Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся"

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя, создателя условий становления ключевых компетенций обучающихся.

Актуальность проекта.

Нет ничего могущественней слова… Никто не оспаривает эту истину, но, к сожалению, далеко не все способны использовать в своей жизни замечательный дар, данный во владение человеку.

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь. Для того чтобы выпускник смог найти своё место в обществе, мог реализоваться в своей личной жизни и профессии, ему необходимо обладать многими качествами, важнейшим среди которых является умение говорить.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование коммуникативных умений.

Как показывает практика, учащиеся, хорошо знающие русскую орфографию и пунктуацию, часто оказываются неинтересными собеседниками; не могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу; испытывают страх перед предстоящим деловым телефонным разговором. Такие учащиеся, как правило, отвергают экзамен в форме собеседования, предпочитая ему традиционную форму испытания в виде ответа на вопросы билета; избегают участия в мероприятиях, предполагающих диалоги, дискуссии. Вопросу формирования коммуникативной компетенции следует уделить особое внимание в тех случаях, когда речь идёт о старшеклассниках. Совсем скоро им придётся организовывать свою речевую деятельность в самых различных ситуациях, очень отличающихся от тех, которые предлагались в школе. Этому есть объективное объяснение. Общение играет важную роль в современном мире. Например, исследователи деловой коммуникации утверждают: у тех, чья работа предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» (специалисты по связям с общественностью, менеджеры, журналисты, бизнесмены, политики), деловое общение составляет от 70 до 90 %. Это общение лицом к лицу, по телефону, по электронной почте. Чтобы осуществлять эффективную деловую коммуникацию, человеку необходимо обладать достаточными знаниями и сформированными умениями в этой области.

Приступая к работе над проектом по русскому языку и литературе, определяя стратегию работы в направлении развития и формирования коммуникативной компетенции старшеклассников, возникли следующие противоречия:

  • между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;
  • между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;
  • между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.

Цель проекта: определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях пространства средней общеобразовательной школы.

Руководствуясь данной целью, передо мной стоят следующие задачи:

  • определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития обучающихся;
  • повысить интерес к русскому языку и литературе;
  • развивать мотивацию учебной деятельности;
  • повысить результативность обучения;
  • включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций; активизировать творческую деятельность, выраженную желанием участвовать в различных творческих конкурсах.

Объект исследования: образовательный процесс.

Предмет исследования: коммуникативная деятельность школьников на уроках русского языка и литературы.

Гипотеза: если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе,

адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач, в том числе коммуникативных.

Методы проекта: анализ проблемы исследования; изучение психолого-педагогической, методической литературы; проектирование педагогического эксперимента; диагностика ( обобщение, сравнение, анкетирование, тестирование); обобщение полученных результатов; подведение итогов.

Основополагающие принципы проекта:

  • целостность
  • научность
  • модульность
  • интеграция
  • системность.

Новизна данного проекта продиктована следующими факторами:

  • изменившимися ценностями современного образования
  • активизация процесса обучения
  • ученик – главная фигура в классе
  • деятельность учителя ориентирована на индивидуальные особенности уч-ся
  • максимальное включение в работу опыта ребенка.

Для реализации проекта использованы следующие методы обучения:

  • исследовательский
  • проблемный
  • эвристический
  • метод творческого познания образовательной области через устные и письменные

работы учащихся, сценическое искусство

Предполагаемые формы обучения при реализации проекта:

  • лекции с творческими заданиями и тезисами
  • дискуссии
  • коррекционные игры и упражнения
  • диспуты
  • устные выступления
  • семинарское занятие 

Современные образовательные технологии:

Технология развития критического мышления, проектные технологии, информационные технологии, исследовательская деятельность, технология блочного (модульного) обучения, технология успешной коммуникации, технология решения изобретательских задач, использованиекоммуникативно-ориентированных заданий.

Учащиеся старших классов уже знакомы с основными речеведческими понятиями, речевыми нормами и законами создания текста. Теперь необходимо создать условия, в которых учащиеся смогут закрепить имеющиеся знания и применить их в практической деятельности, поэтому участниками проекта следует считать учеников 10–11 классов, а руководителем проекта – педагога русского языка и литературы.

Описание проекта представлено в Таблице.

Таким образом, каждый этап работы над проектом способствует развитию коммуникативной компетенции не только школьника, но и педагога, реализующего работу по проекту.

Ожидаемые результаты:

  • высокий уровень сформированности коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции;
  • повышение интереса к русскому языку и литературе;
  • повышение мотивации учебной деятельности;
  • прочное и неформальное усвоение знаний;
  • повышение результативности обучения, умения создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
  • активизация творческой деятельности, желания участвовать в различных творческих конкурсах.

В результате работы по проекту уровень коммуникативной компетенции учащихся позволит выпускникам в устной и письменной форме:

  • вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности;
  • поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
  • слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению;
  • высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
  • стимулировать собеседника к продолжению общения;
  • грамотно разрешать конфликты в общении;
  • изменять при необходимости свое речевое поведение;
  • оценивать успешность ситуации общения;
  • корректно завершать ситуацию общения.