Урок русского языка по теме "Именительный падеж имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: познакомить с особенностями имён существительных в именительном падеже.

Задачи:

  • установить особенность имён существительных в именительном падеже;
  • развивать связную речь; внимание, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; умение анализировать, классифицировать; развитие навыков самооценки, самоконтроля оценивать себя и товарища; задавать вопросы; развивать любознательность, память, мышление, внимание;
  • воспитывать трудолюбие, любовь к природе, уверенность, стремление к успеху, аккуратность, культуру общения.

Ресурсы.

  • Русский язык. 4 класс. В.И. Бычков, З.М. Беляева, А.В. Рыбакова.
  • Рабочая тетрадь к учебнику русского языка для 4 класса чувашской школы. В.И. Бычков, З.М. Беляева, А.В. Рыбакова.
  • Презентация к уроку, ЦОРы из сайта http://school-collection.edu.ru/
  • Мультимедиапроектор, компьютер, перфокарты, баян, карточки-снежинки.

Ход урока

I. Оргмомент. Слайд 1.

Учитель здоровается с детьми, дети здороваются с гостями под музыку (баян).

- Здравствуйте, ребята.

- Здравствуйте.

- Гости дорогие,

- Здравствуйте.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

II. Введение в тему урока

Мотивация.

- Ребята, а вы любите исследовать, узнавать что-то новое?

- Что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы).

- Сегодня вы будете исследователями.

Актуализация знаний. Тема урока. Слайд 2.

- А исследование мы проведем в какой стране?

Прочитайте это стихотворение. В нем спрятан ключ к этому замку. Мы должны выразительно прочитать это стихотворение, придумать название. Тогда мы достанем этот ключ и им откроем дверь в страну какую? (В страну Имя Существительное). Исследование мы проведем в стране Имя существительное. Открываем, а тут нас встречает кто? (Дедушка Имя Существительное).

Слайд 3.

Вы помните, что он волшебник? У него есть волшебная палочка, с помощью которой он делает чудеса. Под его руководством мы сегодня будем исследователями.

Работа над текстом “Беляк”.

Для начала мы должны прочитать рассказ в учебнике и ответить на некоторые вопросы. А герой нашего рассказа кто? (Заяц-беляк)

Слайд 4.

1) Cловарная работа - объяснение значений слов (по словарю в учебнике):

логово,

робкий,

душа в пятки,

подкрадываться.

2) Чтение вслух.

3) Работа по вопросам в конце текста.

4) Выборочное чтение.

Слайды 4, 5

5) Находим в тексте имена существительные. (Дети называют слова).

Слайд 6. В этом году беляку особенно трудно. Нет снега. Дедушка ИС махнул своей волшебной палочкой и слова - существительные превратились в снежинки. (Открывается доска, а там слова-снежинки).

- Что можете сказать о них? (Все они имена существительные). Докажите. (Определение имени существительного).

- Что мы можем сделать с этими снежинками? (Логово для беляка)

- А как? (Будем собирать их в кучи)

- На какие группы можем их разделить? Кто как думает?

Слайд 7. Кластер

1) Кто?, что? (одуш., неодуш.) (Определение). В этом логове спрятался от волка

2) По родам (как быть с существительными множественного числа? – поставить в ед. число им. п.) (Определение)

Слайд 8. Теперь зайка может спрятаться. Ему не страшны ни лиса, …

ЦОР - 4-05-068

В этом логове спрятался от лисы.

1) По числам (определение)

Игра “Волшебные превращения (работа с перфокартами, проверка на слайде 9, поменялись – взаимопроверка)

В этом логове спрятался от лисы.

2) По склонениям (как выяснить, какого склонения существительное? - поставить в ед. число им. П и по окончанию определить склонение) (Определение - таблица)

Упражнение 1, с. 29 (рабочая тетрадь). Работают с комментированием по одному.

Проверка - Тренажер (Склонения сущ.)

В этом логове спрятался от лягушки.

Физкультминутка “Зайка беленький сидит”

Слайд 10.

1. Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит

2. Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши)
Надо лапочки погреть.

3. Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок, (прыгают на двух ногах на месте)
Надо зайке поскакать.

4. Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг… и убежал.

III. Определение темы урока

Вывод. Значит, тема нашего сегодняшнего урока Именительный падеж.

Слайд 11.

- А что вы уже знаете об именительном падеже? (Вопросы Кто? Что?, у него нет предлогов)

Для того, чтобы определить признаки существительных, на помощь всегда приходит именительный падеж единственного числа.

Значит, именительный падеж ед. числа – начальная форма имени существительного. Проверим наши доказательства с учебником (чтение правила).

- Какие задачи вы ставите перед собой на уроке?

(Узнать новое об именительном падеже и запомнить особенности существительных в И. падеже, правильно определять Им. падеж)

IV. Изучение нового материала.

А теперь Дедушка благодарит вас за хорошую работу и уверен, что вы справитесь с его исследовательскими заданиями без всякого волшебства. А он обещает, если вы успешно справитесь с его заданиями, то будет снегопад. Хотите снега? И вам будет весело, и беляку поможем.

1) Диктант.

Ночью выпал первый снег. Зима покрыла землю блестящим белым снегом. На снегу видны следы зверей и птиц. Осенняя трава выглядывала из-под снега. В глубокий снег спрятались маленькие ёлочки. Дети рады снегу.

Слайд 12.

Задание. Найти формы одного и того же существительного и определить падеж. Узнать каким членом предложения они являются.

ЦОР 4-06-074. Определи падеж. Покажем дедушке, как мы умеем определять падежи.

Вывод. Существительное в именительном падеже - подлежащее, а в других падежах второстепенный член.

V. Подведение итогов урока.

Слайд 13.

Наше исследование завершилось.

- Так что же нового мы сегодня узнали об Им. падеже?

- Употребляются ли имена существительные в Им. п. с предлогами?

- Каким членом предложения являются существительные в им падеже?

Слайд 14 – кластер

Завершаем наше исследование стихотворением.

Слайд 15 (чтение стихотворения)

Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд,
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы - кто? и что?
Ни с кем не спутает никто!

VI. Домашнее задание. Слайд 16

Упражнение 3. Стихотворение про именительный падеж выучить наизусть.

Слайд 17.

Снег-снежок. Песня.