Интегрированный урок (литература + английский язык) на тему "Образ снега и дождя в русской и английской литературе"

Разделы: Литература, Иностранные языки


Цели: Анализ стихотворений А.А.Фета и Г.Грина; составление образной картины; развитие связной речи.

Задачи: На основе знаний двух языков (русского и английского) отработать умение правильного использования в речи имен прилагательных и глаголов; развивать эстетический вкус и интерес к изучению языков; использовать деятельностный подход в изучении языков.

Оформление портреты А.А.Фета, Г.Грина, опорные слова и выражения

Техническое оснащение: компьютер, мультимедийное оснащение

Медиаматериалы: презентация PowerPoint, звукозапись “Мелодии на струне соль” И.С. Баха, звукозапись мелодии дождя.

Ход урока

1. Эвристическая беседа

  • Попадали ли вы под снег, дождь?
  • Что вы в это время чувствовали? Что ощущали? Слышали?
  • Как пахнет дождь и снег?
  • Представьте, что дождевая капля, снежинка – это нота. Ее можно услышать, увидеть, ощущать запах. Послушайте, как звучит дождь и снег, закройте глаза (звучит запись).

2. Cловесное рисование

Художники и музыканты по-разному представляют природу, по-разному ее воспринимают, у каждого свое настроение. Художники рисуют кистью, красками, музыканты используют ноты. А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение природы? (при помощи слов)

3. Новая тема

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями русского поэта А.А.Фета “Весенний дождь” и английского поэта Г.Грина “Падающий снег”

Запишите тему урока – образ снега и дождя в русской и английской литературе (открывается доска, записи в тетрадях).

Прослушаем стихотворения (на партах стихи с переводом)

Falling Snow

See the pretty snowflakes,
Falling from the sky;
On the walls and house- tops
Soft and thick they lie;
On the window-ledges,
On the branches bare,
See how fast they gather,
Filling all the air.
Look into the garden,
Where the grass was green.
Covered by the snowflakes,
Not a blade is seen.
Now the bare black bushes
All look soft and white.
Every twig is laden
What a  pretty sight!
Graham Green

Падающий снег

Посмотри на прелестных снежинок полет!
На чернеющих ветках пушистый налет.
Свежий воздух собой заполняя,
Стены, крыши домов заметая,
В зимнем танце снежинки кружат,
С неба падают, быстро летят.
Где густая трава зеленела в саду,
Одиноко чернели кусты на виду,
Все теперь утопает в глубоком снегу.
И поверить глазам я своим не могу.
Что за дивный волнующий вид!
Пышным облаком сад весь накрыт.
Литературный перевод
А.Рогозиной

Весенний дождь

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
А.А.Фет

4. Анализ стихотворений

Какой образный ряд возник при прочтении каждого стихотворения

Фет: окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно.

Грин: снежинки, ветки, крыши домов, трава, кусты, глубокий снег.

  • Давайте посмотрим, какие слова раскрывают образы в каждом стихотворении. Сколько глаголов и глагольных форм в стихотворении Фета? (10).
  • Почему так много? (глаголы передают динамику, движение, передают ожидание дождя)
  • Какие слова помогают раскрыть образы в стихотворении Г.Грина? (прилагательные)
  • На какие вопросы отвечают прилагательные?
  • Что обозначает прилагательное?
  • Каким художественным средством является прилагательное в переносном значении? (эпитетом)
  • Придумайте несколько эпитетов с такими прилагательными на тему “зима”.

- Составьте словосочетания с написанными на доске существительными (на английском языке с опорной лексикой).

Match the adjectives and the nouns and write word combinations:

ADJECTIVES

Frosty, bare, blue, cold, white, pretty, strong, deep

NOUNS

... days, ... snowflakes, ... snow, ... drifts, .... sky,

... trees, ... wind, ... weather.

Match the words:

  1. Густой туман
  2. Чистая роса
  3. Могучие деревья
  4. Игривый ветерок
  5. Щедрое солнце
  6. Пушистые облака
  7. Звездное небо
  8. Прекрасные цветы
  9. Солнечное утро
  10. Мягкая трава
  1. Powerful trees
  2. A playful wind
  3. Fluffy clouds
  4. Soft grass
  5. A starry sky
  6. Sunny morning
  7. A generous sun
  8. Pure dew
  9. A thick fog
  10. Beautiful flowers

Вы уже знакомы с художественно-выразительными средствами, найдем их в тексте.

  • “качаясь движется завеса” - метафора
  • “будто в золотой пыли” - сравнение
  • “подошло... барабанит” - олицетворение

Теперь поработаем со стихотворением Грина – находим эпитеты, сравнения.

5. Творческая работа.

Вспомните, как вы описывали дождь и снег в начале урока. Изменился ли этот образ в вашем воображении?

Давайте представим, как мы гуляем по зимнему лесу, вдыхаем морозный воздух. (презентация). Теперь представим, будто мы идем под дождем (презентация №2).

Постарайтесь, как Грин и Фет, передать ваши ощущения, цвет, запах, вкус, звук падающего снега, весеннего дождя. Используйте олицетворения, сравнения, эпитеты.

6. Чтение 2-3 работ

7. Рефлексия

Получилось ли у нас создать образ дождя и снега? Можем ли мы представить то, что хотели передать поэты?

8. Домашнее задание: иллюстрация или написать стихотворение на русском или английском языке.