Родительское собрание на тему "Учим детей мыслить"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями


Это родительское собрание я провожу обычно во 2 классе. Материалы для проведения я взяла из книги «Родительские собрания». К сожалению, книгу не сохранила и автора не могу указать.

Цель: Оценить значимость развития мышления как механизма решения значимых проблем.

Задачи:

  1. Сформировать представления родителей о мышлении как искании и открытии нового, решении проблем.
  2. Уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников.
  3. Отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы развития мышления у детей.

Форма проведения: родительский практикум.

Этапы подготовки:

  1. Проведение анкеты среди родителей.
  2. Подготовить и провести тестирование детей на оценку умственного развития по методике Р. Амтхауэра.
  3. Подготовить оформление доски.
  4. Подготовить буклеты для родителей.
  5. Подготовить презентацию родительского собрания.
  6. Подготовить таблички для практикума.

Ход мероприятия

Сегодня мы поговорим о развитии мышления у наших детей. Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить?», разве это умение не дано нам от рождения? Разве мы не рождаемся уже умными, или «не очень», как в сказке П.Ершова: «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»?

Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские усилия, а не только школьные занятия, поскольку, как писал известный педагог Я.Корчак: «Воспитание ребёнка – это немилая забава, а задание , требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей…»

Итак, целью нашей встречи является оценить значимость процесса развития мышления ребёнка и овладеть несложными приёмами развития мышления в условиях семейного воспитания. Нашу работу мы проведём в форме родительского практикума (подхожу к доске, на которой изображена «лесенка познания», а рядом – небольшая фигурка родителя, который держит за руку своего ребёнка. В процессе работы фигурка попеременно ставится на ступени лестницы, символизирующей восхождение к постижению секретов мышления ребёнка и овладение приёмами его развития).

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА:

Итак, мы все хотим своему ребёнку только лучшего, поэтому, в первую очередь, мы должны понять, почему мышление – это важно (ставлю фигурку на первую ступеньку). И сразу вопрос вам, уважаемые собеседники. Представьте себе, что ваш ребёнок вырос и в силу обстоятельств попал в неординарную ситуацию, например, профессиональную. К ней нет готового решения, и человек имеет несколько вариантов выбора. Нужно найти тот, который с наименьшими потерями ведёт к результату. Так чего же в этой деятельности больше – воспоминаний о результатах «правильного» обучения или анализа ситуации?

Мнение родителей: Безусловно, второго.

Конечно, легче в описанных ситуациях тем, кто на протяжении учения (в школе, дома) и наблюдения явлений жизни постоянно попадал в ситуации выбора, имел опыт разрешения противоречий, «набивал шишки» и ошибался. Другими словами, тот, кто никогда не становился на коньки, не заскользит по ледяной глади сразу легко и красиво. Итак, уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы, пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт.

Хочу подчеркнуть, что умение мыслить универсально. Если ребёнок овладел им, он будет успешным во всех предметах. В подтверждении этой мысли приведу интересный факт. Известный физик, академик Ландау, погруженный в раздумья по поводу очередной гипотезы, случайно, будучи в стенах своего академического института, перепутал этажи. В результате забрёл к учёным-географам, которые в это время жарко спорили, ища ответ на давно мучавший их вопрос. Усевшись в уголок и увлёкшись предметом спора, Ландау за 10 минут предложил поразившее всех точное решение.

Поднимаясь на следующую ступень (переставляет фигурку), мы делаем вывод: хорошо развитое мышление не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни, и в профессии. И если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным, вам нужно включаться в процесс развития его мышления.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬКА:

Итак, мы понимаем мышление как искание и открытие нового, как решение проблем. Часто ли мы решаем проблемы и ищем новые решения? Очень редко. Мышление вообще – очень редкий процесс. Но вы можете возразить мне, утверждая, что мы почти никогда не можем застать себя не думающими. Верно, но «думанье» и мышление – вещи разные. В бытовое слово «думать» входят многие процессы: воспоминание, представление, воображение. Они текут хаотично, неорганизованно и не дают продукта. И, надо признать, что людей с неорганизованным мышлением очень много. Это те, у кого «мои мысли – мои скакуны», кто начинает «за здравие», а кончает «за упокой». Каждый, вероятно, бывал в ситуации, когда, задумавшись, уходил мыслью так далеко, что удивлялся и пытался раскрутить ход мыслей назад, и это оказывалось очень нелегко, потому, что он бесцелен, хаотичен. Мышление же всегда имеет цель.

Я прошу вас взять на столе листки и обратить внимание на изображённую в них таблицу.

Мышление Думание
 

Ваша задача – заполнить её признаками каждого из процессов в ходе нашего общения «на второй ступеньке» нашей лестницы. Это непросто, и являет собой образец вашего мышления.

Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребёнок находит что-то непонятное ему, не укладывающееся в его систему причинно-следственных отношений. Отсюда многочисленные вопросы у маленьких почемучек: «почему», «как», «зачем?» Все они носят явно исследовательский характер. Конечно, дети задают и другие вопросы типа «что?», «где?», «когда?» Эти вопросы такого характера не имеют.

Далее участники обсуждают то, что получилось в результате заполнения таблицы. Один из вариантов её заполнения может выглядеть так:

Мышление Думание
Имеет цель Хаотично
Это открытие нового Это воспроизведение уже известного
Помогает ответить на вопросы: «почему?», «как?», «зачем?» Помогает ответить на вопросы «что?», «где?», «когда?»

Сейчас я попрошу вас сформулировать два варианта вопроса ребёнку о миграции птиц, который, на ваш взгляд, развивает Мышление ребёнка и предполагает Думание. Участники предлагают, например, следующие варианты:

Мышление Думание
Почему птицы улетают именно осенью?
Почему деревья сбрасывают листья
Когда улетают птицы?
Когда деревья сбрасывают листья?

Третья ступенька

Итак, мы выяснили, что вопросы «как?», «почему?», «зачем?» активизируют мышление. А вопросы «что?», «какой?», «когда?», «сколько?» – это вопросы к памяти. Чтобы ответить на вопрос «Почему это произошло?» требуется собственное размышление ребенка или обращение к взрослому. Вот взрослый выбирает разные стратегии прерывания размышления ребенка:

  • «подрастешь – узнаешь» ,
  • «разжевать и положить в рот»
  • «А сам как думаешь?»

Все эти три стратегии определяются так (схема на интерактивной доске):

Рассмотрим на простом примере мыслительный процесс ребенка. «Почему облака плывут по небу?» – это вопрос ребенка к себе. Действительно, в его опыте передвижение связано с перестановкой ног у людей, вращением колеса у машин и т.д. Облака же сами беспричинно, с его точки зрения, – плывут по небу. Как только ребенок замечает и осознает противоречие в сложившейся в его сознании картины мира, так начинается процесс мышления . Он появляется с желанием, найти ответ, перетекающий в процесс поиска и открытия нового решения проблемы.

Обмен мнениями.

– Какой стратегии придерживаетесь вы в практике вашего семейного воспитания?

(ВЗРОСЛЫЙ ДОЛЖЕН ДАТЬ РЕБЕНКУ НЕ ГОТОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, А СПОСОБ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ОН ДОСТИГАЕТСЯ.)

Четвертая ступенька

  • КАК НАУЧИТ РЕБЕНКА МЫСЛИТЬ?

Прежде чем получить ответ на этот вопрос, давайте удивимся тому, что процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребенка и у взрослого, неграмотного и ученого. (даю родителям текст для самостоятельного прочтения):

Алгоритм процесса мышления

  • Усмотрение противоречия (что-то не так, что-то не то), сопровождающееся тревогой, отрицательными эмоциональными состояниями.
  • Осознание проблемы и возникновение желания её разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес; мотивацию к решению.
  • Поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане – азарт и разочарования.
  • Момент нахождения решения (инсайт) сопровождается, как правило, яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом.
  • Проверка решения (у детей необязательна, если найденный ответ, даже неверный, удовлетворяет ребенка, чаще всего он за подтверждением обращается к взрослым); эмоциональное состояние – чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный

А теперь, опираясь на полученную информацию, попытаемся ответить на вопрос: «Что значит учить ребенка мыслить?»

Итак, делаем обобщающий вывод: МЫСЛИТЬ ДЕТЕЙ МЫ УЧИМ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, ПРИ ЭТОМ ПРОБЛЕМНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗНООБРАЗНЫМ.

Предлагаю вам, уважаемые родители, ряд упражнений, которые можно использовать в практике домашнего воспитания.

  1. Чем похожи? Чем отличаются? Развивает умение сравнивать.
  2. Кто назовет больше признаков? Развивает умение выделять существенные признаки
  3. Формулирование определений. Развивает способность выделять главное, учит четкости и стройности мышления. (называется какой-либо предмет, № дырка. Надо дать ему как можно более точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления)
  4. Поиск аналогов. Развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства. (№ вертолет – подобрать как можно больше аналогов, т.е. предметы, сходные по наиболее существенным признакам. Можно их и классифицировать. № – бабочка, самолет (летают и садятся) )
  5. Поиск противоположных предметов. Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.
  6. Поиск предметов по заданным признакам. Задание отрабатывает умение легко находить аналогии между различными предметами и явлениями.

Проблемные ситуации можно создать и на «жизненном материале»; при решении бытовых или ситуационных задач. Вот примеры таких задач на развитие мышления у детей:

  1. Ситуация на транспорте:
    • Ты с бабушкой едешь на трамвае. Она сошла на остановке, а ты не успел. Что ты будешь делать?
    • Бабушка села в поезд (автобус), а ты остался. Твои действия? Почему ты поступишь так, а не иначе?
  2. Ситуация с огнем.
    • В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
    • Дым в соседней квартире. Твои действия?
  3. Ситуация с водой.
    • Видишь, кто-то тонет. Как поступишь?
    • В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала? Что потом? Почему?

Замечательный способ развития мышления – коллекционирование: собирание незнакомых слов, выражений, пословиц превратило мичмана Владимира Даля в крупнейшего ученого, знатока русского языка. Его знаменитый Толковый словарь и сейчас является одним из лучших пособий для языковедов. Сергей Королев всю жизнь собирал всё, что связано с космосом, его освоением, любую информацию о том, что летало по воле человека. Уж кто-кто, а он-то знал, что одержимость – путь к осуществлению самой дерзновенной мечты.

Очень часто коллекционирование детей начинается с подаренной родителями необыкновенной монеты, марки. И вот марка «заговорила». Она рассказала мальчишке о временах скифов, об античном Причерноморье и т. д. Потом к ней добавляется вторая, третья. И увлеченность растет.

Пятая ступенька «Ура! Мы победили!»

Мы убедились, что мышление – процесс сложный. Мыслить нельзя заставить. Вспомните нетерпеливых родителей, с безуспешным раздражением твердящих своим детям: «Думай! Думай!». Именно потому так трудно решаются в науке и технике «спущенные сверху» задачи и так легко и щедро находят решения изобретатели-энтузиасты, у которых есть внутренняя потребность к решению проблем. Мышление нельзя также «отменить» или «запретить» – неразрешенная проблема продолжает тревожить, интересовать человека, и он к ней постоянно возвращается.

Родители, поставив проблему, не будут торопиться получить ответ, не будут сами подсказывать решение, а наберутся терпения и мудрости и дадут мышлению «разогнаться».

Я желаю вам, мои дорогие союзники в деле развития мышления детей, успеха на трудном пути восхождения к его высотам. Пусть этот путь они пройдут вместе с вами. И тогда, наверняка, он будет для вас не только трудным, но и счастливым. В заключение хочу предложить вам советы, которые, надеюсь, помогут вам в этом очень важном деле.

(раздаю памятки)

Приложение.