Мини-программа по оздоровлению детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Неболейка" (для детей старшего дошкольного возраста)

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа разработана в силу актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов повышения валеологической культуры детей дошкольного возраста.

Общие положения

В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

В последнее время особое внимание уделяется уровню здоровья , который является, несомненно , важным критерием оценки состояния здоровья населения. Уровень здоровья представляет собой совокупность демографических, антропометрических ,генетических, физиологических, иммунологических и нервно-психических сочленов общества. Здоровье формируется в результате взаимодействия экзогенных ( природных и социальных) и эндогенных ( пол, возраст, наследственность, раса, тип нервной системы) факторов.

Здоровье детей во многом детерминировано социально – экономическими условиями. Ведущими формирующими факторами оказывается режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.

Следовательно, основной путь укрепления здоровья детей – создание благоприятных социально- педагогических условий. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться : семья, включая всех ее членов и условия проживания, а также МДОУ –детский сад №48 , где дети проводят большую часть своего активного времени, т.е социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья детей.

Наша работа начинается с оценки состояния здоровья детей и выявления отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса.

Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о самом себе и о здоровом образе жизни, правилах гигиены, охране здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны получить валеологические представления и иметь стойкие навыки и привычки.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, воспитателей, детей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основные принципы программы:

  • Сознательности - осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
  • Активности – предполагает высокую степень инициативы и творчества (как педагогов, так и родителей в поиске эффективных методов оздоровления.)
  • Доступности – учитывается возрастные особенности детей
  • Систематичности - предполагает непрерывность процесса, а не от случая к случаю.
  • Цикличность - предполагает повторяющуюся последовательность
  • Оздоровительной направленности – направлен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения.
  • Связи теории с практикой – приучает применять знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике .

Направления программы

  • Создание условий для физического и психологического здоровья детей
  • Валеологическое образование.
  • Физкультурно-оздоровительная работа.
  • Консультативно-информационная работа с детьми, родителями.
  • Работа проводится через разные виды деятельности:
  • Образовательная деятельность (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность, дидактические игры, беседы, игровые ситуации, досуги).
  • Оздоровительная работа (различные виды гимнастик, игровой массаж, немедикаментозные и медикаментозные средства, час двигательной активности).
  • Организация предметно-развивающей среды (создание центров двигательной активности и здоровья, изготовила разнообразное оборудование и пособия).
  • Работа с родителями (диспуты, проблемные дискуссии, собрания, консультации, беседы, развлечения и т.д).

Для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения в течение каждого месяца проводятся следующие мероприятия с детьми :

1. Образовательная деятельность из раздела “Я здоровье сберегу сам себе я помогу!” , в процессе которой дети знакомятся со строением тела человека , органами и их значением для жизни человека, о пользе закаливания, правилами ухода за телом.

Немедикаментозные средства;

  • Ароматерапия (сохранение здоровья с помощью эфирных масел)
  • Профилактический точечный массаж (активных точек лица, рук, ушей, ног)
  • Утренняя гимнастика с включением специальных упражнений по профилактики простудных заболеваний (дыхательные упражнения).
  • Гимнастика после сна – упражнения на сохранение правильной осанки, ходьба по дорожке здоровья – профилактика плоскостопия .
  • Полоскание зева настоем чеснока
  • Гимнастика (Артикуляционная, Пальчиковая, для глаз, дыхательная)
  • Витаминизация (употребление в пищу чеснока, лука)

Медикаментозные

  • Курсовое применение витамина “С” (сироп шиповника) в течение 10 дней
  • Иммунизация (прием настойки элеутерококка – 1 капля на год жизни в течении месяца)
  • Сезонная профилактика ОРВИ (оксолиновая мазь – перед прогулкой)

Час двигательной активности

  • Подвижные игры на развитие основных движений (лазание, метание, бросание и ловля, прыжки, бег ,выполнение упражнений в быстром темпе- соревнование)
  • Активно воздействуем на образ жизни ребенка путём целенаправленного валеологического просвещения родителей, организуем и проводим родительские собрания, совместные праздники, оформляем стенды, где размещены фотоматериалы и необходимая информация.

Ожидаемые результаты:

  • Осознание взрослыми и детьми понятия “здоровье” и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  • Овладение навыками само оздоровления.
  • Снижение уровня заболеваемости, сокращение длительности заболеваний
  • Развитие физических качеств дошкольников
  • Закрепление оздоровительных мер и использование их в повседневной жизни

Реализация основных направлений программы

Направления, задачи Мероприятия
1. Оздоровительное:

*организация здоровьесберегающей среды ДОУ;

*изучение передового педагогического опыты;

*пропаганда здорового образа жизни;

*сохранение уровня позитивного здоровья за счет профилактических мероприятий

Приобретение оборудования /медицинского, спортивного/.

Отбор и внедрение эффективных технологий и методик.

Выпуск газеты, проведение лекций, семинаров по вопросам оздоровления.

Реализация плана лечебно-оздоровительных мероприятий.

2. Валеологическое:

*воспитание валеологической культуры дошкольника

Формирование у детей основ ЗОЖ.

Классификация здоровьесберегающих технологий.

Апробация здоровьесберегающих технологий.

Отслеживание результативности здоровьесберегающих технологий

Составление перспективного планирования по валеологическому образованию дошкольников.

3.Физическое развитие:

*развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием ребенка

*повышение резистентности организма при использовании комплекса закаливающих процедур с использованием природных факторов.

*создание условий для формирования правильной осанки, укрепления и охраны здоровья детей

Использование нетрадиционных форм при проведении физкультурных занятий, досуговой деятельности и др.

Внедрение в физкультурную работу инновационных образовательных программ для ДОУ

“Театр физического воспитания дошкольников Н.Н. Ефименко.

Организация в осенний, весенний периоды двух физкультурных занятий на воздухе.

Пополнение физкультурных уголков в группах.

4.Психоэмоциональное благополучие:

*создание условий для организации психопрофилактической поддержки детей раннего возраста.

*формирование положительного отношения при общении со сверстниками, взрослыми

Организация работы с использованием возможностей сенсорных и экологических зон.

Проведение адаптационных мероприятий.

Пополнение дидактического и развивающего материала.

Использование методик коррекции общения.

Внедрение “Психогимнастики” М. Чистяковой.

Использование нестандартного оборудования.

Консультативная работа с родителями

5.Комплексная диагностика:

*наблюдение, оценка, прогноз состояния здоровья

Проведение системы мониторинга:

медицинского, педагогического

Система работы по здоровьесбережению

Немедикаментозные средства;

  • Ароматерапия (сохранение здоровья с помощью эфирных масел)
  • Профилактический точечный массаж (активных точек лица, рук, ушей, ног)
  • Лечебная гимнастика с включением специальных упражнений по профилактики простудных заболеваний (дыхательные упражнения).
  • Гимнастика после сна (упражнения на сохранение правильной осанки, ходьба по дорожке здоровья для профилактика плоскостопия) .
  • Полоскание зева настоем чеснока
  • Гимнастика (артикуляционная, пальчиковая, для глаз).
  • Витаминизация (употребление в пищу чеснока, лука)

Медикаментозные

  • Курсовое применение витамина “С” (сироп шиповника) в течении 10 дней
  • Иммунизация (прием настойки элеутерококка – 1 капля на год жизни в течении месяца)
  • Сезонная профилактика ОРВИ (оксолиновая мазь – перед прогулкой)
  • Оздоровительная работа с детьми систематически планируется, имеются планы , конспекты оздоровительных досугов, экскурсий, прогулок.
  • Система закаливания предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со временем года:
  • воздушное (облегчённая одежда, утренняя пробежка вокруг детского сада, прогулка в любую погоду);
  • босохождение (в помещении и во время выполнения упражнений на спортивном комплексе);
  • водное;
  • солнечное

Приложения.

 Литература

  1. Т.И. Дмитриенко “Спортивные игры для детей дошкольного возраста”
  2. В.Г. Фролов “Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке”
  3. П.А. Обухов “Школа докторов природы”
  4. Г. Гончарук “Игровая физкультура.
  5. Т.Ю. Бардышева “Здравствуй пальчик”
  6. В.Н. Волчкова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада”
  7. З.И. Бересневой “Здоровый малыш”
  8. В.В Волина “Занимательноеазбуковедение”
  9. М. И. Чистякова “Психогимнастика”
  10. С Е Шукшина “Я и мое тело”
  11. Н.Н .Васильева, Н.В. Новоторцева “Развивающие игры для дошкольников”
  12. С.Е.Гаврина, Н.Л. Котявина “Развиваем руки - чтоб учиться писять, и красиво рисовать

Полученные результаты годовой динамики показали эффективность проведенных мероприятий. Увеличилось количество детей с первой группой здоровья. За 2009 -2011 у. год у детей произошли позитивные изменения: снизилась заболеваемость ОРЗ, индекс здоровья повысился на 20% дети стали более выносливы, активны в познавательном процессе и имеют достаточно высокий уровень знаний о здоровом образе жизни. Таким образом, программа оздоровления детей в условиях группы “Неболейка” является эффективным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья детей.

Формирование основ здорового образа жизни