Времена года

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: научить детей составлять простейшую схему, совершенствовать зрительное восприятие.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

- закреплять понятия “Времена года”, их последовательность;

- уточнять и расширять лексический запас слов;

- учить устанавливать причинно-следственные связи.

Коррекционно-развивающие:

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие системы сенсорных эталонов;

- развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в ходе занятия;

- развитие умения анализировать сложную форму;

- развитие умения находить отличия на иллюстрациях.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

- умение планировать, осуществлять целенаправленную деятельность;

- воспитание культуры поведения, умения общаться (умения принимать точку зрения собеседника, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: занятие проходит с применением ИКТ(презентация), наборы игры танаграм для каждого ученика, модель круга для каждого ученика, карточки с заданиями “Петушок”, “Скопируй фигуру по клеточкам”, наборы геометрических фигур для каждого ученика, тетради, карандаши.

Ход занятия

1) Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок
Здравствуйте, ребята!

2) Формулировка темы и задач занятия.

- Ребята, давайте попробуем догадаться, о чем у нас пойдет речь на нашем занятии.

Посмотрите на слайд (слайд 2). Презентация

- Как вы думаете, в чем схожи и чем различаются эти изображения? (На слайде одно и тоже дерево, но сфотографировано оно в разное время года)

- Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (О временах года)

- Действительно, мы будем говорить о временах года и составим схему “Времена года”. Представим, что год - это круг. На сколько частей мы должны его разбить? Возьмите круг, который лежит перед вами, и разделите его на 4 равные части. Как вы это можете сделать? (Дать возможность детям предложить разные варианты, например, разделить круг по линейке, путем сгибания и др.)

3) Работа по теме занятия.

- Каждую четвертинку нашего круга мы будем разукрашивать определенным цветом, который будет символизировать одно из времен года. Чтобы вам было проще работать, мы будем подбирать цвета из предложенных, называйте цвета, которые будут появляться один за другим. (Слайд 3)

- Назовите цвета, которые вы знаете.

- Сейчас мы будем с вами работать в верхней правой четвертинке круга. Покажите ее.

- Угадайте, о каком времени года мы будем вести речь?

Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка;
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки? (Зима)

- Подпишите эту четвертинку: зима.

- Какими цветами можно раскрасить эту четвертинку круга. Выберите из предложенных на слайде. (Слайд 4)

- А можно совсем не раскрашивать четвертинку круга? Почему вы так решили? (Так как зимой много снега, а снег белый).

- Посмотрите на слайд (слайд 5). Какие основные признаки зимы? (Учащиеся проговаривают основные признаки зимы)

Правильно ребята зима – это снег, мороз, метели, бураны и вьюги. А какие метели без ветра.

Сядьте по удобнее….расслабьтесь.. закройте глаза…. и погрузитесь в мелодию зимней ночи.

- Продолжим нашу работу в нижней правой четвертинке круга. Покажите ее.

- Прослушайте новую загадку:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

- О каком времени года идет речь? (О весне) Подпишите нашу четвертинку: весна.

Посмотрите на слайд (слайд 6) и назовите основные признаки весны. (Учащиеся называют основные признаки весны)

- Давайте выберем цвета для того, чтобы раскрасить четвертинку круга весна (слайд 7).

- Ребята, перед вами 2 картинки (слайд 8). Вам надо внимательно рассмотреть эти картинки и найти различия между ними.

- Весной на пригорках появляется много цветов. (Слайд 9) Кто узнал, что это за цветок? (Подснежник)

- Давайте графически нарисуем цветок. Положите перед собой тетради в клетку, найдите точку, от которой начнем рисовать графический диктант.

5) Продолжение работы по теме.

- Продолжаем работу в нижней левой четвертинке круга. Покажите, где она.

- О каком месяце года идет речь в следующей загадке?

Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи, за месяц это? (Июль)

- Это месяц, какого времени года? Подпишите четвертинку круга: лето.

- Какие цвета мы выберем, чтобы раскрасить четвертинку круга, относящуюся к лету. (Слайд 10)

- Рассмотрите слайд о лете (слайд 11) и назовите основные признаки лета. (Учащиеся проговаривают основные признаки лета)

- Лето многие проводят отпуск в деревне. По утрам звонко кукарекают петухи. (Слайд 12)

- Положите перед собой карточки со схемой “Петушок” и составьте из частей “Танграма” петушка.

- Сейчас наша работа продолжится в верхней левой четвертинке круга. Найдите и покажите ее.

- Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

- О каком времени года загадка? Почему вы так решили? (Листья изменяют цвет только осенью). Подпишите последнюю четвертинку: осень.

- Какая цветовая гамма характерна для осени? Назовите цвета, которыми мы можем раскрасить последнюю четвертинку. (Слайд 13)

- Раскрасьте свою четвертинку круга, цветами, характерными для осени.

- Посмотрите на слайд (слайд 14) и назовите признаки осени. (Учащиеся называют признаки осени)

- Какие дары приносит осень? (Плоды, грибы, ягоды)

- Что изображено на слайде? (Фрукты). (Слайд 15)

- Сейчас мы с вами попробуем угадать, что положила осень в “Волшебный мешочек”. На ощупь вы должны определить, что там находится, но вслух не произносите. Запишите в тетрадь, то, что здесь лежит.

6) Итог занятия и рефлексия.

- О чем говорили на занятии?

- Какую модель составляли?

- Что запомнилось на занятии? Вы хорошо работали на занятии. (Слайд 16)

И сейчас я хочу вам подарить небольшие сувениры для того чтобы у вас была возможность сохранять красоту времён года в своих рисунках.

На этом наш урок окончен... до свидания!