Урок окружающего мира по теме "Пустыни". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


4 класс.

Программа – «Перспектива».

Учебник окружающего мира А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой.

Цели урока:

  • познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека;
  • развивать любознательность, интерес к обучению; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта природных зон, презентация, карточки для самостоятельной работы – приложение, рабочая тетрадь к учебнику окружающий мир авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, тесты для 4 класса авторов А.А. Плешакова, Н.Н. Гара, З.Д. Назаровой.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности.

<2 слайд>

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.

– За что надо любить нашу землю, природу?

II. Актуализация знаний.

– Начнём урок с повторения.

– Какая самая холодная природная зона?

– Где расположена?

– Какая зона располагается на побережье Северного Ледовитого океана?

– А какая самая обширная зона?

– А что находится южнее лесной зоны?

– Покажите все эти природные зоны на карте.

– Сейчас вы будете работать на карточках. Вам нужно будет узнать растения и животных и написать к какой природной зоне они относятся.

Работа на карточках.

Зона ледяных пустынь
растения животные
   
Тундра
растения животные
   
Лесная зона
растения животные
   
Степи
растения животные
   

(лишайники, водоросли, северный олень, ягель, белый медведь, тюлень, лемминг, брусника, кедровка, бурый медведь, липа, сосна, степной орёл, суслики, дрофа, ковыль, типчак, скарабей, джузгун)

III. Этап. Выявление места и причины затруднения.

Проверка на слайде. <3 слайд>

– Все слова использовали?

– В чём затруднение? (мы не знаем, что такое джузгун и скарабей и к какой зоне их отнести)

– Какие цели урока? ( узнать, что такое джузгун и скарабей и к какой зоне их отнести )

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

– Давайте построим план выхода из затруднения.

– Отгадайте загадку:

Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся несмело на жёлтый песок.
В воздухе жёлтом
В плотном, как мёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт.

– Да, это пустыня. Какая тема нашего урока? <4 слайд, 2 нажатия >

– Это песчаная пустыня, а есть ещё глиняные пустыни.

<5 слайд>

– А пусто ли в пустыне? (высказывания детей)

– А люди там живут?

– О чём ещё нужно узнать?

План.

  1. Растительность пустыни.
  2. Животный мир.
  3. Пустыни и человек.

V. Реализация построенного проекта. Аналитическая работа в группах.

Класс работает в группах.

Первая группа готовит сообщение о растительном мире пустыни.

Вторая группа о животных пустыни.

Третья группа готовит сообщение на тему: «Пустыни и человек».

Им раздаются карточки-помогайки.

(На подготовку и сообщение отводится 10 минут)

VI. Первичное закрепление в проговаривании (в громкой речи).

– Выполним задание №1 в тетради на страницах 39–40.

(Дети цепочкой называют растения и животных)

VII. Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону.

– Выполните самостоятельно задание 32 на странице 39 (3 минуты).

– Проверим по эталону. <22 слайд>

VIII. Этап включения в систему знаний.

– Выполняем задания в тестах на страницах 37-39.

IX. Рефлексия.

– Дома читать на страницах 122-131, отвечать на вопросы.

– Какую цель ставили в начале урока?

– Удалось ли достичь? Как? Каким способом? (работа в группах, дополнительные сведения, доклад о верблюдах)

– Пусто ли в пустыне?

– А меняется ли пустыня весной?

– Давайте оценим себя, если вы хорошо всё поняли, то берёте тюльпаны красного цвета и украшаете пустыню весной, если не очень, то берёте тюльпаны жёлтого цвета, а уж если совсем ничего не поняли, то синего цвета.