Элективный курс "Готовимся к ЕГЭ по физике". 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Программа элективного курса, 34 ч (10-й класс)

1. Пояснительная записка

 Одна из проблем профилизации старшей школы в сельской местности – малое количество учащихся, недостаточное для комплектования профильного класса. Наша школа, как и большинство школ в России, пошла по пути обучения детей в универсальных классах без определённого профиля, где физика изучается на базовом уровне. Удовлетворить в этих условиях запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне для сдачи ЕГЭ, можно с помощью элективных курсов, дополняющих базовый. Эти курсы будут максимально эффективными, если повышение уровня обучения будет достигаться не столько расширением теоретической части курса физики, сколько углублением его практической стороны за счёт решения разнообразных задач.

1.1. Целью элективного курса является:

– обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике с целью получения аттестата о среднем образовании (эта часть программы предусматривает решение задач главным образом базового и отчасти повышенного уровней).

Задачи элективного курса:

  1. Углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи.
  2. Дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике.
  3. Создать учащимся условия для более качественной подготовки к контрольным работам по физике и ЕГЭ по физике.
  4. Обеспечить преемственность и связи физики с другими учебными дисциплинами.
  5. Воспитание воли и аккуратности, настойчивости в достижении цели и преодолении трудностей.
  6. Развитие логики, абстрактного мышления, самостоятельности приёма решений.

В результате прохождения элективного курса к учащимся предъявляются ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, за­кон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, атом, атомное ядро;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внут­ренняя энергия, абсолютная температура, средняя кине­тическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механи­ки, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнит­ной индукции;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказав­ших значительное влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать вы­воды на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и экспери­менты являются основой для выдвижения гипотез и тео­рий, позволяют проверить истинность теоретических вы­водов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказы­вать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использо­вания физических знаний: законов механики, термо­динамики и электродинамики в энергетике;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащу­юся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
  • использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:
  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электро­приборов;
  • оценки влияния на организм человека и другие орга­низмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окру­жающей среды.

1.2. Методические особенности изучения курса.

Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач. Лекции же предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому они носят обзорный характер при минимальном объёме математических выкладок. В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и разграничении физической и математической моделей рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения физических задач: в стандартных ситуациях – для сдающих ЕГЭ с целью получения более высокого балла, а в изменённых или новых ситуациях – для желающих сдать экзамен на профильном уровне. При решении задач рекомендуется широкое использование аналогий, графических методов, физического эксперимента. Экспериментальные задачи включаются в соответствующие разделы. Распределение часов для изучения различных разделов программы может варьироваться в зависимости от подготовленности и запросов учащихся.

1.3. Формы и виды самостоятельной работы и контроля.

Самостоятельная работа предусматривается в виде выполнения заданий. Объём задания должен составлять 7–10 задач (1–2 задачи повышенного уровня с кратким ответом, типа В, 1–2 задачи повышенного или высокого уровня с развёрнутым ответом, типа С, остальное – задачи базового уровня с выбором ответа, типа А).

Оценивать динамику освоения курса учащимися и получать данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса следует, проводя:

– текущие десятиминутные мини-контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором ответа;

– получасовые контрольные работы-тесты по окончании каждого раздела;

– итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена.

Оценки учащимся выставляются в журнал по предмету «физика»

2. Содержание разделов программы.

2.1. Механика (12 ч).

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.

Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: сила тяжести, сила упругости, сила трения, сила гравитационного притяжения. Законы Кеплера.

Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.

Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.

Законы сохранения импульса и энергии и их совместное применение в механике. Уравнение Бернулли – приложение закона сохранения энергии в гидро- и аэродинамике.

2.2. Молекулярная физика и термодинамика (10 ч.).

Статистический и динамический подходы к изучению тепловых процессов. Основное уравнение МКТ газов.

Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы. Определение экстремальных параметров в процессах, не являющихся изопроцессами.

Газовые смеси. Полупроницаемые перегородки.

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

Второй закон термодинамики, расчёт КПД тепловых двигателей, круговых процессов и цикла Карно.

Поверхностный слой жидкости, поверхностная энергия и натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. Давление Лапласа.

2.3. Электродинамика (электростатика и постоянный ток) (11 ч).

Электростатика. Напряжённость и потенциал электростатического поля точечного и распределённого зарядов. Графики напряжённости и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

Конденсаторы. Энергия электрического поля. Параллельное и последовательное соединения конденсаторов. Перезарядка конденсаторов. Движение зарядов в электрическом поле.

Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчёт разветвлённых электрических цепей. Правила Кирхгофа. Шунты и добавочные сопротивления. Нелинейные элементы в цепях постоянного тока.

Раздел Всего часов
1 Инструкция по выполнению теста ЕГЭ по физике 1
2 Механика 12
3 Молекулярная физика и термодинамика 10
4 Электродинамика 11
5 Итого 34

Рекомендуемая литература

Сборники задач

  1. Балашов В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение,
  2. Касьянов В.А., Мошейко Л.П., Ратбиль Е.Э. Физика. Тетрадь для контрольных работ. 10–11 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Физика. Контрольные измерительные материалы. Единый государственный экзамен. – М.: Просвещение, 2001–2012.

Учебники и учебные пособия

  1. Касьянов В.А. Физика. 10–11 кл. Профильный уровень.– М.: Дрофа, 2009.
  2. Мякишев Г.Я. Физика 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2005-12 г.
  3. Сборники ФИПИ. Готовимся к единому государственному экзамену по физике.– М.: Дрофа, 2004-12 годов издания.