Сочинения-миниатюры на основе цитат (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

Разделы: Литература


Изучение романа-эпопеи “Война и мир” ставит учителя и учеников перед особыми трудностями. Огромный текст, длинные фразы Л. Н. Толстого, сложная мысль которого не хотела укладываться в “рубленые” предложения, характерные для нашей современной речи, далекие исторические события, труднопредставимые для нашего современника образ жизни и внутренний мир героев, постоянные “перебивы” русской и французской речи, философские размышления писателя, лишь косвенно связанные с течением событий, настойчивость нравственных поучений пророка – все эти обстоятельства оказываются барьером не только для юного читателя, но и для уроков литературы, на которых идет речь об этом великом романе [2].

Главная педагогическая и эстетическая цель изучения романа-эпопеи – вхождение читателя в смысл каждого события, в сознание каждого героя и в стиль писателя, его манеру в самом характере повествования выражать свое отношение к изображаемому. Написание сочинений-миниатюр как один из методов, применяемый в комплексе с другими, позволяет приблизиться к достижению главной цели.

Сочинения-миниатюры, в отличие от больших итоговых сочинений, которые чаще всего написаны как рассуждение, полезно проводить в трех типах речи: описание, повествование и рассуждение. Эти небольшие по объему работы творческого характера требуют внимания к деталям, выдумки, фантазии, стилистического мастерства. Темы этих сочинений, касающиеся мелких деталей, штрихов, характеристик, портретов, помогут подготовиться к большому сочинению или же позволят учителю оценить знания учащихся при работе с маленькими или обзорными темами. Сочинения-миниатюры могут выполняться и в классе, и дома – либо как промежуточная работа на уроках по крупной монографической теме, либо как один из видов итоговых работ по темам, где не планируется крупное сочинение. Сочинение-миниатюра не повторяет тематики больших сочинений. Миниатюра – это не конспект большого сочинения, а самостоятельная творческая работа малого жанра [1].

Сочинения-миниатюры позволяют осуществить дифференцированный подход к учащимся, поскольку миниатюры различаются по уровню сложности, могут учитывать индивидуальные предпочтения и интересы учеников.

При изучении романа Л.Н. Толстого “Война и мир” каждый учащийся может написать несколько миниатюр. Эти небольшие работы создаются на разных этапах урока (могут быть написаны в начале, в середине или в конце урока), решают разные учебные задачи. Особенность рассматриваемых миниатюр заключается в том, что все они пишутся на основе цитат из романа “Война и мир”.

Сочинения-миниатюры по роману Л.Н. Толстого “Война и мир” (на основе цитат из романа).

Вид миниатюры. Задача учащегося. Пример цитаты из романа “Война и мир”, на основе которой пишется миниатюра.
Дополнение. Учащийся дополняет предложенное описание или фразу из романа, исходя из собственного понимания специфики романа и его стилистических особенностей. Малая часть присутствовавших состояла из случайных гостей – преимущественно молодежи, в числе которой были Денисов, Ростов и Долохов, который был опять семеновским офицером. На лицах молодежи, особенно военной, было выражение того чувства презрительной почтительности к старикам, которое как будто говорит старому поколению: уважать и почитать вас мы готовы, но помните, что всё-таки за нами будущность (Т.2, ч.1, гл. III).

– Нет, не то, но хуже. Вы увидите. Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить... потому что... (Т.4, ч.1, гл. XIV).

Штрихи к портрету. Учащийся пытается описать переживания героев в определенный момент действия, раскрыть психологическое состояние персонажа и отразить это через такие черты портрета, как мимика, жесты, выражение глаз, улыбка. – Ты спи, а я не могу, – отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

– Соня! Соня! – послышался опять первый голос. – Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало (Т.2, ч. 3, гл. II).

Размышление. Учащийся формулирует свое представление о рассматриваемом понятии, явлении, вопросе. – … Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну <…> А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду... Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! (князь Андрей. Т.3, ч.1, гл. XXV).
Наблюдение. Учащийся определяет, о каком герое идет речь в предложенном отрывке, самостоятельно находит примеры в тексте романа по теме миниатюры,
делает выводы на основе подобранных примеров.
Глаза – зеркало души.

1) ________ умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной;

2) _________ не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку;

3) нечаянно взгляд его встречался с прекрасными наглыми глазами _____________;

4) показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и молодых блестящих глаз;

5) Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом;

6) Глаза _______, спокойно и твердо глядевшие на Ростова, были как будто застланы чем-то, как будто какая-то заслонка -– синие очки общежития -– были надеты на них. Так казалось Ростову;

7) Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд _________;

8) ___________ испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея и на мать, и вышла;

9) князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему миру;

10) глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском;

11) Слова были ласковы, улыбка была на губах и на лице, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, _________ не мог придать радостного и веселого блеска;

12) глаза __________, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты

13) сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея.

Дискуссия. Учащийся выражает свое несогласие с мнением, высказанным персонажем или автором,
приводит аргумент в подтверждение своей позиции.
– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным…А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам. Да, да, да! (Андрей Болконский. Т.1, ч.1, гл. VI)

– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения (Т.3, ч.1, гл. VI).

Комментарий. Учащийся поясняет значение слов, действий персонажей, слова автора;
для написания такой миниатюры учащемуся необходимо обратиться к комментариям к роману “Война и мир”.
Слова или явления, который должен пояснить ученик, выделяются в цитате курсивом.
"Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!... Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладанке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!" (Т.1, ч.3, гл. XIX)
Истолкование. Учащийся объясняет, как он понимает конкретные сцены из романа; поступки, слова, мысли персонажей; размышления автора. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла... Ну, да не надолго! – прибавил он (князь Андрей. Т.3, ч.1, гл. XXV).

Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками (Т.1, ч.3, гл. XIX).

Примеры других цитат, на основе которых могут быть написаны сочинения-миниатюры по роману-эпопее, представлены в Приложении 1.

 

Пример включения сочинения-миниатюры в урок.

Тема урока: Образ Наташи Ростовой.

Цель урока: синтезировать и углубить знания учащихся об образе главной героини; выяснить, почему Л.Н. Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу Ростову.

Содержание урока и деятельность учащихся:

  1. учащиеся выстраивают галерею женских образов русской литературы XIX века (героини А.С. Пушкина, Н.Г. Чернышевского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова), выделяют ключевые характеристики женских образов;
  2. анализируют эпизоды, на основании наблюдений делают выводы о характере Наташи Ростовой;
  3. готовят небольшие сообщения по индивидуальным вопросам;
  4. заполняют таблицу “Характеристика Наташи Ростовой”;
  5. пишут сочинение-миниатюру (одну на выбор);
  6. знакомятся с отрывками из работ литературоведов, интерпретирующих образ Наташи;
  7. работают с иллюстрациями (вниманию учащихся предлагаются иллюстрации Л. Пастернака, Д. Шмаринова, К. Рудакова, В. Серова, А. Николаева);
  8. возвращаются к цели урока и отвечают на поставленный вопрос: почему Л.Н. Толстой больше всех других героинь любил Наташу?

Вид миниатюры: штрихи к портрету, комментарий.

Этап урока, на котором пишется миниатюра: на этапе творческого применения и добывания знаний, освоения способов деятельности путем решения учебных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Цитаты и пояснения к миниатюре:

1. Штрихи к портрету (Задание для учащегося: прочитайте цитату из романа. Попробуйте описать внутреннее состояние Наташи, в котором она пребывает. Как это необычное внутреннее состояние может быть выражено через портрет Наташи? Опишите выражение ее глаз, улыбку, жесты).

а) – Ты спи, а я не могу, – отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

– Соня! Соня! – послышался опять первый голос. – Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. (Т.2, ч. 3, гл. II)

б) – Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шепотом, придвигаясь к Николаю и Соне, ... – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете...

– Это метампсихоза, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.

– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шепотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где-то и здесь были, и от этого всё помним... (Т.2, ч.4, гл. IX)

2) Комментарий (Задание для учащегося: прочитайте цитату из романа. Обратите внимание на слова, выделенные курсивом. Выясните значение этих слов (обратитесь к комментариям к роману). Напишите миниатюру на тему: “Детский бал в романе Л.Н. Толстого”).

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. <…> Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцевать и веселиться, как хотят этого 13-ти и 14-ти-летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцевали даже pas de châle лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцевали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. (Т.2, Ч. 1, гл. XII).

3) Истолкование (Задание для учащегося: прочитайте цитату из романа. Как данный эпизод раскрывает особенности мировосприятия Наташи?)

Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.

Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.

– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне (Т.2, Ч. 1, гл. XII).

Дополнительный материал: комментарии к роману, карточка с дополнительной информацией и иллюстрацией. (Приложение 2)

Сочинение-миниатюра учит работать с дополнительной информацией, привлекать комментарии для более глубокого погружения в текст, через художественный текст обращаться к изучению фактов истории и явлений русской культуры, развивает наблюдательность и внимательное отношение к разного рода деталям.

Текст художественного произведения концентрирует разнообразную информацию. Сочинение-миниатюра позволяет выделить и подчеркнуть наиболее важные аспекты литературного текста и со стороны его содержания, и со стороны формы.

Список литературы.

  1. http://www.sinykova.ru/biblioteka/lebedev_literatura_10kl_metod/3.html
  2. http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literatura_10kl_Metod/9.html