Занятие по естествознанию с элементами экспериментирования для детей 6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Знакомство детей с таким природным явлением, как “вулкан”, через демонстрацию опыта “Извержение вулкана”.

Задачи:

Образовательные:

  1. Ввести в словарь понятие “вулкан”, познакомить с его природой на опыте, ввести такие понятия, как вулканический кратер, жерло, огнедышащий вулкан, магма, лава, вулканологи, Институт Вулканологии.
  2. Научить детей изобразить увиденное и услышанное на бумаге.
  3. Расширять и активизировать словарь.
  4. Формирование пространственных представлений (географическая карта) и умение работать по алгоритму.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию у детей способность наблюдать, строить предположения.
  2. Способствовать развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы.
  3. Способствовать развитию долговременной памяти, наглядно-образного, словесно-логического и ассоциативного мышления, произвольного и слухового внимания, воображения;

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любознательность, интерес к познанию природных явлений.
  2. Поддерживать чувство радостного удивления, чувство исследователя.
  3. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, самоконтроля.

Наглядный и дидактический материал: картины с изображением вулкана, иллюстрации с изображением бога Вулкана, макет вулкана, карта России, карта мира, поддон, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, листы бумаги (для фиксации наблюдений), цветные карандаши, чайные ложки, пипетки, пластиковая банка, карточки схемы извержения вулкана.

Словарная работа: вулкан, “огнедышащая гора”, действующий, потухший, кратер, жерло, магма, лава, пемза. Институт вулканологии, вулканология.

Ход занятия

I. Вводная часть.

В гости к детям прилетает Умная Сова и держит в клюве серый шершавый камень.

– Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются с совой и спрашивают у нее, что она принесла с собой.

Сова отвечает:

– Это необычный кусок камня, который называется пемза. А вы знаете, что это такое?

Ответы детей.

– Пемза – это камень, которым раньше наши бабушки и дедушки пользовались для оттирания рук от грязи. Хотите узнать откуда произошел этот камень?

– Пемза – это застывшая лава, выброшенная вулканом из недр Земли, – рассказывает сова. – Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?

Ответы детей.

– Да, ребята, мы познакомимся с вами, с таким природным явлением, как вулкан.

II. Основная часть.

1) Рассказ воспитателя (сопровождается показом иллюстраций).

– Ребята, прежде, чем вы узнаете о вулкане, я расскажу вам легенду. Жил на свете Бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилище, не засыпало пеплом сады и поля… Говорят, с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

2) Худ. слово.

Огнедышащий вулкан
Не гора, а великан –
Огнедышащий вулкан!
Лаву извергает он,
Что сжигает горный склон,
Изрыгает камни, газы, –
Небеса темнеют сразу.
Пепел, ядовитый дым
Поднимаются над ним.
Слышится подземный гул,
Словно великан уснул,
И храпит и видит сон,
Как велик и страшен он!
(Т.А. Шорыгина)

3) Физкультминутка. Игра “Вулкан”.

Дети изображают извержение вулкана. Сначала они сидят на корточках, затем появляется гул, она начинают шевелиться, двигать руками, постепенно поднимаются на ноги, и, подпрыгивая, поднимают руки вверх вскрикивая.

(Игра повторяется два-три раза.)

4) Что же такое вулкан? (Рассказ с демонстрацией.)

Это гора, в верхней части которой есть углубление, которое называется вулканическим кратером. В самой толще горы находиться канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру – очаг магмы. Магма это расплавленное, очень горячее вещество. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

5) Показ опыта “Извержение вулкана”.

– Ребята, хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать.

(На доску вывешивается алгоритм выполнения этого опыта.)

а. Основание вулкана делаем из плотного картона в виде конуса.

б. В качестве жерла – внутрь конуса вставим пустую пластиковую банку.

в. Лаву изготовим из следующих веществ: помещаем в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски, и пять капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующим нужно добавит уксус. Но эта жидкость с особым знаком. Эту жидкость можно наливать только взрослым. Поэтому воспитатель добавляет пять капель уксуса.

– Что вы, ребята, наблюдаете.

Ответы детей.

6) Воспитатель:

– Вулканы, извергающиеся регулярно, называются действующими. Ежегодно происходит 20-30 извержений.

Сова:

– А скажите, пожалуйста, в нашей стране есть вулканы?

Воспитатель:

– В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке, Дальнем Востоке, Курильских островах (показывает на карте). А самые мощные вулканы в мире находятся в Италии (Везувий), Индонезии (Кракатау), Вест-Индии (Мон-Пеле), Колумбии (Невадо дель Руис). Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды.

Изучением вулканов занимаются специальные ученые, которые называются вулканологи. (Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко.) Наблюдениями и исследованиями вулканом занимаются в Институте вулканологии.

Иногда вулканы замирают на сотни лет и называются потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

III. Заключительная часть.

– Ребята, давайте, зарисуем вулкан.

Дети рисуют вулкан, показывают свои рисунки сове. Благодарят ее за это интересное и познавательное занятее. Такие явления природы, как извержения вулканов ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля.

Использованная литература.

  1. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова “Почемучка”. Москва, “Педагогика-Пресс”, 1995.
  2. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”. Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 2010.
  3. Т.А. Шорыгина “Беседы о природных явлениях и объектах”. Москва, “Творческих Центр Сфера”, 2010.