габриелян

§ 21, стр. 96
§ 23, стр. 107
§ 27, стр. 122
§ 28, стр. 126

Алгоритм работы

5 мин 3. Организация работы групп постоянного состава по  одинаковым цветовым сигналам (4 группы)
Наблюдает, консультирует.
3. Обсуждают отработанный материал, задают уточняющие вопросы друг другу.

2 этап: Обсуждение главной мысли текста с напарниками по такому же цветовому сигналу

>  уточнение  и корректировка основной мысли текстов карточек.

Карточки одного цветового сигнала с одинаковыми темами
15 мин 4. Организация работы групп: пары сменного состава.
Наблюдает, советует, косвенно руководит работой учащихся.
4. Проработка материала со всеми участниками группы

3 этап: Работа в парах сменного состава

>  работа с напарниками внутри своей группы (объяснение своего материала, изучение материала напарников)
>  напарники задают друг другу  вопросы для того, чтобы, отвечая на них, уточнили значение терминов, словосочетаний, уловили смысл текста карточки
>  главные мысли карточки напарника записать в тетрадь
> таким образом, внутри группы изучить все темы

Карточки разного цвета с различными темами для изучения

Аналитический

2 мин 5. Уточняющие вопросы:

>  Хорошо ли Вы изучили свою карточку и смогли ли Вы объяснить свой материал напарникам в группе?
> Был ли понятен Вам материал всех участников групп?
> Какие уточняющие вопросы Вы бы хотели задать?

5. Анализ полученной информации от всех участников групп. Ответы на вопросы.  

Контрольный

6 мин 7. Предлагает учащимся определиться с уровнем усвоения материала и выбрать тест-контроль (Приложение 3) 7. Выполнение тест – контроля по уровням

Учащиеся выбирают себе тест для выполнения не ниже своего уровня, т.е. девятиклассник – тест для 9 класса, восьмиклассник – тест для 8 класса, семиклассник – тест для 7 класса. Но также возможно выбрать тест выше своего уровня.

Тест-контроль

Рефлексия

2 мин 8. Предлагает оценить свою деятельность, заполнив карту самоконтроля.
Впечатления от урока оценить при помощи смайлика (Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6):
– все понятно, удовлетворен собой
– не понравилось, ничего не понятно
– что-то осталось не понятно, хотелось бы еще дополнительно в чем-то разобраться
8. Каждый учащийся осуществляет самооценку своей деятельности по карте самоконтроля и выбору смайлика.