Редкие растения и животные: спасти и сохранить

Разделы: Начальная школа, Экология


Разработка занятия к УМК «Учусь учиться-3» (Е.Н. Дзятковская)

Занятие 27-28, стр. 33, «Рабочая тетрадь-3»

Провести анализ объекта природы.

Учусь действовать/Мои экологические проекты

Экологические ситуации:

Сохраняем разнообразие живой природы.

Цели урока:

обучающая – формирование представлений о способе охраны редких растений и животных средствами «Красной книги»;

воспитывающая – накопление личного опыта осознанного нравственного выбора в учебно-проектной ситуации «Что предпримешь, если встретишь редкое растение или животное?».

развивающая – применение умения анализировать: 1) объекты природы по внешним признакам применительно к редким растениям и животным для их опознания в природе: 2) эмоционально-ценностные переживания в проблемной экологической ситуации «Сохранение разнообразия живой природы»

Задачи:

  1. Создание проблемной ситуации, ее трансформация в учебно-проектную и совместная с учащимися постановка учебных задач.
  2. Решение учебных задач (освоение новых понятий, применение и развитие универсальных учебных действий)
  3. Рефлексия предметных, деятельностных и личностных результатов решения учебных задач.

Учебная задача: Применить умение анализа к внешнему виду редких растений и животных, занесенным в Красную книгу, и к своим эмоционально-ценностным переживаниям при нравственном выборе в экологических ситуациях.

Оборудование:

  1. Схемы-опоры по экологическим взаимосвязям; картина «Загрязнение окружающей среды»;
  2. Плакаты «Лесовичок»; «Задание Лесовичка»; стихотворения «Дикарь в лесу», «План анализа внешнего вида объекта»
  3. Экземпляры книг «Красная книга»
  4. Учебный фильм «Красная книга»
  5. Разборные картинки – знаки: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнёзда», «Не брать из леса диких животных и их детёнышей», «Не ловить насекомых».
  6. Запись звуков природы, леса, шум реки. Аромат сосны, ели. Еловые и сосновые шишки.

План и конспект занятия:

Планирование занятия, построенного на системно-деятельностном подходе, предполагает следующую последовательность действий учителя и учащихся:

  1. проблемная ситуация («Спасти и сохранить редкие растения и животных»),
  2. ее трансформация в учебную ситуацию – через осознание ребенком ограниченности своего знания – отсутствие опыта анализа внешнего вида редких растений и животных и своего эмоционального состояния в связи с проблемой биоразнообразия,
  3. формулировка учебной задачи – «Чему я должен научиться, чтобы решить проблему?»,
  4. решение учебной задачи (контроль сформированости понятий «окружающая среда», «экология», «экологическая связь», «цепь питания»; представлений о правилах поведения в природе в ситуации учебно-проектного типа, анализ объекта по плану (применение регулятивных учебных действий)
  5. рефлексия результатов – предметных, деятельностных, личностных.

Ход занятия представлен в Приложении.