Использование модульной технологии на уроках страноведения на английском языке

Разделы: Иностранные языки


Курс «Страноведение» в нашей гимназии №1531 «Лингвистическая» включен в программу обучения школьников 10-11 класса уже давно. Учителя разработали большой комплекс материалов, презентаций, уроков, и им, конечно же, хорошо известен ряд проблем, связанных с этим спецкурсом.

Проблемы курса

Одна из главных проблем курса, наверное, типична не только для страноведения, но и для всей старшей школы в целом – в старших классах велика доля самостоятельной работы, но не все учащиеся умеют одинаково хорошо работать сами, без указаний учителя, часто не могут эффективно распланировать время на занятиях, у многих учеников не получается дать адекватную самооценку своих знаний. Кроме того, не секрет, что в 10-11 классах школьники уже определяются с той специализацией и, может быть, даже с ВУЗом, в который они планируют поступать после окончания школы, и многие предметы, которые не связаны с планируемой специализацией, берут на самостоятельное изучение (экстернат). И поэтому учителя видят здесь несколько проблем:

1) Как научить школьников работать самостоятельно?
2) Как научить работать с информацией?
3) Как научить приемам самоконтроля , самопроверки и адекватного самооценивания?
4) Как научить эффективно планировать и использовать свое время?
5) Как уравнять возможности тех школьников, которые берут предмет на самостоятельное изучение, и тех, кто учится очно?

Достоинства и недостатки модульной технологии

Для решения этих проблем в комплексе эффективно использование модульной технологии, которая по сравнению с традиционной методикой имеет ряд преимуществ.

Во-первых, школьники работают полностью самостоятельно. Ученики получают комплекс материалов по теме с подробным, пошагово распланированным заданием, добывая информацию из учебников, статей, словарей, справочников, географических карт, видеофильмов. Учитель исполняет роль консультанта и организатора, а не источника знаний. В результате высвобождается время на обсуждение темы, ответы на вопросы учащихся, просмотр видеоматериалов, и прочее.

Во-вторых, каждый учащийся работает в своем собственном темпе, и медленно работающие школьники не испытывают традиционного дискомфорта, так как они сами могут планировать свое время на выполнение задания. К тому же задания даны таким образом, что дети могут работать и дома. В результате даже те ученики, которые не посещают уроков (например, по болезни, или учащиеся экстернатной формы обучения) имеют одинаковые возможности изучения материала.

В-третьих, кроме заданий, в материалах предлагается система самооценивания на каждом этапе выполнения задания, благодаря которой школьники могут сами оценить свой уровень усвоения материала.

В-четвертых, модульная технология предусматривает не только индивидуальную работу, а также работу в парах или группах.

Несмотря на очевидные достоинства, у модульной технологии есть и ряд недостатков.

Самый главный из них – это его трудоемкость для учителя, разрабатывающего модуль. Необходимо сначала продумать цель модуля, и четко сформулировать ее.  После того необходимо отобрать нужный материал для изучения модуля. Этот материал нужно проанализировать, отобрать самое главное, и продумать порядок его следования в модуле. Затем нужно сформулировать задания в максимально ясной и четкой форме, не допускающей нескольких толкований, разработать систему оценивания каждого учебного элемента, и список рекомендаций по выполнению задания. Модуль, разумеется, нужно представить в печатном виде. Если используются какие-то дополнительные материалы, нужно продумать, как можно обеспечить ими школьников (посредством электронного журнала, копирования материалов на  CD/DVD, или на флэшки, ссылки на сайты в Интернете, в традиционном печатном виде, и прочее).

Вторая проблема заключается в принципе соблюдения авторских прав. Специфика предмета такова, что для лучшего усвоения предмета требуется большое количество дополнительных источников информации (отрывки из художественных и документальных видеофильмов, тексты и информация из Интернета и других источников, фотографии, репродукции картин, и т.д.), у которых есть правообладатель, без разрешения которого мы не можем использовать, копировать и воспроизводить материалы. Практически это выражается в том, что мы не можем скопировать для всех учеников отрывок фильма/фото/текст на носитель информации, без риска нарушить авторские права. Законным будет только просмотр/прослушивание лицензированного диска во время урока с группой тех учеников, которые пришли на урок.

Как же решать эту проблему? В каждом случае приходится искать разные выходы: приобретать лицензионные материалы на каждого учащегося, рекомендовать ссылки на сайты в Интернете, где просмотр/прослушивание материалов официально разрешены правообладателем, демонстрировать фильмы/аудиозаписи на дополнительных занятиях/консультациях, и т.д.

Структура модуля

Курс «Страноведение Великобритании» изучается в 10 классе, рассчитан на 1 год, (64 ак. часа, 2 часа в неделю). Курс состоит из трех больших тематических блоков:

1 – География Великобритании – 18 ак. часов,
2 – История Великобритании – 22 ак. ч.,
3 – Великобритания в современном мире – 24 ак. ч.

Каждый тематический блок включает в себя от 6 до 12 отдельных тем, каждая из которых может стать модулем. Структура модуля внешне несложна: каждый модуль включает в себя название, цели, используемые материалы, и таблицу с учебными элементами от УЭ-0 (Learning element) до УЭ n, рекомендациями по выполнению и заданиями для самопроверки. Теоретические  пособия по модульным технологиям рекомендуют помещать интегрирующую цель по достижении результатов обучения под нулевым номером учебного элемента, но практика показывает, что чем раньше заявляются цели, тем четче ученики понимают смысл задания, тем быстрее и лучше усваивают материал. Поэтому имеет смысл ставить цели сразу непосредственно после объявления темы, а УЭ-0 отвести под проверку/самопроверку домашнего задания.

Также каждый учебный элемент следует также начинать с постановки промежуточной цели, и заканчивать каждый элемент самопроверкой и самостоятельным оцениванием своих результатов.

В качестве примера я хотела бы привести один из модулей третьего тематического блока по теме «Правительство». Данная тема традиционно вызывает трудности у школьников из-за несоответствия российской и британской структуры правительства. Для изучения этой темы (а также блока в целом) используется учебное пособие J. O’Driscoll “Britain for learners of English”. OUP, 2009 г., которое состоит из рабочей тетради и учебника.

Module 5: The Government

Learning outcomes:

By the end of the session:

– You will get information about the government, the Cabinet, and the Prime Minister.
– You will be aware of the main characteristic features of the civil service;
– You will get to know about the role of the local government.
Material: J. O’Driscoll “Britain for learners of English” (SB, WB, unit 8), Oxford Advanced Learner’s dictionary, a map of the British Isles.

LE Procedure Timing, Control
LE-0 Objective: to revise the previous topic “The Monarchy”.
HW: 1) Answer the questions on page 84 (SB)
2) WB, Unit 7, pages 27-28, sections A-E. Check your answers on page 72.
 

Pair work

LE-1 Objective: to sum up your knowledge about the government and the Prime Minister.
Pair work: Brain Storm. What do you know about the Prime Minister and his role in the government?
1-2 min.
Give yourself a mark: 1-2 ideas – sat; 3-4–good, 5 and more – ex.
LE-2 Objective: to learn about the government and the Prime Minister
1) Read the text in your SB (p.85-86, unit 8).
2) Put down the information about:
– Two meanings of the term “the government”
– What a single-party government and collective responsibility are.
– The difference between the cabinet and the cabinet office
5-10 min.

Mutual checking

Self-assessment:

LE-3 Objective: to learn about the role of the Prime Minister (PM)
1) Read the text in your SB (pages 86-87).
2) Copy out the information about:
– Who can become the PM
– Reasons for a modern PM’s dominance (3)
3) Explain what “cabinet reshuffle” is.
5-10 min.

Mutual checking

Self-assessment:

LE-4 Objective: to learn about the civil service and local government.
1) Read the text in your SB (pages 87-91).
2) Put down the definition of the expression “civil service”. Use the dictionary.
3) Write down the information about:
– Main characteristic features of the civil service (5);
– Difference between local government authorities in GB and in the USA;
– The system of local government, what they traditionally manage, and sources of their income (2).
5-10 min.

 

 

Self-assessment:

LE-5 Objective: to revise the topic “The Government”.
HW: 1) Answer the questions on page 91 (SB)
2) WB, Unit 8, pages 29-31, sections A-E. Check your answers on page 72.
 

Pair work

Self-assessment:

– How many scores have you got?
– If you have 18-20, give yourself an excellent mark.
– If you have 17-15, your mark is a four.
– If you have 14-11, you mark is a three.
– If less, carry out the module again.

Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва.: 1998 г.
2. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Москва – Воронеж.: 1998 г.
3. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва:1997 г.
4. J. O’Driscoll “Britain for learners of English”. OUP.: 2009 г.