Методическая разработка итогового события на тему "Входи, весна, в каждый дом – тебе, весна, все рады"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель: познакомить детей с обрядовыми действиями, сопровождающими народные праздники.

Задачи:

  • формировать первоначальные представления о жанре русского фольклора – закличка;
  • учить устанавливать простейшие связи между временем года и событиями в жизни русского народа;
  • продолжать формирование диалогической речи и обогащение словаря в процессе знакомства с малыми фольклорными формами;
  • воспитывать интерес к традиционным народным праздникам.

Предварительная работа:

  • Беседы: о весенних народных праздниках, приметах весны, традициях;
  • Рассматривание иллюстраций, картин, чтение литературы, стихов, заучивание потешек,  закличек, песенок;
  • Рассматривание тематических альбомов;
  • Рисование: «Весна – красна»;
  • Лепка пряников из слоёного теста и пластилина;
  • Аппликация: «Ветка вербы»;
  • Слушание: голоса птиц, русские народные мелодии,
  • Музыкально-ритмические движения: народные хороводы весенней тематики, дети+родители.

Взаимодействие с родителями:

Знакомство с народным праздничным этикетом, народной кулинарией. Заучивание потешек, приговорок, закличек.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети  вместе с родителями и воспитателем  распечатывают письмо в приёмной, заходят в зал, перегороженный пополам. Одна часть оформлена как лес, вторая – дом бабушки.

Воспитатель.  

«Кто-то бросил мне в окошко, посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо ?
Может это воробьишко, пролетая обронил?
Может кот письмо, как мышку, на окошко заманил?
Ждёт нас в гости бабушка».

Дети заходят в зал, оформленный как лес.

– Мы пойдём через лесочек, полюбуемся весной. Посмотрите, лес просыпается ото сна. Послушаем весенние песенки леса.

Воспитатель. Весна видна везде. Какие приметы весны вы знаете?

Примерные ответы детей (солнце пригревает, тает снежок, бегут ручьи, прилетают птицы).

Воспитатель. Как много примет вы знаете!
Все эти чудесные превращения в природе, в жизни леса, зверей, людей происходят когда?

Ответы детей

Воспитатель. Давайте позовём весну все вместе. Я начну, а вы за мной повторяйте.

Весна, весна красная
Весна, весна ясная
Приди, весна с радостью
Приди, весна с милостью.

Воспитатель. Повеселим весну весёлым хороводом.

Вот уж зимушка проходит.

Звучит музыка.

Воспитатель. Весна совсем близко. Мы её песнями-веснянками, стихами да словами ласковыми звали. Она услышит наши звонкие голоса и придёт. Слышите, ребята, в лесу ещё кто-то ходит. Кто это?  Не хотите ли посмотреть?  

Ответы детей (хотим, хотим, давайте пойдём посмотрим!)

Идут дети на полянку, а там медведь спит на пенёчке.
Из группы детей появляется заяц, толкает медведя лапой.

Заяц:

Без забот и тревог, спит медведь в своей берлоге
Просыпайся, косолапый, разомни-ка свои лапы!
Медведь встаёт, отряхивается

Медведь:  

ох, промокла моя шуба, слышу, капает вода.
Посмотрите, кругом лужи...

Заяц:  

Это к нам пришла весна!
Сильней солнце припекает, на опушке снежок тает,
И проталинки кругом, ручейки бегут бегом.

Медведь:  

Эх, поспал зимой на славу! Только голодно мне стало...
Надо корма поискать, чтоб немножко пожевать.
Медведь оглядывается и достаёт корешок

Медведь:

Зайчик, ты куда спешишь? Посиди со мной немного...

Заяц:  

Нет, у меня заботы много, тебе счастливо оставаться,
Сил побольше набираться. (Уходит)

Медведь:  

Я пойду на солнцепёк и погрею правый бок,
Свою шубку просушу, на цветочки погляжу.

Все дети с героями идут на стульчики.

Воспитатель. Приметы весны везде видны. Что изменилось в жизни медведя весной?

Ответы детей

Воспитатель. Кто ещё просыпается в лесу весной?

Ответы детей

Воспитатель:

Среди берёзок белых видна избушка бабушки,
Из трубы идёт дымок, значит бабушка нас ждёт.

Открывается занавес

Бабушка Арина:  Здравствуйте, внучата, мои милые! Милости просим!

Рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем.

Дети здороваются

Воспитатель: Бабушка, в честь праздника светлого мы тебе подарки принесли.

Бабушка Арина: Спасибо, мои дорогие, рада подаркам и вниманию.

Воспитатель достаёт из корзинки подарки и предлагает детям вручить подарки бабушке Арине:

– От Полинки косынку,
– от Георгия половичок,
– от Ксюши фартучек весь в рюшах,
– от Виктории и
– Кати салфеточки.

Бабушка: Давно я вас не видела, соскучились. Проходите, рассаживайтесь вокруг печки, согрейтесь, обсушитесь. Живу я в доме не одна. Догадайтесь с кем?

Примерные ответы детей (с козочкой, с курочкой, с внучкой, с дедушкой, с котиком) после ответа котик останавливает перечисление.

Воспитатель: Бабушка Арина, мы про котика много стихов и поговорок знаем.

Инсценировка потешки:

1. Как у нашего кота, шубка очень хороша,
Как у котика усы удивительной красы,
Глазки смелые, зубки белые.

2. Котик серенький присел на печурочке
И тихонечко запел песню Юрочке
Вот проснулся петушок, встала курочка,
Подымайся, мой дружок, встань мой Юрочка!

3. Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл,
На печи калачи, как огонь горечи!
Пряники пекутся, коту в лапы не даются!

Бабушка: Как хорошо, что вы мне про печку напомнили! Я вам гостинец пеку, проверю, готов ли.

Заглядывает в печку

Воспитатель: Чем так вкусно пахнет?

Бабушка: Пряничками.

Воспитатель: Мы про прянички тоже потешку знаем.

Воспитатель: Кисонька-мурысонька, ты где была?
Кисонька: На мельнице
Кисонька-мурысонька, что там делала?
Муку молола.
Кисонька-мурысонька, что из муки пекла?
Прянички.
Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела?
Одна.
Не ешь одна, не ешь одна!

Педагог с ребёнком читает по ролям.

Воспитатель: Для чего ты бабушка пряники печёшь?

Бабушка: А как вы думаете?

Ответы детей (Чтобы чай пить).

Бабушка: Так сегодня третья встреча весны. Благовещенье.

Воспитатель: Разве весну встречать надо?

Бабушка: Обязательно! Первый раз её закликают в начале марта, в день Авдотьи-плющихи. Дети делают свистульки, выходят на улицу, свистят и весну закликают.

Воспитатель: По-моему, Тима знает такую закличку.
Весна, весна красная, из-за тёмных лесов, из-за синих морей приходи, солнцем, светом озари.

Бабушка: Вторая встреча весны на Сороки, в этот день ожидают прилёт жаворонков.

Воспитатель: Мы знаем, жаворонки прилетайте, красное лето приносите.

Бабушка: Пекли печенье, его раздавали и приговаривали. Жаворонки прилетели , на головку деткам сели, здоровья желали.
Сегодня третья встреча весны! В этот день пекут пряники, пряник нужно съесть с другом, мамой или папой, разломить его пополам, поделиться. А чем мы можем поделиться с другом?

Ответы детей (улыбкой, хорошим настроением, радостью и конечно пряничком).

Воспитатель: Почему праздник назвали Благовещенье?

Бабушка: Потому что весна идёт, благая весть, хорошая весть.

Бабушка заглядывает в печь

Бабушка: Вот и готовы мои прянички. Ребята, на что они похожи?

Ответы детей (на сердечко, на птичек, на солнышко).

Воспитатель: Как вкусно они пахнут!

Бабушка: Издавна на Руси пекли это сладкое угощение прянички. Готовят пряники из специального пряничного теста. К вашему приходу пекла, старалась. Собрала вам гостинчик, возьмите с собой.

Смотрит в окошко

Бабушка. Сколько народа вышли на улицу праздник встречать! Угостим всех пряничками!

Воспитатель. Ребята, упакуем пряники в яркие мешочки.

Дети с педагогами оформляют конвертики с подарками, идут к гостям.

Читает ребёнок:

Жавороночки, прилетайте к нам
Принесите нам весну тёплую
Унесите прочь зиму холодную
Нам зима долга, ох наскучила
Руки, ноги нам отморозила.

Уж ты пташечка лето красное
Ты слетай за море, за дальнее
Ты возьми ключи от неба от синего
Замкни зимушку понадёжнее
Отомкни весну, весну красную.

Всех приглашаем на чаепитие и с гостями идём пить чай.