Урок истории по теме "Избирательный процесс". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах.

Задачи.

Образовательные.

  • Познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное правовыборы, голосование, кандидат, электорат, референдум, агитация.
  • Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе; научить различать активное и пассивное избирательное право; познакомить с понятиями “выборы” и “референдум”, с процедурой голосования.

Развивающая.

  • Развивать умение анализировать ситуацию, делать выводы, приводить примеры, анализировать.
  • Способствовать развитию логического мышления, памяти.
  • Развивать умение правильно использовать терминологию.

Воспитательная.

  • Способствовать правовому воспитанию;
  • формировать активную жизненную позицию; готовить к осознанному выполнению роли избирателя.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: избирательный процесс, избирательное право, выборы, голосование, кандидат, электорат, референдум, агитация, активное и пассивное избирательное право.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки с заданиями, выдержки из Конституции РФ и федеральных законов.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

  • Постановка темы, определение цели урока.
  • Актуализация знаний.
  • Работа с карточками
  • Работа с документами.

3. Закрепление.

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация.

2. Постановка темы урока. Определение цели. Обучающиеся разбиты на группы (3 групп), у каждой группы на столе лежат 11 карточек с пропусками в тексте. На выполнение задания обучающимся отводится 5 минут. (приложение №1)

Учитель обобщает ответы учащихся и окончательно формулируется тема и цель урока. (слайд 2)

Совместно с обучающимися формулируются понятия избирательный процесс, выборы, избирательное право, голосование, кандидат, электорат, референдум, агитация. Определения фиксируются обучающимися в тетрадях.

Обучающиеся, выполнив задание на 11 карточках, выстраивают схему стадий избирательного процесса (слайд 3).

Учитель: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы – арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.

Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Кроме этого к нормативной основе выборов можно отнести и следующие документы:

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

  • ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан”
  • ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”
  • ФЗ “О выборах президента РФ” (слайд 3)

Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...” и ответим на следующие вопросы:

  • Кто имеет право избирать?
  • Кто не имеет права избирать и быть избранным?
  • Какими качествами должен обладать избиратель? (слайд 5)

Работа учащихся с текстами Конституции – ст.32,81, 96; выдержками из ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан...” (приложение №2). На работу отводится 5 минут.

Учитель: таким образом гражданин принимает участие в голосовании потому, что знает: его выбор – это фундамент будущего страны, его детей, внуков. От результатов выборов зависит жизнь в нашей стране, нашем городе.Свое избирательное право граждане могут осуществлять в разных формах.

Работа учащихся с раздаточным материалом – выдержками из ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан...” (приложение №3). Читают тексты и отвечают на вопросы:

  • Что такое активное избирательное право и пассивное избирательное право?
  • В чем отличия?
  • Со скольки лет должны достигнуть граждане, чтобы получить возможность осуществить свое активное избирательное право?
  • Кто может назвать возраст, достигнув которого можно выдвигать свою кандидатуру в депутаты, на пост президента?

Как вы думаете, какие еще требования предъявляются к кандидатам на выборах? (слайд 6). На работу отводится 5 минут.

Учитель: таким образом одной из форм участия граждан в выборах является голосование ими за определенную кандидатуру, т.е. активное избирательное право.

При подсчете голосов делается вывод о состоявшихся или несостоявшихся выборах. По необходимости назначаются повторные выборы или второй круг выборов.

Как вы думаете, что влияет на активность избирателей? От каких факторов зависит успешность выборов (голосования)? (ответы учащихся и комментарии учителя)

Во время избирательной компании все кандидаты борются за создание своего электората – круга избирателей. Каким же образом может происходить формирование электората? (работа в группах) на работу отводится 5 минут.

3. Подведение итогов урока.

Выполнение заданий на закрепление полученных знаний на уроке (работа в группах) (слайды 7 – 10) (8-12 минут)

Задание № 1

Продолжите предложение “Я б на выборы пошел...” и изложите кратко свою точку зрения.

Задание №2

Как вы понимаете выражение “политические предпочтения”? В чем они заключаются? (Ответ сформулируйте в 5 предложениях)

Задание №3

Выполните тест

1. В какой день проводятся выборы?

а) суббота

б) воскресенье

в) праздничный

2. Совокупность голосующих граждан называется:

а) конгломерат

б) электорат

в) корпорация

3. Как называется право выдвигать свою кандидатуры на должности, в любые органы власти?

а) активное избирательное право.

б) пассивное избирательное право.

в) общее избирательное право.

4. Сколько сроков подряд можно быть Президентом РФ?

а) 1

б) 2

в) 3

5. Выборы в России – это:

а) действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти.

б) действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности

в) закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников исполнительных органов.

4. Рефлексия.

Обучающимся предлагается заполнить лист самооценки:

Моя работа на уроке (оценка от 1 до 5) Работа моей группы на уроке (оценка от 1 до 5)
   
   

5. Домашнее задание: написать мини сочинение на предложенную тему (слайд 11)

“Я понимаю это так...” раскрыть смысл высказывания и выразить своё отношение к нему

  • “Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели”. Бернард Шоу
  • “Неосведомлённость одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех”. Джон Кеннеди
  • “Покажите мне вашу молодёжь, и я скажу ваше будущее”. Абу Насир Аль – Фараби
  • “Мир может спасти только один человек и этот человек – ТЫ.” А.Адамович