Профориентационное занятие "Дорога, которую мы выбираем…"

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Цель: содействие социализации подростков с отклонениями в развитии к самостоятельной жизни и окончательному выбору профессии.

Задачи:

  • повысить уровень мотивации к профессиональному самоопределению;
  • оказать психолого-педагогическую поддержку учащимся в профессиональном выборе;
  • познакомить с информацией о востребованных профессиях в нашем регионе;
  • повысить уровень ориентации в мире профессионального труда.

Наглядность: эпиграф; рисунок «Хочу, могу, надо»; картинки по классификации Е.А. Климова; таблички с названиями профессий; таблица с результатами теста ДДО; мяч; таблички для игры «Формула профессии»; таблички с набором качеств; звездочки для оценки занятия.

Ни я, ни кто другой не может
Пройти эту дорогу за вас,
Вы должны пройти ее сами.

Уолт Уитмен

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать очень непростую задачу – какой путь выбрать: с какой профессией связать свою дальнейшую жизнь. В мире существует более 50 тысяч профессий. Как не растеряться и сделать правильный выбор? На что ориентироваться? Я знаю, что не все из вас еще определились с профессиональным выбором. Надеюсь, что наши встречи помогут вам в этом. А те, кто уже решил, кем он станет в будущем, имеют возможность проверить правильность своего выбора. Сегодня мы поговорим о правильном выборе профессии, о рынке труда в нашем городе, о типичных ошибках, которые подстерегают молодых людей на этом пути.  
Работа в нашей жизни занимает примерно две трети времени, обидно если профессия не доставляет удовольствия и не вызывает интереса. Вся наша жизнь череда больших и малых выборов, и выбор профессии не выбор одежды или книги, которую можно обменять, если не понравилась. Поэтому, выбор профессии один из самых важных в нашей жизни.
Итак, тема нашего занятия «Дорога, которую мы выбираем...» Вам постоянно говорят все вокруг – вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Достаточно скоро наступит тот момент, когда не школа, не учителя и не воспитатели, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.
Несколько дней назад я попросила вас  ответить на  вопрос: Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь?
У вас в руках ответы, зачитайте их по очереди. Из ваших высказываний мы делаем вывод, что вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы: семья, работа, друзья.
Сегодня большее внимание мы уделим вашей будущей профессии.
«Хочу, могу, надо» – «3 кита» профессионального выбора. Сегодня мы о них поговорим.

1. Хочу (ваши желания и интересы)
2. Могу (ваши способности и задатки)
3. Надо (востребованность профессии на рынке труда, другими словами спрос на эту работу)

Интересы выражаются формулой «хочу все знать», а склонности – «хочу делать».

2. Мини-лекция

У  библиотекарей есть такая заповедь: поставить книгу не на свое место — это значит ее потерять. В библиотеке многие тысячи томов. Но любой из них можно найти за считанные минуты, если все в порядке с классификацией.
Классификация — это порядок вещей, разделение их по каким-то важным признакам.
С классификацией вы сталкиваетесь, начиная с 1-го класса – разновидности частей речи, геометрических фигур, животных, растений...
Во многих тысячах профессий тоже нельзя разобраться без классификации. В разных странах пытались и пытаются создать квалификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться квалификацией профессора Е.А.Климова. Он делит профессии на 5 типов (сообщение учащихся).

Человек – природа. Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними и радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.  От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Агроном, эколог, ветеринар – этих людей объединяет действенная любовь к природе, чтобы быть успешным в этой профессии надо быть заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов. Что касается необходимых личностных качеств, то человек должен быть спокойным, уравновешенным, обладать терпением, способностью к кропотливому труду.

Человек – техника. Обладатели профессий данного типа имеют дело с техническими объектами труда. Сюда относятся профессии, связанные с производством и обслуживанием любой техники, это инженеры, летчики, водители, строители, от которых требуются знания и навыки, точность, сила, выносливость.

Человек – человек. Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» – взаимодействие между людьми. Сюда относятся профессии учителя, врача, продавца – это такие профессии, которые требуют от человека терпения,  внимания, ответственности, умения эффективно общаться. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое хорошее настроение во время работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать состояние, намерения другого человека, терпение, умение находить общий язык с разными людьми

Человек – знаковая система. Представителям профессий данного типа интересны  различные языки, условные знаки, схемы, символы, цифры, формулы, информация (текстовая, числовая, компьютерная).  Химик, математик, программист, редактор – это те люди,  которые работают с информацией, а от нее зависит очень многое. Эти профессии предполагают особого требования к мышлению, памяти и вниманию человека. Для этого важны такие качества как внимание, умение сосредотачиваться, терпимость к монотонной деятельности.

Человек – художественный образ. Данные специалисты работают с явлениями, фактами художественного отображения действительности или сами создают эти факты, новые образы. Это может быть изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность. Требование, которое предъявляется в профессиях данного типа – наличие задатков, способностей к определенному  виду  творчества  (рисованию,  пению,  писательскому искусству и т. д.), которые проявились достаточно рано. Речь идет о том, что мы в обычной жизни называем талантом. Кроме этого, важно иметь творческое воображение, образное мышление, трудолюбие.

3. Задание: распределите данные профессии по этим 5 типам (работа на доске по цепочке).

Профессии: ветеринар, штукатур-маляр, бухгалтер, плодоовощевод, инженер, психолог, автослесарь, официант, агроном, швея,  вязальщица, программист,  столяр-плотник, продавец, учитель,  шофер, переводчик,  доярка, писатель, летчик.

4. Ознакомление подростков с результатами проведенного теста ДДО в их классе

5. Упражнение «Цепочка профессий»

Инструкция: «Сейчас мы по кругу будем передавать мяч и выстраивать «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами…

6. Игра «Формула профессии»

— Послушайте внимательно правила игры. Профессия состоит из предметов труда и целей труда.

Предметы труда — это предметы, с которыми работает человек данной профессии.
Цели труда — это ради чего работает человек данной профессии. Можно записать формулу профессии:

Профессия = предметы труда + цели труда.

Для примера можно разобрать одну профессию:

Учитель математики = цифры, числа + научить решать, считать.

Можно предложить такие формулы:

1) Маляр = стены, потолок, краски + делать красивыми помещения.
2) Прачка = белье, стиральный порошок + чистота вещей.
3) Врач = организм человека + здоровье.
4) Автослесарь = машины, детали + безопасность транспорта.
5) Повар = продукты + полезная пища.
6) Цветовод = цветы, земля + сделать жизнь красивой.
7) Слесарь = трубы + доставка воды в здания.
8) Летчик = сверхзвуковые, сверхскоростные машины + доставка грузов, людей.
9) Дворник = метла, лопата + чистота дворов и улиц.

7.  «Профессиональные качества»

Давайте настроимся на серьезную работу.
Каждая профессия требует от человека набора определенных качеств.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбирают выпускники нашей школы. (Учащиеся делятся на 4 группы. Каждой группе выдается определенный набор качеств, характерных для данной профессии. Подростки самостоятельно анализируют и предложенные качества и определяют к какой профессии они относятся. Группа должна аргументировать свой ответ.

Штукатур-маляр Слесарь по ремонту с/х техники Столяр-плотник Плодоовощевод
Правильное восприятие цвета Развитая ручная моторика Физическая сила и выносливость Любовь к природе
Наличие художественного вкуса Хорошая память Хороший глазомер Эстетический вкус
Хороший глазомер Осторожность Быстрая реакция Уравновешенность
Координация движения, наличие чувства равновесия Техническое мышление Умение разбираться в чертежах, породах древесины Физическая выносливость
Выносливость к большим физическим нагрузкам Физическая сила, выносливость Иметь навык работы на деревообрабатывающих станках Ловкость и хорошая координация рук
Настойчивость Знание особенностей машин Точность Наблюдательность
Терпение Ответственность Аккуратность Организованность
Аккуратность Умение разбираться в технической документации Внимательность  

8. Игра «Самая-самая»

А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессии:

  • Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
  • Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
  • Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
  • Самая волосатая (парикмахер...)
  • Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
  • Самая смешная (клоун, пародист...)
  • Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
  • Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно необычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире. Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса  наших выпускников, скорее всего, выберет более обыденную профессию. В нашем регионе большую роль играет востребованность на рынке труда.

9. Выступление специалиста профцентра

Сегодня к нам на занятие я пригласила специалиста из Областного центра профориентации Шакину Наталью Борисовну, которая знает, какие профессии сейчас необходимы в нашем регионе. Охотно предоставляю ей слово.

10.Заключение

Как мы видим выбор профессий – дело тонкое, сложное и высшей степени ответственное. Человек проходит трудный путь исканий, прежде чем найдет дело по душе. Каким бы это дело не было, главное, выполнять его с удовольствием, приносить пользу людям.  Какой дорогой пойдете вы – выбор остается за вами. Скажите, ребята, как вы понимаете слова, которые я выбрала эпиграфом к занятию?

11. Рефлексия

Говорят, что когда рождается человек, на небе зажигается звезда. Если звезды зажигают, это кому-нибудь нужно. Зажжем и мы свои звезды. Я прошу вас отобразить свое отношение к нашему занятию в виде звезд:

1. Красная звезда – мне понравилось, я многое для себя взял;
2. Синяя – я не все понял, но я доволен;
3. Зеленая –  мне не все понравилось, но я кое-что взял для себя;
4. Желтая – мне было не интересно, я для себя ничего не взял.

Детям раздаются конверты, в которых находятся звёзды с указанными цветами. На доске психолог помещает плакат с изображением неба. Подростки, выбрав звезду определенного цвета, помещают её на плакат.