Урок музыки по теме "Благовещение". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Форма урока: урок-собеседование.

Тип урока: урок-путешествие.

Место урока в учебном процессе: урок-углубление.

Цель: раскрыть многообразие произведений музыки и живописи, связанных одной тематикой.

Задачи:

образовательная: углубить знания о связи музыки и живописи, познакомить с новыми композиторами, их произведениями, а так же репродукциями картин, соответствующими этим произведениям;

развивающая: закрепить знания о духовной музыке, как об одном из направлений мирового музыкального наследия;

воспитательная: воспитание уважения к музыкальному и художественному наследию и вечным человеческим ценностям.

Методы: ретроспективы и перспективы, эмоциональной драматургии, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, наглядно-слуховой, метод обобщения.

Оборудование: портретная галерея, репродукции с изображением органа, музыкальный центр, компьютер, эпипроектор “Эпсон”, экран, рояль, ноты “Хорошо темперированный клавир” И-С.Баха, т.I, классная доска.

Структура урока:

- оргмомент;

- повторение (домашнее задание);

- мотивация;

- тема урока;

- новый материал (знакомство с И.-С. Бахом);

- слушание музыки;

- новый материал (знакомство и Ш.Гуно)

- слушание музыки;

- творческая работа;

- вывод;

- фонопедическая дыхательная гимнастика;

- вокально-хоровая работа.

- рефлексия;

- оценивание;

- домашнее задание.

Виды деятельности: творческая, слушательская, аналитическая, вокально-хоровая.

ХПИ: Уважение к духовному наследию разных народов способствует внутреннему обогащению и воспитанию всесторонне развитой личности.

Ход урока

Музыкальное приветствие.

У: Вспомните, пожалуйста, что мы делали на прошлом уроке?

Д: Мы отправились в путешествие по Европе и побывали в двух странах: Австрии и Италии.

У: Что дало нам это путешествие?

Д: Мы познакомились с австрийским композитором Францем Петером Шубертом и итальянским мальчиком, певцом Робертино Лоретти.

У: Какое произведение, написанное этим композитором, мы услышали в исполнении Робертино?

Д: Произведение называется “Аве, Мария!”, что в переводе с латыни означает: “Привет, Мария!”

У: Что вы узнали об этом произведении?

Д: Это христианское католическое произведение, посвященное благой вести о будущем рождении Иисуса Христа, которого христиане разных стран называют сыном Божьим. В честь этого известия у европейских христиан есть праздник Благовещение. Этот же праздник празднуется и в России, 7 апреля.

У: Только ли музыку о Благовещении на прошлом уроке мы узнали?

Д: Еще есть картина с таким же названием.

Проектируется картина Симона Вуэ “Благовещение”. (Рисунок 1)

У: Как вы думаете, можно ли этот сюжет изобразить по-другому?

Д: Наверное, можно. Ведь разные художники по-разному могут представить и изобразить один и тот же сюжет.

У: Совершенно верно. Взгляните на экран. На слайдах вы увидите репродукции с картин “Благовещение” Леонардо да Винчи и других великих художников.

Демонстрация слайдов с различными репродукциями на тему Благовещения. (Рисунок 2)

Мотивация:

У: А мог ли другой композитор написать другое музыкальное произведение с таким же названием?

Д: Коли разные художники писали картины на один и тот же сюжет, то, наверное, и композиторы тоже могли написать свою музыку об этом событии.

У: Тема урока “Благовещение” (на доске) и мы вновь отправляемся в путь. Продолжим наше путешествие по европейским странам. Я напоминаю, что культурный путешественник, во избежание недоразумений, прежде чем отправиться в какую-либо страну, узнает из различных источников особенности культуры, быта и религии народа той страны, куда он собирается поехать.

Сегодня мы с вами побываем еще в двух странах. Посмотрите на стенд с репродукциями. Это самый большой и мощный музыкальный инструмент на нашей планете – орган. Органы делают в Германии по заказам из разных стран и городов мира. Подробнее об этом инструменте мы узнаем на одном из будущих уроков. А сегодня я познакомлю вас с творчеством величайшего немецкого органиста и композитора Иоганна Себастьяна Баха (заносим в тетрадь имя композитора). Послушайте одно из его произведений. Это Прелюдия до мажор. Прелюдия - это вступление (слово на доске, записываем в словарь).

Слушание Прелюдии C dur из “Хорошо темперированного клавира” И.-С. Баха в исполнении учителя.

У: Понравилась ли вам эта музыка?

Как правило, дети хорошо воспринимают это произведение и отзывы всегда положительные.

У: Однажды, через полтора столетия после кончины Баха, в другой европейской стране, Франции, композитор Шарль Франсуа Гуно, вдохновленный этой прелюдией Иоганна Себастьяна Баха, создал свой музыкальный шедевр. На общепринятый текст католической молитвы “Аве, Мария!” он написал свою мелодию, а Прелюдию Баха использовал в качестве аккомпанемента. Что из этого получилось, мы сейчас послушаем.

Слушание “Аве, Мария!” И.-С. Баха – Ш.Ф. Гуно. Запись на латинском языке (или исполнение учителем).

У: Понравилось ли вам это произведение?

Творческая работа. Как правило, произведение производит разное впечатление. Идет сравнительный анализ с произведением Ф.-П. Шуберта, прослушанном на прошлом уроке. Определение исполнителя, тембра голоса и инструментов аккомпанемента, характера произведения, средств музыкальной выразительности.

У: Как видим, библейские сюжеты нашли свое воплощение в произведениях разных авторов и в разных видах искусства. А это значит, что интерес к духовному наследию у разных народов в разное время не ослабевает. Но ни одно из этих произведений, ни “Аве, Мария!” Шуберта, ни “Аве, Мария!” Баха – Гуно, не является молитвой. Это просто гениальная музыка, написанная на известные слова.

Каков будет вывод по теме урока?

Вывод: на один и тот же сюжет в мире создано много прекрасных произведений живописи и музыки и все они посвящают в историю, религию и культуру народов разных стран.

У: Что означает - Благовещение?

Д: Название образовано из словосочетания – благая весть.

У: Верно. Что же такое благо? Найдите другие словосочетания со словом “благо”.

Д: Благо – это очень хорошо. Благое дело, благие мысли, благоденствие, благополучие…

У: Думаю, не надо ничего объяснять в этих словосочетаниях. А кто из вас совершал благие дела? Или собирается сделать что-то во благо других, нуждающихся в помощи и поддержке? Кто для вас совершил благой поступок?

Ответы учащихся.

У: Уж коли разговор у нас о благе, споем песню А.Савельева “Доброта”. На что надо обратить внимание в первую очередь?

Д: На правильную посадку и правильность взятия дыхания.

У: Верно.

Фонопедическая гимнастика.

Распевание (мажорная гамма восходящая и нисходящая вокализом на фонему “Е”)

Вокально-хоровая работа.

Рефлексия: (в каких странах “побывали”, с какими композиторами познакомились, какие произведения слушали, что такое прелюдия, что такое Благовещение).

Оценивание.

Домашнее задание: написать рассказ на тему “Мои благие дела”.