Собрание с родителями будущих первоклассников "Готовность к обучению: что нужно знать родителям"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Решение проблемы психологической готовности ребёнка к школе и учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста при формировании ключевых компетенций и компетентностей в процессе развития личности.
Психологические возможности детей младшего школьного возраста необходимо развивать и создавать каждому ребенку благоприятное образовательное пространство.

Обучать и воспитывать, направлять развитие и корректировать поведение без насилия, уважая свободную личность ребенка, внимательно и чутко выявляя, поддерживая, развивая его способности и склонности – именно эти принципы описывают суть личностно-ориентированного обучения.

Задачи:

  • Формирование активной педагогической позиции родителей.
  • Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.
  • Вовлечение родителей в воспитание своих детей.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Учитель открывает собрание вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.

2. Выступление школьного библиотекаря о литературе по теме собрания.

Содержание выступления педагога:

И сейчас вас волнует вопрос: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности

Современная специальная литература дает нам множество советов – как развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму, как проверить, нет ли у него нарушений, мешающих обучению и т. д. Кажется уместным поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о душевной, психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка.

Год за годом я все больше убеждаюсь в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые – и очень хорошо, если бы… хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться – вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немалого душевного участия и труда. Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат или сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шестилетний мальчик говорит: “Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку”. От этих слов до прямого нежелания учиться – ровно полшага. Не столь уж редко и взрослые из самых благих убеждений запугивают ребенка: “Ну, что ты вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу – там учительница живо научит тебя сидеть смирно!”. Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует “сломаться” при первых столкновениях со школьной реальностью.

Ребенка нельзя пугать школой, учителем, его нужно заинтересовать школой. А для этого уже сегодня надо воспитывать интерес к учебной деятельности.

Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни “розовой” водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя. Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей. Ответственность, организованность, инициативность просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.

Что же должен уметь ребенок к 1 сентября?

Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы, уметь поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научите убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

Конечно, в этом возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер требований со стороны взрослых имеет большое значение в подготовке к школьному обучению. Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования взрослых, но и начинал сам предъявлять их себе, проявлять личную инициативу.

Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что инициативность очень важна для нравственного становления личности. Поэтому следует поощрять любую проявленную инициативу, подчеркнуть её достоинства или, напротив, указать на недостатки. Помните: подчинение инструкциям взрослых развивает безынициативность, препятствует творческому началу и самостоятельности в воспитании ребенка.

Уверенно и легко входят в учебную деятельность дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, и как много проблем, преград встает на пути тех, кто многое не умеет делать сам, как трудно им проявить себя. Вот почему так важно каждому ребенку в семье иметь посильные обязанности и постоянно с ними справляться, преодолевать себя, заставлять себя делать то, что кажется трудным. Сегодня трудность – это полить цветок, убрать игрушки, помыть посуду, вынести мусор и т.д., а завтра – это уже решить трудную задачу, выучить стихотворение, правило, подготовить чтение по ролям и т.д.

Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления, что именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребёнка.

Кроме того ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками, и как – со взрослыми. При чем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.

Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультфильмы, слушать и петь песни Шаинского, Чичкова и других наших прекрасных композиторов : все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

Надо знать, как обратиться к учителю, как ответить на вопрос, научите своих детей здороваться и прощаться, говорить “спасибо” и “пожалуйста”. Обучение можно проводить и дома в игровой форме. Например, мама дома – просто мама, добрая и ласковая, а на работе – врач, бухгалтер, и она становится там другой – строгой, деловой, собранной. У тебя же теперь тоже новая роль – роль школьника, и вести себя надо соответственно.

Для 1 класса норма – счет в пределах 10, понятия больше – меньше, этого вполне достаточно. А вот знания предметные, зрительные – как выглядит мир, животные, растения – должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут. Он должен уметь пересказать прочитанную сказку, рассказ, вести диалог, составлять простой рассказ по картинке, уловить и объяснить смысл прочитанного. Однако во всем этом важен образец – речь окружающих. Ваш ребенок должен слышать только правильную речь. Не допускайте «сюсюканья», коверканья слов при общении.

Если хотите избавить ребенка от многих проблем, облегчить его дальнейшую школьную жизнь – научите его читать до школы. Прежде, чем научиться читать, ребенок должен овладеть умением слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит (какие слова больше похожи – рак, мак или колокольчик).

Обучение письму и чтению – это чрезвычайно сложный и длительный процесс. И для того, чтобы этот процесс был эффективным, для того, чтобы ребенок, действительно научился читать, а не угадывать, не просто различать сочетание двух или трех буквенных знаков, необходима определенная зрелость мозга ребенка. Необходимо, чтобы созрели механизмы зрительной дифференцировки. Эти механизмы созревают у большей части детей не раньше, чем к 5-6 годам. И фактически большая часть детей, которых мы учим читать до этого возраста, осваивают неэффективный и нерациональный способ чтения, который в лучшем случае позволяет им читать тексты, состоящие из трех-четырехбуквенных слов. Первые опыты письма возможны не ранее, чем с 5-ти лет.

Больше следует читать вслух, читать по очереди. Важно знать, что удовольствие от чтения ребенок получит только тогда, когда техника чтения позволит ему быстро продвигаться от страницы к странице. А пока он читает для вас, это вам он показывает, как научился читать. И вот здесь-то ваша похвала, радость за его маленькие успехи и позволит ему пристраститься со временем к чтению и назвать этот процесс любимым занятием.

Школьная готовность – это и готовность, способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьем, да мало ли чем еще – она–то как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому нередко – порой, даже полуосознанно – ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учебой – не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.

Полезно обратить внимание и на то, как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других – вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети, которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные “почивать на лаврах”. При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить. Единых для всех “ рецептов” нет и быть не может. Видимо, таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде: “Давай-ка сделаем это еще лучше, ты ведь умеешь”. Важно, чтобы обращение учитывало реакцию ребенка и, в любом случае, не было обидным.

II. Выдающиеся психологи двадцатого века Л.С.Выготский и Ж.Пиаже настоятельно подчеркивали, что ребенок – это не маленький взрослый, что у него иная логика и другое, восприятие окружающего мира. Поэтому никакие инновации и новые оригинальные предметы ничего качественно изменить не могут, если только они не ориентированы на особенности современных младших школьников.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

ВОСПРИЯТИЕ

У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предметов. Часто ученики путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении (6 и 9, З и Э и др.) Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Необходимо научить сравнивать сходные предметы, находить различия между ними
Очень важно, с каким вопросом при рассмотрении картинки взрослые обращаются к ребенку. (Что на картинке? Какие события изображены на картинке? Здесь требуется более высокое восприятие, объяснение, толкование).
В процессе обучения школьника в начальной школе « восприятие становится думающим» (Эльконин Д.Б.)

ПАМЯТЬ

Память младшего школьника по сравнению с дошкольником более сознательна и организованна.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, объяснения, доказательства.

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.

У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Надо поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием. Неуверенностью в заучивании материала объясняются случаи, когда дети предпочитают дословное запоминание пересказу.

Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее.

Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника, или прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.

Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и также быстро забывают выученное. У них нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.

Наиболее трудный случай – медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала . Этих детей надо терпеливо учить приемам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий.

У французов есть поговорка: «Все жалуются на плохую память, и никто не жалуется на недостаток ума». Многие списывают на недостатки памяти отсутствие старательности, неумение работать с материалом, слабое владение логикой, умение перерабатывать информацию, неспособность выбрать задачу по силам.

В действительности же очень небольшое число людей обладают плохой памятью. Существует большое число видов памяти, при этом развитие их происходит относительно независимо. Поэтому речь скорее может идти о несформированности какого-либо механизма, слабом владении приемами запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.

ВНИМАНИЕ

Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое необычное ребенок не может еще управлять своим вниманием. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащегося.
В начальной школе происходит развитие произвольного внимания.
К.Д. Ушинский писал: « …Помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не то, что занимает, но и то, что не занимает, – делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания ограничены. Ученик может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить пятерку, заслужить похвалу учителя).

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого, распределение внимания слабее. Ученик не может распределить внимание между различными видами работы (между своим чтением и слушанием товарища).

Младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой…

Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны:

  • у одних – леность мысли
  • у других – отсутствие серьезного отношения к учению
  • у третьих – повышенная возбудимость ЦНС

РЕЧЬ

Об уровне развития речи судят по умению школьника пересказывать прочитанное или услышанное, по грамматическому строю его речи, по богатству словаря. Однако не следует думать, что болтливость и словоохотливость напрямую связаны с уровнем развития речи. Коммуникация – лишь одна из ее функций, при этом другие могут отставать в своем развитии или, намного превосходить ее.

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение – важнейшая составная часть интеллектуальной деятельности, оно позволяет заполнять все возникающие пробелы (в восприятии, в памяти, в рассуждении, в переживании)

Но особое внимание хочу обратить на вопросы здоровья. В настоящее время практически нет абсолютно здоровых детей. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Поймите: если ребенок не обладает физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.

Физически крепок тот ребенок, который не имеет хронических заболеваний, закален и не простуживается при любом дуновении ветерка. Тот, кто умеет хорошо двигаться, координирует свои движения и действия, хорошо адаптируется в новой ситуации, все это характеристики здорового ребенка. К сожалению, таких детей у нас немного. И большая часть первоклассников, которые приходят сегодня в школу, имеют различные нарушения здоровья, очень быстро утомляются и не могут выдерживать интенсивные учебные нагрузки. Для того, чтобы ребенок был здоров, нужно соблюдать несколько, на первый взгляд, самых простых условий. И вот об этом важно подумать перед школой.

Прежде всего, это рациональный режим дня. Перед школой установите режим дня – часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе.

Ребенок должен вовремя ложиться спать и вовремя вставать и продолжительность сна первоклассника и старшего дошкольника 10-11 часов. Ребенок должен быть на воздухе не меньше трех часов, ребенок должен достаточно двигаться, а значит это должны быть какие-то подвижные игры на воздухе, должна быть зарядка, какие-то физические упражнения. Об этом не стоит забывать хотя бы потому, что по современным данным первоклассник гуляет 29 минут в день! И недосыпает полтора-два часа. Говорить о хорошем физическом состоянии ребенка, который не бывает на воздухе, не двигается, ест когда попало и что попало, и сидит за письменным столом или за компьютером в течение несколько часов и два-три часа у телевизора, не приходится. Если ребенок здоров, если он хорошо себя чувствует, если у него нет эмоционального напряжения, он будет усидчивым и внимательным.

Для нормального развития психики ребенку необходимо чувство защищенности. В трудную минуту помогите, защитите, не отталкивайте своего малыша. Ребенок в этом возрасте еще не способен себя оценить, оценить результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравится. Будьте осторожны, оценивая работу первоклашки. И еще, в силу незрелости мозга ребенок пока очень плохо понимает юмор. Поэтому его нельзя поддразнивать, а подшучивать над ним нужно очень осторожно

Сегодня принято нагружать ребенка массой дополнительных заданий. Мое мнение, может быть, субъективно, но в первом классе перегружать ребенка кружками, по крайней мере, первую четверть, не нужно, а дальше надо смотреть и действовать по обстановке. Если ребенок адаптировался, вошел в школьный ритм, основная нагрузка не доставляет проблем, не требует большего напряжения, то можно подумать и о внеклассной деятельности. Особое внимание хочу обратить на музыкальные занятия – они, как правило, отнимают слишком много сил и времени, если вы не мечтаете вырастить из своего сына или дочери великого музыканта, отложите начало этого процесса, хотя бы до второго класса. Одно остается в силе всегда – это физическое закаливание, зарядка, в выходной день – лыжи коньки, прогулки вместе с родителями.

Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может заниматься с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20-25 минут – это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а живой заинтересованностью.

И, конечно, родителям следует помнить о поддержании хорошего настроения у ребенка, психологического комфорта. Раздоры между родителями, их упреки в адрес ребенка отрицательно влияют на его состояние и на успехи в школе.

В жизни забота о детях проявляется по-разному. Родители подчас прилагают усилия, чтобы приобрести для детей красивую одежду, новые игрушки, сводить на спектакль, в кино…Родители проследят, чтобы были выучены уроки и т.п. Все это, конечно, хорошо. Но модная одежда, дорогая игрушка не повышает «престижность» ученика младших классов у своих одноклассников, а скорее порождает зависть, претензии к своим родителям, почему они не купили им такие же игрушки, как у других девочек и мальчиков. А вот сила, ловкость, крепкое здоровье всегда были и будут «престижными» у детей любого возраста.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3