Урок русского языка в 4-м классе с применением витагенной технологии. Тема: «Учимся писать письма»

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с правилами составления личных писем, научить писать личные письма

Задачи:

  1. выявить, обобщить и углубить знания детей о письмах, об истории передачи информации, о правилах написания и оформления личного письма;
  2. обратить внимание учащихся на ценности родного языка, культуру письменной речи;
  3. развить интерес к эпистолярному жанру.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточные карточки с текстами, памятка «План написания письма», «Проверка написанного письма».

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение вслух текста-рассуждения из 5-6 предложений.

- Докажите, что это текст-рассуждение.

- Назовите имена прилагательные, которые вы использовали в своей работе.

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Тема нашего урока «спряталась» в загадке:

Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово письмо?

- Назовите слова – имена существительные.

- Прочитайте и объясните смысл пословиц:

а) Перо пишет, а ум водит.

- Спишите, подчеркните подлежащее и сказуемое. Дайте характеристику предложению.

б) Что написано пером - не вырубишь топором.

- Спишите. Найдите имена существительные, укажите их род, склонение, падеж. Выделите окончания.

- Письма писали всегда. Письмо – один из способов передачи информации. Вспомните, что вы знаете о том, как раньше передавались сообщения.

- Зачем люди пишут письма?

- Я хочу прочитать вам письмо писателя Максима Горького сыну:

«Здравствуй, сын! Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы.

Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя ВСЕМ ЛЮДЯМ НУЖНЫМ, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять … Твой отец.»

- Какие чувства у вас вызвало это письмо?

- Можно ли было по телефону рассказать обо всём написанном?

- Итак, по телефону можно быстро справиться о здоровье, узнать домашнее задание, пригласить на прогулку, сообщить что-то срочное. А в письме информация более подробная, душевная, долговременная.

- Кто в вашей семье получает и пишет письма? От кого?

- Отправитель – адресант, получатель – адресат.

- Письма бывают трёх видов: личные, служебные, деловые.

- Определите вид письма, которое я прочитала вам.

- Вы убедились, что личные письма трудно заменить телефонным разговором.

- Перед каникулами у нас в школе работала «Новогодняя почта». И многие ребята из нашего класса пытались написать личное письмо, но у них оно не получилось. Хотели бы вы научиться писать личные письма?

- Так какая же цель нашего урока?

IV. Изучение нового материала.

- Научиться писать письма – это значит узнать определённые правила, особенности составления текста. Я предлагаю вам сделать это самостоятельно. Для этого надо прочитать три текста, вспомнить и определить вид.

- Какие виды текстов вы знаете?

- Сравните и выделите особенный текст.

- Назовите его особенности.

Учитель предлагает учащимся три текста: описание, рассуждение, повествование. Текст-повествование начинается со слов «Здравствуй, Витя!» и заканчивается «До свидания. Твой друг Миша».

- Слово, которое называет того, к кому вы обращаетесь – обращение - всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком. Возможно использование опорной схемы, плаката.

- Какие слова используют для приветствия? Прощания? Давайте запишем их.

Словарная работа: здравствуйте, привет, до свидания, пожалуйста, спасибо, желать, уважаемый.

- «Здравствуй» – это приветствие родилось из выражения « я здравствую тебя», то есть «желаю тебе здоровья».

- Что ещё может содержать письмо?

- Итак, вы выделили части письма. То, что вы назвали, называется структурой текста.

- Как вы думаете, в каком порядке нужно расположить эти компоненты?

  1. Обращение и приветствие
  2. Основное содержание письма
  3. Вопросы, благодарность, просьбы

Прощание, подпись, дата.

Работа в паре.

- Я предлагаю вам попробовать один из этих текстов преобразовать в письмо.

- Прочитайте получившийся текст.

V. Закрепление изученного.

- Для закрепления умения составлять письма я предлагаю вам найти и исправить ошибки детей, чтобы самим не допускать подобных. Конечно, это выдуманные письма, потому что чужие читать нельзя.

Можно организовать работу по группам. В предложенных текстах учитель использует типичные ошибки: повтор слов, нарушение последовательности предложений, неудачное использование слов.

- Ещё два правила я предлагаю вам использовать для написания хорошего письма:

1. письма должны быть написаны от души, не наспех;

2. необходимо продумать его мысленно, составить план.

VI. Рефлексия.

- А сейчас попробуйте написать письмо своему другу. После обращения к нему можете написать так: «Пишу тебе на уроке русского языка. Сегодня мы …»

- О чём можно написать с урока?

- Можете использовать наши традиционные слова: «Я понял…», «я научился…», «мне было…»

- Это письмо будет итогом нашей работы, оно покажет, удалось ли нам достичь поставленной цели.

После выполнения работы можно задать вопросы:

- О чём вы хотели бы ещё узнать? (Когда и где появились: первый конверт, первая марка? Как раньше доставляли письма?)

VII. Домашнее задание.

- Пользуясь памяткой «Проверка написанного письма», перепишите тест письма на отдельный лист, подпишите конверт. Завтра мы отправимся на нашу почту, познакомимся с работой почтового отделения и отправим наши письма адресатам.