Конспект урока по литературному чтению на тему "В.П. Катаев "Сын полка"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обогащать читательский опыт и формировать умение работать с текстом;
  • развивать интерес к читательской деятельности, умение анализировать текст;
  • учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении, о поступках героев;
  • формировать умение работать с текстом и обогащать читательский опыт;
  • воспитание патриотических чувств.

Оборудование: на доске портрет писателя, на каждой парте книга В.Катаева.

“Сын полка” \ М.Детская литература 1980 г; книги о Великой Отечественной войне; Учебник “Литературное чтение” Л.А.Ефросинина, 4 класс, 2 часть \ М., 2004 г.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

– Как называется произведение, прочитанное дома?

– Кто автор этого произведения?

– Дома вам предлагалось подумать над вопросом: Почему так называется повесть? (ответы детей)

2. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня наш разговор мы продолжим о книге Валентина Катаева “Сын полка”.

– Расскажите, интересно ли вам было читать эту повесть? Объясните, почему. (Ответы детей.)

3. Работа по теме урока. Беседа по произведению с использованием выборочного чтения (анализ произведения)

– Как был найден Ваня? (чтение этих строк)

“– Тише, свои, – шёпотом сказал Егоров....”

– Каким же образом маленький мальчик мог узнать, что перед ним свои шлемы, свои автоматы, свои плащ палатки?

– Откуда у него опыт наблюдения?

– Почему “ впервые за 3 года Ваня находился среди людей, которых не надо было опасаться”?

– Чем славились в части его спасители?

(“Славились боевыми делами...”; “добывали такие сведения, что в штабе дивизии руками разводили ”; “ Воевали они геройски, да ещё ... как всё было аккуратно, разумно разложено и развешано в их палатке..”)

– Когда Ваня Солнцев стал сыном полка? (выбери правильный ответ)

– Сразу стал тем, кем очень хотел стать — сыном полка.

– Когда Енакиев посылал в тыл мальчика.

– Он постепенно становился сыном полка (“. .. становился родным, близким разведчикам..”).

– Почему так происходило?

(В мальчике есть много качеств, которые особенно близки людям этой опасной профессии: ведь им нужно не только мужество, но и ловкость, сообразительность, точность решений, выдержка, изобретательность)

– Сколько раз сбегал Ваня от разведчиков? (из 6 главы)

– Какие качества проявил он при своих молниеносных побегах?

(быстрота решения, быстрая ориентация, выдумки, фантазии) (выборочное чтение: о первом побеге;

О втором побеге; чтение диалога по ролям)

– Когда у Биденко возникла мысль привязать к себе мальчика?

– Кто ему подсказал эту мысль?

– как вы думаете, была ли у Вани мысль о том, что Биденко его привязал, или он это сказал случайно, наугад?

– Кто оказался победителем в этом “поединке”?

– Можно ли бегство мальчика назвать опрометчивым поступком?

(Мальчуган был смышлён, но не опытен, он не сообразил, что не сможет найти своих разведчиков)

– Прочитайте описание “роскошного мальчика”, как назвал его автор.

Прочитайте отрывок “два мальчика в пекле войны” по ролям

– Какие черты характера Вани мы видим в этом отрывке?

(Психологический поединок кончился победой Вани: “наконец, военный мальчик не выдержал..”)

– Почему он не выдержал?

– И что получилось в результате этой временной победы Вани?

– Почему беседа завершилась искренним и даже жалобным признанием Вани? (чтение отрывка учителем)

– Как вы понимаете, что Ваня “не показался” своим разведчикам?

(Не понравился, не вызвал симпатии, не приглянулся, был безразличен, не имел той привлекательности, которая была у ефрейтора Вознесенского.)

– Найдите самые важные в этом раздумье слова –

(…Стало быть, я им не показался; – с горечью подумал он. Но тотчас всем своим сердцем почувствовал, что это не правда...”)

– А сейчас прочитаете 9 главу самостоятельно и выполните задание:

– Проследите за изменениями в поведении Вани во время его разговора с капитаном (в речи мальчика соединяются целенаправленность, деловитость, не детская наивность и чистосердечие)

– Чем же тронул капитана Енакиева мальчик?

– Почему нас, читателей трогает поведение капитана и почему он вызывает горячее сочувствие у нас?

(Решительностью, чувством справедливости, внимания к чужому суждению и мнению, независимостью поступков, может быть даже нарушением требований, принятых в армии положении. Это живой, весёлый человек, который от души может смеяться, узнав, как “посрамлены” его знаменитые “профессора”-разведчики. Он очень переживает о своей погибшей семье и о погибшем маленьком сыне)

– Итак, Ваня встретился с хорошим человеком, и в его жизни должна произойти счастливая перемена.

– Понял ли Ваня, что в его жизни происходит такая перемена?

(“..Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время..”)

– Расскажите, как служил сын полка с опорой на иллюстрации?

План ответа:

  1. В разведке
  2. На допросе
  3. Ваня спасён.
  4. Ваня связной.
  5. Последний бой капитана Енакиева.

– Как закончилась война для Вани?

– Как Ваня попал в суворовское училище?

(После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище — так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров. Были также созданы и нахимовские училища — для детей, погибших моряков.)

– Почему самым дорогим подарком для Вани стали погоны Енакиева?

– Почему именно Ване отдал их полковник?

– Что имел в виду полковник, когда говорил: “... Ты был хорошим сыном у своего родного отца с матерью. Ты был достойным сыном у капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным..”?

– Какие события из жизни Вани подтверждают эти слова?

– Как вы понимаете, что значит быть достойным сыном капитана Енакиева?

4. Итог урока

– Чем привлекает вас как читателей Ваня Солнцев?

– Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?

– Как вы думаете, каким человеком вырастет Ваня Солнцев в будущем?

– Какого сказочного героя напоминает Ваня?

– Можно ли назвать повесть “Сын полка” сказкой?

На следующем уроке мы закончим работу над этим произведением и создадим книжку раскладушку из рисунков по повести.

5. Домашнее задание по выбору:

Подготовить пересказ одной из центральных сцен:

  1. Ваня у разведчиков.
  2. Ваня Солнцев в разведке.
  3. Ваня у артиллеристов.
  4. Расскажи самый смешной (или самый печальный) эпизод из повести “сын полка”.

ИЛИ

Написать небольшое сочинение по теме:

  1. История из жизни Вани Солнцева.
  2. Как Ваня стал настоящим сыном полка?
  3. Каким ты представляешь себе будущее Вани Солнцева?

Литература:

  1. Катаев В.П. “Сын полка”\ М. Детская литература, 1980 г.
  2. Учебник “Литературное чтение”, Л.А.Ефросинина, 4 класс, 2 часть\М., 2004 г.