Методические рекомендации по планированию учебного занятия по английскому языку для педагогов дополнительного образования "Занимательный английский для маленьких"

Разделы: Иностранные языки


Аннотация.

Данные методические рекомендации предполагают методику организации учебно-педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей (6-8 лет).

Предлагаемая методическая рекомендация предназначена и актуальна для педагогов учреждений дополнительного образования, а также может быть использована во внеклассной работе общеобразовательных школ и в работе дошкольных учреждений для обучения английского языка.

Данная методическая рекомендация разработана на базе собственного опыта работы в системе ДОД.

Пояснительная записка.

Методические рекомендации предусматривают особенности организации сознания ребёнка дошкольного возраста, у которого отсутствует членение мира на предметные области знания. Дети-дошкольники познают мир через движение, тактильное взаимодействие с вещами и предметами. Исходя из этого, методическая рекомендация направлена на развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Методические рекомендации составлены с учётом возрастных особенностей детей как: конкретно-образное мышление, непроизвольное запоминание, неустойчивое внимание, чрезмерная двигательная активность, быстрая утомляемость.

Новизна методической продукции заключается в привитии обучающимся интереса к культуре страны изучаемого языка и её народу.

Цель методической рекомендации – помощь молодым специалистам методически правильно планировать занятия английского языка в группах дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет)

Время проведения занятия – 30-35 минут.

Как сделать занятие увлекательным?

План учебного занятия (поурочный план) представляет собой личный

документ преподавателя. Он необходим преподавателю в работе, т.к. помогает в её организации, облегчает процесс проведения занятия, акцентирует внимание на главном. План учебного занятия обязательно включает в себя

  • цели (обучающие, воспитательные, развивающие)
  • оснащение учебного процесса (средства обучения)
  • ход занятия

В число компонентов плана могут входить

  • методы обучения
  • актуализация знаний по другим предметам
  • затраты времени на каждую часть занятия

План занятия должен быть удобным для пользования и последовательно раскрывать все его части и ход занятия в целом. Ход занятия зависит от его структуры. Наиболее распространённые структуры занятий:

Комбинированное занятие Урок проверки ЗУН (диагностика)
1. Проверка знаний и умений 1. Обоснование темы и целей урока
2. Изучение нового материала 2.Проверка знаний разными методами
3. Закрепление материала 3. Подведение итогов
4. Домашнее задание 4. Домашнее задание

(в системе дополнительного образования “домашнее задание” отсутствует)

Занятие остается одной из основных форм обучения и воспитания учащихся в системе дополнительного образования.

Как правильно подготовиться к занятию педагогу дополнительного образования детей сделать занятие увлекательным?

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что

Цель всех занятий – поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учащихся.

Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности.

Ход всех занятий – введение обучающихся в сюжет занятия, взятый из знаменитой сказки; использование всевозможных аудио-, видео- материалов; создание проблемы, которую обучающиеся должны решить.

При разработке занятия надо внимательно изучить:

- учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;

- согласовывать определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

- определить взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими занятиями;

- определить тип и структуру занятия;

- тему, цель, задачи.

Целевые установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.

Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план надо выдвигать задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Важно продумывать специфику занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определять объем образовательного компонента учебного материала в соответствии с возрастом обучающегося. Для детей дошкольного возраста объём учебного материала на занятии английского языка при введении нового материала, а именно, лексики, не должен превышать 6-8 слов.

На первоначальном этапе занятия немаловажно создание благоприятного морально-психологического климата, настраивание детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности. На занятиях изучения английского языка это может быть приветственная весёлая песня. На завершающем этапе важно анализировать все ответы обучающихся и отметить даже самые небольшие достижения детей. Рекомендуется поощрять “цветочками”, “звёздочками” и т.д. Детям дошкольного возраста это нравится и стимулирует на достижения лучших результатов.-

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

К каждому занятию нужно подготавливать учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Необходимо продумывать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Например, игрушки, при введении новых слов, (тема “Игрушки) необходимы на занятии, но не сначала занятия, так как они будут отвлекать обучающихся. В закреплении материала они уместны и могут появиться в “сюжете” занятия.

Далее необходимо определять индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форму самостоятельной работы с детьми, разрабатывать краткий конспект настоящего занятия.

Если следовать всем вышеизложенным рекомендациям, то занятие будет успешным и увлекательным. Предлагаю ознакомиться с конспектом занятия, который написан, исходя из данных рекомендаций.

Тема: ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ RABBIT.

(для детей дошкольного возраста 5-7лет)

Цель занятия: ознакомление учащихся с лексикой по теме “Игрушки” и первичное закрепление материала в грамматических структурах.

Задачи занятия:

- ввести новую лексику по теме “Игрушки”;

- отработать лексику в структурах I see.., I like..,

- воспитать внимание и развить память в играх“What toy is missing?”, “Beat the drum”

- воспитать уважение к культуре страны изучаемого языка.

Оборудование:

Ход занятия

1. Орг. момент

(приветственная песня “Hello”
http://supersimplelearning.com/videos/songs-in-the-classroom/
Hello
Hello
Hello. How are you?
I’m good. I’m good. Well. Wonderful!
и беседа о стране, изучаемого языка)

- На каком языке мы пели?

- Язык, какой страны мы изучаем?

- Кто правит Великобританией?

- Какие страны входят в состав королевства?

2. Сообщение целей и задач занятия.

- Сегодня на занятии мы продолжим изучать язык Великобритании. Узнаем, какие игрушки у английских ребят и как они называются.

Объяснение новой темы

3. Введение в сюжет занятия.

- А поможет нам в этом гость. Давайте поприветствуем его – кролик Rabbit.

(дети приветствуют – Hello, Rabbit)

- Rabbit хочет познакомиться с вами. Давайте ответим на его вопросы.

- What’s your name?

- How old are you?

- Where are you from?

- Who are you?

- Nice to meet you.

Введение новых слов и фонетическая зарядка

- Rabbit принёс нам фотографии своих игрушек. Давайте посмотрим фотоальбом и послушаем, как называются его игрушки по-английски.

Teddy bear, doll, ball, drum, brick, pyramid, lorry, drum.

Играем с звуком на потолочке {t t t d d d} teddy

Бросаем камешки в воду {b b b } bear

Удивляется наш язычок {o o o} ball, doll

Говорит эхо язычка {^ ^ ^} drum

Улыбается он нам и прячет улыбку {I I I } brick

Рычит его собачка {r r r} pyramid

Продолжает играть с звуками на потолочке {l l l} lorry

Мычит его корова {m m m} pyramid drum

(педагог говорит - дети слушают, затем повторяют вслух, затем повторяют шёпотом)

Первичное закрепление слов

- Игра “What toy is missing?” (дети закрывают глаза, в это время педагог прячет одну из фотографий, дети должны отгадать, какой фотографии нет)

- What can you see? (В структуре I see... )

- Ребята, вы понравились кролику. Он приглашает вас к себе в гости.

4. Физ. минутка “Бей в барабан”

Beat the drum
Ram tam tam
Ram tam tam
Beat the drum
Kate likes to play the drum.

- Who likes to play the drum?

Закрепление новой лексики и повторение пройденной.

Повторение пройденной лексики

- Вот мы и пришли. Сколько игрушек! Ребята, отличаются игрушки от фотографий, которые принёс нам кролик.

- Правильно. Фотографии чёрно-белые, а игрушки цветные. Я открою вам секрет. К своему стыду, Кролик не знает цвета. Поэтому у него всё чёрно-белое. Давайте научим его.

(поют песню COLORS)

RED – красный как заря
BLUE – синий как моря
ORANGE – оранжевый апельсин
А зелёный это - GREEN
YELLOW – жёлтый как лимон
Или YELLOW как огонь
Белый по-английски -WHITE
Фиолетовый это –VIOLET.

Игра “Помоги убрать игрушки”

Педагог вводит в игру через песню Clean up

http://supersimplelearning.com/videos/songs-in-the-classroom/

(затем дети говорят, какого цвета игрушки)

- What color is it? (тот, кто назвал правильно цвет, собирает пирамиду; строит дом)

- Let’s count. (дети считают: сколько кубиков, сколько дисков у пирамиды, сколько игрушек у кролика)

Структура I like...

– What do you like? (дети показывают и говорят, какие игрушки понравились им)

- Наш гость уходит, но он к нам придёт на следующее занятие, чтобы познакомиться с вашими любимыми игрушками.

(дети прощаются с кроликом)

5. Подведение итогов занятия

- Что мы делали на занятии?

- Что нового узнали?

- Давайте проверим, какие из вас переводчики. Поймёте ли вы английских ребят, когда они вам будут рассказывать о своих любимых игрушках?

(игра “Переводчик”: педагог говорит слова на английском языке, а дети переводят на русский)

I like a doll.
I like a ball.
I like a brick...

А теперь домой ступай

До свидания

Good bye!!!

Используемая литература:

  1. Захарченко И. “700 английских рифмовок” Владос, Москва, 1999
  2. Мы играем в английский! Методика преподавания . учебник английского языка для детей. Издательство: Перо, 2011г. , автор: Иванова М.Е.
  3. Сталкер, “Сборник английских сказок”, Москва 2001
  4. Шишкова И.А. “Английский для малышей”, РОСМЭН-ПРЕСС, 2004г.
  5. "Первые уроки английского" - учебник для занятий по английскому языку с дошкольниками - М.: ООО "Издательство РОСМЭН-ПРЕСС", 2004г., автор: Благовещенская Т.А.
  6. ЭОР - http://supersimplelearning.com/videos/songs-in-the-classroom/
  7. http://supersimplelearning.com/videos/songs-in-the-classroom/