Разработка урока по химии по теме "Металлы и их значение в жизни человека". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах, способах получения металлов, коррозии металлов и значении металлов.

Задачи:

  • Систематизировать понятийный аппарат: металл, физические и химические свойства металлов, металлургия, виды металлургии, коррозия металлов, биологическое значение ионов металлов;
  • Сформировать специальные предметные умения: составлять формулы веществ по степени окисления химических элементов (по зарядам ионов), уравнения химических реакций с участием металлов; проводить лабораторные опыты по исследованию химических свойств металлов с соблюдением правил ТБ;
  • Формировать общеучебные умения:
    • учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать металлы по свойству реагирования с растворами кислот; делать выводы);
    • учебно-информационных (работать с инструктивным листом, учебником и таблицами);
    • учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения тестовых заданий и их проверки, планировать работу по организации эксперимента, проводить эксперимент, осуществлять самоконтроль);
    • учебно-коммуникативных (сотрудничать в группе с одноклассниками);
  • Способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);
  • Создать условия для формирования товарищеских отношений между учениками через включение их в групповую форму работы;
  • Создать условия для развития социально - коммуникативных умений.

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации ЗУН (с включением лабораторной работы).

Форма проведения: урок с включением коллективных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

Использование педагогических технологий:

  • Интерактивная технология с использованием элементов проблемного обучения и технологии критического мышления.

Оборудование:

  • образцы четырех металлов: Cu, Mg, Zn, Fe; соляная кислота, штатив с пробирками.
  • учебные и наглядные пособия для учащихся:
    • Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008;
    • карточки с заданиями для групп на столе каждой группы;
    • демонстрационная компьютерная техника;
    • таблица растворимости кислот, солей и оснований;
    • электрохимический ряд напряжений металлов;
    • правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку и деление на группы: четыре группы и одна группа экспертов.

Целеполагание.

Демонстрируется видеоряд слайдов (1-9), на основании которых учащиеся определяют, что М.В.Ломоносов характеризовал как «..светлое тело, которое ковать можно», формулируют тему и цели урока.

Актуализация знаний, обобщение и систематизация.

  • Учитель поясняет задачи работы каждой группы и демонстрируется слайд № 11 с критериями оценивания работы групп (для экспертной группы).
  • Учащиеся групп №1 и 2 получают задания по физическим свойствам металлов (Слайд №12), учащиеся групп №3 и 4 получают задания по биологической роли ионов металлов (Слайд) № 13.
  • Осуществляется «мозговой штурм»: группы № 1 и 3 отвечают без подготовки, задача остальных групп: внимательно выслушать ответы и, дополнить и задать любые вопросы по теоретическому материалу данного раздела.
  • Учащиеся групп №1 и 2 получают задания по металлургии (Слайд №14), а групп №3 и 4 по коррозии металлов (Слайд №15). Дается время на обсуждение и подготовку.
  • Группы № 2 и 4 отвечают, задача остальных групп: внимательно выслушать ответы и, дополнить и задать любые вопросы по теоретическому материалу.

Рефлексия: учащиеся отмечают о том, что не затронут вопрос о химических свойствах металлов и выполняют лабораторную работу по взаимодействию металлов с раствором соляной кислоты (Слайд №16). Участники экспертной группы в это время подходят к каждой группе, оценивают соблюдение правил техники безопасности и собирают листки с выполненной работой.

Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации.

Ученикам всего класса предлагается обсудить проблемные ситуации, характеризующие взаимосвязь свойств и применения металлов, на основе обобщенных знаний о металлах (Слайды № 17-20).

Рефлексия.

  • Каждой группе предлагается оценить свою работу на уроке и аргументировать выбор, приклеив свой стикер под выбранным металлом:
  • по степени активности группы на уроке: K, Zn, Ag.
  • по степени ценности материала данного урока для учеников: Zn, Ag, Pt.
  • Эксперты анализируют работу каждой группы, выставляют оценки и зачитывают или демонстрируют на (Слайде №22) синквейн о металлах, составленный ими.

Домашнее задание:

  • Обчающимся предлагается составить синквейн о металлах;
  • Повторить правила техники безопасности для подготовки к практической работе.

Приложение 1 

Слайды находятся в презентации (Приложение 2).