Разработка учебного занятия "Знание и незнание" на примере изучения темы "Спирты". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Урок изучения нового материала в контексте метапредметной темы “Знание и незнание” построен с использованием технологии педагогических мастерских с элементами эвристического обучения. Учебной задачей урока является задача формирования у учащихся общих представлений о данном классе органических соединений, знакомство с основами классификации и характеристикой отдельных представителей класса спиртов.

Концептуальной идеей урока является идея развития продуктивного мышления учащихся на основе налаженного взаимодействия сознательной и бессознательной деятельности, что послужило основанием дляподбора таких заданий в уроке, которые позволили бы правильного чередовать сознательные усилия логического мышления учащихся с их интуитивным познанием мира. Такой подход к обучению сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия и поэтому способствует осознанию учащимися внутренних перемен и “разрывов”, своих изменений в интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах.

В основу концептуальной идеи урока положены научные труды и воззрения австрийского психиатра и психолога З.Фрейда, открывшего бессознательное; представителя французской социологической школы Люсьена Леви-Брюля, высказавшего предположение о существовании базовой основы мышления, имеющей образную природу; швейцарского психолога, психиатра и мыслителя Карла Густава Юнга, который ввел в науку метод словесных ассоциаций и разработал теорию архетипов.

Философским замыслом урока послужила Платоновская идея о том, что “подлинное знание не приобретается, а вспоминается” и вера в то, что процесс познания заключается в том, чтобы дать душе вспомнить вечные истины, которые ей уже были известны. Для реализации этого замысла в ходе уроке был использован прием деления учащихся на творческие группы по принципу того, чем они любили заниматься в детстве. До начала урока учащимся было предложено сделать свой выбор, ответив на вопрос фразами: “В детстве я любил рисовать” (номинация “Химия художественная”), “В детстве я любил танцевать” (номинация “Химия изящная”), “В детстве я любил все собирать” (номинация “Химия созидательная”), “В детстве я любил петь” (номинация “Химия музыкальная”), “В детстве я любил читать” (номинация “Химия поэтическая”), “В детстве я любил все ломать” (номинация “Химия изобретательская”), “В детстве я любил считать и писать” (номинация “Химия конструкторская”). После работы в группах под музыку песни “Есть дома многоэтажные” в исполнении Валерии,учащиеся имели возможность представить свои творческие образовательные продукты и публично их защитить перед своими сверстниками.

Рефлексия урока проведена в форме эвристического погружения, когда каждый ученик смог осознать, каковы были его знания о спиртах до и после проведенного учебного занятия, какие логические операции мышления помогли учащимся перейти от незнания к знанию.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами проводим учебное занятие на тему: “Знание и незнание” на примере изучения спиртов. Впишите, пожалуйста, эти темы в свою рабочую тетрадь.

- Итак, по-вашему, что такое знание?

- А незнание?

- Каким вы себе представляете знающего человека?

- А незнающего?

- А каким человеком вы себя ощущаете на сегодняшнем уроке: знающим или незнающим? Ответы начинайте фразой: “Я знающий, потому что...” или “Я незнающий, потому что...”

- А вот как говорил о себе один из самых знающих людей на свете – философ Сократ (слайд 1) Презентация.

- Как вы это понимаете?

В рабочую тетрадь записывают темы учебного занятия: “Знание и незнание”, “Спирты”.

 

Дают ответы.

Дают ответы.

Описывают согласно своим представлениям.

Дают ответы.

 

Знакомятся с содержанием слайда.

Дают ответы.

Индукция
Демонстрирует пустой сосуд и задает вопросы:

- Перед вами сосуд. Он пустой или полный?

- Как доказать, что сосуд пустой?

- Хорошо, давайте заполним его ракушками?

- Теперь он полный?

- Почему отчасти?

- Чем еще можно заполнить сосуд?

- Теперь сосуд полный?

- Как теперь доказать, что сосуд полный?

- Спасибо. На самом деле очень важно разграничить область знания и незнания. Этим мы с вами сейчас и займемся.

Наблюдают за учителем и дают предположительные ответы:

- Скорее пустой.

- Его нужно чем-нибудь наполнить.

Заполняют сосуд ракушками.

- Отчасти, да.

- Потому что его еще можно чем-нибудь заполнить.

- Песком.

Заполняют сосуд песком.

- Нет. Его еще можно заполнить водой.

Заполняют сосуд водой.

- Если попытаться его еще чем-нибудь наполнить, вода выльется из сосуда.

Актуализация знаний
Слайд 2. Работают фронтально, дают ответы на предложенные вопросы слайда.

По вариантам собирают модели молекул этана и этена.

Два человека собирают модели молекул этана и этена на магнитной или интерактивной доске.

Информационно-поисковый 1
- Покажите, что у вас получилось?

Обращается к моделям молекул, собранных учащимися.

- Посмотрите внимательно на эти модели. Что вам они напоминают? На что они похожи? Постарайтесь рассмотреть их с разных сторон. Приблизьте их, отдалите, раскрасьте, представьте в свете, в темноте...

Слайд 3.

- Что вы видите на этом слайде?

Указывает на группу атомов - ОН.

- Вам знакома эта группа?

- Что вы о ней знаете?

- Какие вещества содержат ее в своем составе?

- Почему вода при обычных условиях является жидкостью, хотя ее аналоги сероводород и селеноводород при обычных условиях – газы?

Слайд 4.

 

- Прочитайте водородную связь.

- Просчитайте водородную связь.

- Пропойте водородную связь.

- А теперь попробуйте заменить один атом водорода в своих моделях на эту группу.

- Что у вас получилось?

- Давайте сравним эти структуры. Что значит сравнить?

- Что общего и отличного в этих структурах?

- Какая на ваш взгляд структура является более устойчивой и почему?

- Чем определяется устойчивость структур?

- Как вы думаете, захочет ли неустойчивая структура перейти в устойчивую? Почему?

- Смоделируйте этот процесс.

 

 

- Итак, мы с вами получили два новых вещества и лишь одно из них относится к классу спиртов. Какое? Назовите этот спирт. Почему он так называется?

- К какому классу соединений можно отнести другое вещество? Почему?

- Хорошо, попробуем теперь заместить не один, а два атома водорода на группы ОН. Только первый вариант проведет замещение атомов водорода при разных атомах углерода, а второй – при одном.

- Что у вас получилось?

- Какая структура является более устойчивой? Почему?

- Можно ли эту устойчивую структуру назвать спиртом? Назовите это вещество.

Демонстрируют полученные модели.

 

Работают с моделями.

 

 

 

Находят черты сходства полученных моделей с изображениями на слайде.

- Да.

- Это гидроксильная группа.

- Гидроксиды и вода.

Приходят к выводу о наличии между молекулами воды водородных связей.

Вспоминают механизм образования водородных связей между молекулами воды.

Дают предположительные ответы.

 

Работают по вариантам с моделями молекул этана и этена. Два человека работают на магнитной или интерактивной доске.

Демонстрируют вновь полученные структуры.

- Это значит найти общее и отличительное.

Дают ответы.

 

 

 

 

Пытаются осуществить процесс перехода неустойчивой структуры в устойчивую.

Один человек пожеланию выполняет это на магнитной или интерактивной доске.

Дают ответы.

 

 

Самостоятельно приходят к определению класса альдегидов по сравнительному анализу структур (спирт без водорода).

Работают с моделями.

 

 

Демонстрируют свои модели молекул.

Дают ответы.

Первичное закрепление 1
-Что мы теперь знаем о спиртах?

Слайд 6.

-Определите каждый для себя область знания и незнания.

Выполняют задания блока 2 в рабочих тетрадях.

Проводят самопроверку по слайду.

Информационно-поисковый 2
- А теперь проведем сравнительный анализ полученных спиртов.

- Что значит проанализировать вещество?

- Какая мыслительная операция противоположна анализу?

- Могут ли эти операции существовать отдельно одна без другой?

- Вам предлагается по вариантам провести сравнительный анализ спиртов этанола и этандиола.

Выполняют задания блока 3 в рабочих тетрадях.

Дают ответы.

 

 

Проделывают практическую работу и в рабочих тетрадях заполняют таблицу блока 3. Желающие могут получить необходимую информацию из Интернета.

Первичное закрепление 2
Слайд 7.

- Почему среди спиртов нет газов?

Проводят самопроверку по слайду.

Приходят к выводу о влиянии межмолекулярных связей на агрегатное состояние веществ.

Социоконструкция
- Какие пути получения знания вам известны?

- Какие пути получения знания вы использовали на сегодняшнем уроке?

- Есть еще один путь познания. Хотите им воспользоваться?

- Тогда абстрагируемся. Что это значит?

- Я вам предлагаю вернуться в детство.

- Что больше всего вы любили делать в детстве?

Слайд 8.

 

Слайд 9.

Дают ответы.

 

 

 

Разбиваются на группы по заранее выбранным до начала урока цветным жетонам. Жетоны выбирают согласно тому, что больше всего любили делать в детстве: считать и писать, все ломать, читать, петь, рисовать, все собирать, танцевать и т.п.

Выполняют предложенные задания в форматах: “Химия конструкторская”, “Химия изобретательская”, “Химия поэтическая”, “Химия музыкальная”, “Химия художественная”, “Химия созидательная”, “Химия изящная” и т.п.

Афиширование
  Публично защищают свои творческие образовательные продукты (ТОПы).
Рефлексия
Предлагает изобразить в форме двух кругов вверху и внизу на отдельных листочках знания о спиртах на начало и на конец урока соответственно.

В пространстве между кругами предлагает вписать последовательность логических операций мышления, которые помогли учащимся перейти от незнания к знанию.

Обращается к слайду 10.

-Что у вас получилось? Сравните с правильным вариантом.

Предлагает сравнить размеры кругов на своих листочках и объяснить парадокс Лео Сциларда о бесконечности знания.

Работают на цветных листочках.

 

 

 

Работают с материалом слайда 11.

Наблюдают и осмысливают полученную информацию.

Заключение
Слайд 12.

-У одного мастера было очень много учеников. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который учитель не сможет дать ответ?” Он поймал на лугу бабочку и спрятал ее в ладонь. Пришел к мастеру и спросил: - Скажи, учитель, какую бабочку, живую или мертвую держу я в ладонях? – он был готов в любое мгновенье сжать их ради своей истины. Не глядя на ученика, мастер ответил: “Все в твоих руках!”

Подводит итог урока и комментирует домашнее задание.

Слушают притчу.

 

 

 

Записывают домашнее задание.

Творческие задания в номинациях

Химия конструкторская

Составьте структурную формулу молекулы глюкозы, если учесть, что это вещество относится к классу альдегидо-спиртов и имеет в своем составе 5 гидроксильных групп.

Химия изобретательская

О чем бы вы еще хотели узнать при изучении темы “Спирты”? Составьте 2-3 вопроса к теме, интересующие вас более всего.

Химия поэтическая

Используя слова: спирты, невозможно, ты, великие, осторожно, важные, составьте небольшое стихотворение. Возможен свой вариант.

Химия музыкальная

Вспомните, в каких песнях прямо или косвенно говорится о спиртах. В чем смысл песен?

Химия художественная

Предложите художественное оформление антиалкогольной рекламы под девизом: “Я выбираю жизнь!”

Химия созидательная

Вставьте пропущенные слова:

1. Прекрасно то, что мы ..., еще прекраснее то, что мы ..., но далеко превосходит по красоте то, что нам... (Н.Стенон)

Варианты ответов: неизвестно, знаем, видим.

2. На мои лекции не за ... ходят, а за... (Д.И.Менделеев)

Варианты ответов: мыслью, знаниями.

Химия изящная

Станцуйте водородную связь.