Развитие краеведческих знаний у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Со словом "родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения.

Мною был организован кружок “Юный краевед”.

Главная цель кружка - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- познакомить детей с историей и современностью края;

- сформировать у детей представление о различных сторонах жизни своего края и его жителях.

Поставив перед собой цель, я столкнулась с проблемой - недостаток систематизированного материала по краеведению. По крупицам я собирала материал для своей работы и проводила его в норму доступного для понимания детьми дошкольного возраста.

В первую очередь я наладила тесную связь с Чунским краеведческим музеем, со школьными музеями, с Клубом ветеранов микрорайона “Северный”, с районной детской библиотекой. Чунский краеведческий музей, является центром воспитания любви к Отечеству, приобщение к духовным ценностям, выполняет свою просветительскую миссию. Ребята узнали о том, какие животные обитали ранее в нашей местности, какие живут сейчас. Дети, познакомились с бытом наших предков и их деятельностью. Мы знакомились не только с прошлым, но и настоящими экспонатами.

Мы частые гости в музеи, но и сотрудники приходят к нам в детский сад, проводят встречи, беседы. Наши педагоги в содружестве с родителями собрали свой мини музей “Русская изба”, где вместе с детьми проводим беседы, посиделки, развлечения. Дети приобщаются к русским истокам. В нашем детском саду была организована творческая группа по духовно-патриотическому воспитанию. Мы создали патриотический уголок, где знакомим детей с государственной символикой: флагом, гербом страны, но и области и района, портреты президента, губернатора и мэра. Здесь мы проводим государственные праздники, всегда приглашаем много гостей: ветеранов, военных, родителей. Эти встречи, это связь с поколениями людей, которые делают нашу историю, дети воочию впитывают эту связь поколений.

Мы с нашими детками посещаем наших ветеранов дома, готовим для них подарки, читаем стихи. С каким трепетом встречают нас ветераны, я думаю, что эти встречи навсегда останутся в памяти детей, как говорится: “Никто не забыт, ничто не забыто!”.

Мы организовываем встречи с интересными людьми, с краеведами – исследователями, которые многое сделали для нашего района, прославляют наш край. Всё это помогает больше узнать наш край, любить его, быть его маленькими патриотами своей малой родины.

Детей знакомлю с историей Чунского района и его достопримечательностями, героическими страницами истории.

Знакомство с родным поселком и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному селу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Работа по краеведческому образованию дошкольников строю в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Так в детском саду была проведена детско-родительская конференция “Мой родной – Чунский район”, проводятся совместные праздники. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями района.

Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играет семья. Именно здесь закладываются базовые ценности, и прививаться любовь к родному краю. Всё это в комплексе способствует развитию краеведения в детских садах, с детства развивать в детях: любовь к родному краю, патриотизм, любознательность - а в перспективе это более культурное и развитое поколение.