Обучение младших школьников с ОНР творческому рассказыванию с опорой на сюжетную картину

Разделы: Логопедия


Проблема развития и коррекции нарушений связной речи у младших школьников в настоящее время остается актуальной. Это связано с увеличением числа учащихся с речевой патологией, с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения. Ни для кого не секрет, что успешное овладение связной речью является важнейшим условием школьного обучения. Но как показывает анализ речевого обследования детей массовой общеобразовательной школы, связная речь у детей с ОНР (особенно на фоне двуязычия) значительно отстает от нормы.

Связное речевое высказывание у данной категории учащихся отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается лишь внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Эти особенности связной речи обусловлены недостаточным развитием психических процессов: неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставанием в развитии словесно-логического мышления. В речевой деятельности детей с ОНР преобладают репродуктивные формы работы.

Как показывает опыт работы по коррекции нарушений связной речи у учащихся начальных классов, традиционные виды логопедических упражнений (пересказ объемного текста без наглядной опоры, описание предметов и объектов, придумывание конца и начала рассказа) оказываются недоступными большинству учащихся с ОНР, так как у них недостаточно сформированы следующие компоненты речевого высказывания:

  • мотив,
  • замысел (определение главной мысли и микротем ),
  • внутренний план речевого высказывания,
  • лексико-грамматические средства речи.

Следовательно, необходимо вести развитие связной монологической речи так, чтобы основное коррекционное воздействие было направлено на формирование:

  • положительного мотива речевого высказывания,
  • умения определять главную мысль и микротемы речевого высказывания,
  • коррекцию и развитие внутреннего плана высказывания,
  • и одновременно на формирование лексико-грамматической стороны речи.

Кроме того, перед логопедом возникает актуальная задача поиска таких вспомогательных средств, которые облегчили бы и качественно повысили процесс становления у детей развернутого творческого смыслового высказывания.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. В основе творческой деятельности лежит воображение. Продукт творчества, получаемый учащимся с ОНР, является субъективно новым (т.е. открытием для себя). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Осуществляя процесс творчества, учащийся испытывает положительные эмоции как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более интенсивному развитию психических функций (восприятия, памяти, мышления), что положительно влияет на успешность коррекционной работы по формированию связной речи.

Для эффективного решения поставленной задачи обучения учащихся с ОНР творческому монологическому высказыванию предлагается система работы по формированию связной речи с опорой на сюжетную картину проблемного характера или юмористического содержания.

Как формируется положительный мотив к речевому высказыванию?

О важности формирования мотива речевого высказывания говорил К.Д.Ушинский: «Учитель обязан дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребенка и вызывают «выражение» этой мысли в слове», т.е. чтобы дети говорили хорошо, эмоционально, интересно. Чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика. В целях решения этой задачи можно использовать проблемные и юмористические по содержанию картины С. Кулова. Дети, рассматривая эти картины, наполняются яркими положительными эмоциями, испытывают сильное желание поделиться своими впечатлениями, мыслями по поводу увиденного, т.е. создаётся естественная речевая ситуация, характеризующаяся энергетически сильным положительным мотивом. (Чтобы усилить энергию мотива речевой деятельности, учащимся можно предложить из составленных рассказов по данной картине издать книжку-малышку для воспитанников детского сада, братишки или сестренки). Кроме того, сюжетная картина восполняет недостаточный жизненный опыт этих учащихся, который так необходим для формирования полноценных представлений об окружающей действительности и формировании речи.

Работа над замыслом будущего высказывания проводится при анализе содержания сюжетной картины. Дети под руководством учителя-логопеда выделяют главное и второстепенное в содержании картины, этим самым определяют замысел (тему) будущего высказывания, подбирают соответствующее заглавие. Или наоборот, учащимся предлагается в названии картины найти те слова, которые определяют направление анализа картины и выбора соответствующего речевого материала.

Необходимо отметить, что на этапе определения основных смысловых вех анализ содержания картины должен проводиться с учетом причинно-следственных отношений явлений, событий, изображенных автором, и соответствия рассматриваемой теме. С помощью логопеда дети определяют последовательность изображенных на сюжетной картине событий, составляют план будущего высказывания. Важно особое внимание обратить на работу по формированию плана речевого высказывания, т.к. у детей с ОНР этот компонент наиболее уязвим. С целью удержания в памяти последовательности высказывания можно составить вместе с учащимися смысловую модель будущего рассказа, (использовать графическую схему, пиктограммы, рисуночное панно, ключевые слова и т.д.). После составления плана речевого высказывания, учитель-логопед предлагает учащимся подобрать словосочетания, образные выражения и предложения, которые должны войти в развернутое речевое высказывание (рассказ). Свой выбор дети должны обязательно обосновать.

Работа по формированию лексико-грамматической стороны речи осуществляется на протяжении всего занятия.

  • Подготовительный этап – обогащение, уточнение, активизация словаря (например, по теме «Воздушный транспорт»). Составляются словосочетания и предложения без опоры на сюжетную картинку, прорабатывается лексическое значение слов по теме. На данном этапе можно мальчикам поручить выпуск стенгазеты «Знаете ли вы….», а затем по содержанию материала стенгазеты провести викторину.
  • Дальнейшая работа ведется уже непосредственно по работе над сюжетной картиной. Отбираются необходимые учащемуся словосочетания, предложения, образные выражения, позволяющие полно раскрыть содержание картины.
  • Закрепление речевого материала по картине через совместное с логопедом составление рассказа
  • Пересказ учащимися этого рассказа в парах с использованием пиктограмм, вопросов, ключевых слов, схем и т.д.
  • Самостоятельные ответы учащихся с опорой на сюжетную картину или план речевого высказывания.
  • Творческий пересказ (от имени какого-либо действующего лица, с изменением места или времени событий, с введением нового персонажа и т.д.).
  • Контрольный ответ у доски без опоры на сюжетную картину.

На самом последнем этапе ребенок оценивает качество своего ответа (можно записать ответ ребенка на магнитофон), согласно критериям уровня сформированности связной речи (целостности, связности, последовательности, логичности).

Отличительной чертой создания творческих рассказов по сюжетной картине является то, что учащимся нужно не просто описать действующих лиц, события, но и необходимо проявить смекалку: представить, что предшествовало событиям, изображенным на картине, каковы дальнейшие действия или последствия.

Очень успешно на логопедических занятиях по развитию связной речи можно использовать дидактические игры, используемые при анализе картины, например, «Что? Где? Когда?» и задания творческого характера:

  • представь себя одним из действующих лиц, изображенных на сюжетной картине;
  • от имени героя разработай правила поведения в данной ситуации;
  • составь рассказ по сюжетной картине от имени какого-либо героя (отца, чужого дедушки, мамы, мальчика и т.д.);
  • проиграйте по ролям ситуацию, изображенную на картине;
  • подбери несколько вариантов событий, которые могли бы предшествовать (или могли бы происходить позже) изображенной ситуации;
  • подберите как можно больше вариантов рассказа к изображаемым на картине событиям;
  • из различных вариантов получившихся рассказов составьте книжку-малышку для первоклассников или детей детского сада;
  • а задание – вырази мысль другими словами – направлено на развитие словесного творчества.

При выполнении этих заданий учащиеся осваивают методы и приемы творческой речемыслительной деятельности: «эмпатии», «мозгового штурма», «генератора идей».

Кроме того, учителю-логопеду нужно учитывать психические особенности учащихся с ОНР и постоянно стимулировать творческую активность через:

  • создание атмосферы совместной творческой деятельности (доброжелательность со стороны учителя-логопеда, отказ от критических замечаний в адрес детей способствует формированию многоаспектного мышления);
  • поощрение речевой активности, оригинальных ответов, идей;
  • предъявление учащимся возможностей самостоятельно задавать вопросы по ходу работы над сюжетной картиной;
  • использование логопедом личного примера творческого подхода в составлении рассказа по сюжетной картине.

Как показывает опыт работы, такая система работы позволяет более эффективно решать проблему коррекции нарушений связной речи у учащихся с ОНР. Кроме того, использование этой системы работы отражает интересы ребенка:

  • вызывает положительные эмоции и формирует энергетически мощный мотив речевого высказывания;
  • формирует полноценный внутренний план речевого высказывания;
  • корригирует лексико-грамматический строй речи.
  • способствует формированию гибкости мышления;
  • стимулирует развитие воображения;
  • развивает интуицию учащихся.

     Алгоритм работы по обучению творческому рассказыванию с опорой на сюжетную картину.

  1. Подготовительный этап (подготовка лексико-грамматической базы, выпуск стенгазеты, проведение викторины и т.д.).
  2. Рассматривание картины.
  3. Анализ картины:
    а) определение замысла (темы);
    б) выделение основных смысловых вех (с учетом причинно-следственных отношений).
  4. Составление плана речевого высказывания с использованием вспомогательных средств (пиктограмм, рисуночного панно, предметных картинок, опорных слов, схем, цифр).
  5. Отбор лексико-грамматических средств к будущему речевому высказыванию (словосочетания; варианты предложений, выражающих одну и ту же мысль; эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.).
  6. Коллективное составление рассказа с помощью логопеда.
  7. Пересказ в парах с опорой на план речевого высказывания.
  8. Творческий пересказ (от имени какого-либо действующего лица, с изменением места или времени событий, с введением нового персонажа и т.д.).
  9. Контрольные ответы у доски.
  10. Самооценка ответа.

Литература

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2: Предложение. Текст: пособие для логопеда/ под ред. Р.И.Лалаевой .- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2008. – 302 с.
  2. Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности/ В.А.Ковшиков, В.П.Глухов.- М.: АСТ: Астрель, 2007.-318с.
  3. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие .-М., 1993.
  4. Ткаченко Т.А, Логопедические упражнения для развития речи. – М.: Книголюб , 2005.