Иван Алексеевич Бунин "Полевые цветы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить учащихся с новым произведением И.А.Бунина; развивать навык выразительного чтения; наблюдение над ритмичностью стихотворения, выразительностью слова; приобщение детей к миру поэзии, развитие поэтического слуха; воспитывать интерес и уважение к поэту, как художнику, волшебнику слова; видеть красоту любого цветка, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: введение новых знаний.

Оборудование: рисунки детей на тему “Детство”, выставка поделок из разного материала на тему “Цветы”, магнитофон, кассета с записью музыки Л.Бетховена “Лунная соната”, “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского, “Не рвите цветы, не рвите!” Ю.Антонова, портрет И.А.Бунина, картинки о полевых цветах, свечи, подсвечники.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Под музыку Л.Бетховена “Лунная соната” учитель зажигает свечи)

У. Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством замечательного поэта-прозаика Ивана Андреевича Бунина.

(Учитель читает отрывок из стихотворения “Мать”

Но был огонь – не угасал,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая,
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу,
Всё напевала и ходила...

- Это трогательное , полное любви и нежности стихотворение И.А.Бунин посвятил своей матери - Людмиле Алексеевне Буниной, которой он был бесконечно благодарен за теплоту и заботу. За то, что в трудные для них времена, её не покинуло мужество и доброта по отношению к своим детям. Воспоминания И.А.Бунина о детстве были связаны с прекрасным образом его матери.

2. Проверка домашнего задания.

У. – Кто смог найти и подобрать стихи русских поэтов, которые были посвящены образу матери?

(Учащиеся читают стихотворения А.Н.Майкова “Мать”, “Колыбельная песня”, А.А.Фета “Мама! Глянь-ка из окошка...”

У. – Молодцы, ребята интересные стихи прочитали.

У. – Мама- навсегда и на всю жизнь. Мама и детство – неразделимы. Но часто маленькими нам хочется убежать от строгих маминых глаз куда-то в лес, на луг, посидеть около сосны и помечтать о чём-то своём.

- Стихотворение “Детство”, выразительное чтение которого вы готовили, хочется послушать в вашем исполнении

(Несколько учащихся выразительно читают стихотворение)

3. Введение в новую тему.

У.Детство уносит нас в беспечное, беззаботное время:купание в речке, походы в ночное.

Учитель читает стихотворение И.А.Сурикова “В ночном ”.

Летний вечер. За лесами
Солнышко уже село.
На краю далёком неба
Зорька заалела.
По траве высокой кони
На просторе бродят.
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.
И на ум приходит детям
Бабушкины сказки.
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски.
И какие-то все в белом
Тени в поле ходят.
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.

У. - Аещё лучше сходить в лес за грибами ранним утром под пение жаворонка:

И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке сверкая.

У. - Пройти по бескрайнему полю, на котором можно увидеть красные, жёлтые, синие цветы с капельками росы на лепестках. Эти капли ещё не упали на землю, а переливаются на цветках разными огоньками.

(Дети одеты в костюмы: одуванчика, ромашки, василька, колокольчика читают стихи)

Одуванчик:

Я - одуванчик
Когда идёшь тропинкою
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках
Сквозные, серебристые
Мы,как пух,легко
Стоим и чуть качаемся
От ветерка с реки.

Колокольчик:

Колокольчик! Колокольчик!
На полях со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто видится мне сон,
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это я,
Так звонко и так трепещу
Там,где травы и луга.

Ромашка:

Знакомы мы с детства,родные ромашки,
Нас рвут на полях и у тихой реки
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Мы развернули свои лепестки.

У. - Цветы на полях-это его украшение.Великий сказочник Г.Х.Андерсен сказал:“Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”

4. Знакомство с стихотворением И.А.Бунина “Полевые цветы”

1. Чтение учителем стихотворения.

- Что затронуло ваше сердце?

(ответы детей)

5. Минутка отдыха.

(включается музыка П.И.Чайковского из балета “Щелкунчик” (“Вальс цветов!”)

У.-Пусть в ваших мыслях сольются строчки из стихотворения с прекрасной музыкой П.И.Чайковского.

У. - Мы послушали отрывок из “Вальса цветов”. Какие цветы могли танцевать?

6. Чтение учащимися вслух стихотворение И.А.Бунина.

У.-Вы должны так прочитать стихотворение, чтобы почувствовать его.

7. Анализ стихотворного произведения.

У.- О каких цветах говорит поэт в первых двух четверостишиях (о тепличных цветах).

- Что мы узнаем о них? (“Их привезли из-за синих морей”,“пышно цветут дорогие цветы”, “их пугают метели холодные”.)

- Далее в своём произведении поэт приветствует о сёстрах и братьях “заморских цветов”

- Что это за цветы (это полевые цветы)

- Чем они отличаются от тепличных цветов (“Выросли они в зелени майких лесов и лугов”, “вечных созвездий узор золотой”).

- Какие из цветов милее сердцу и взору поэта? Почему?

(ответы детей)

У.- Это стихотворение И.А. Бунин писал в 17 лет. И в памяти ещё живы воспоминания о прекрасных светлых днях на хуторе в Орловской губернии.Может ещё в детстве, бегал по лугам и полям, но замечал и восхищался русской природой, “которую и воспевать - то не надо, а она сама по себе прекрасна”.

У.-А что же тепличные цветы?

Д.- Он тоже ими восхищался.

У. - Из каких строчек это можно прочитать?

Д.- Нежны и сладки их тонкие запахи. Листья и стебли полны красоты. Они пышно цветут, за ними ухаживают, заботятся.

У.- Но что не хватает им?

Д.- Свободы, красота их закрыта за зеркальными стёклами)

У. - А как называется поэт полевые цветы?

Д.- Сестра и братья заморских цветов.Жизнь их свободна, вольна. “Видят они вечных созвездий узор золотой, голубое небо”. Не видно в них красоты, а веет от них красотою стыдливою,скромностью.

У.- С чем можно сравнить жизнь заморских тепличных цветов и полевых цветов?

Конечно же с жизнью людей.Казалось бы,что не хватает этому человеку:богатство есть,власть тоже,красотою не обделен,а люди обходят его стороной;у другого - вместо всего этого- доброе сердце. Люди тянутся к нему, ведь как в народе говорят: “Скромность украшение человека”.

8. Сведение.

У.-А знаете ли вы, что в Древнем Риме василёк называется цианус. Существует древняя легенда о происхождении василька. В Древнем Риме жил юноша, которого звали Цианус. Юношу очень любили за то его доброе, отзывчивое сердце. Он очень любил синий цвец, носил синюю одежду, любил синие цветы, из которых плёл детям венки. Как-то на хлебном поле среди сорванных синих цветов юношу нашли мёртвым. С тех пор на свете стало синим цветом больше. Богиня Флора вдохнула жизнь в мёртвое тело, превратила его в василёк.

У.-Да, самое большое чудо природы- цветы, изумительное её творение.

Цветы венчают корону царства растений? Мир цветов таинственен и чудесен.

- И мне хотелось бы нарвать большой букет этой красоты и украсить свою комнату!

Д.- Этого делать нельзя. Цветов на земле станет меньше. Мы лучше нарисуем их или будем любоваться цветами на картинках, картинах, открытках.А ещё лучше смотреть на них в саду, в лесу, на клумбах.

(Дети рисуют цветы и прикрепляем на доску)

Итог урока:

(Ученик читает стихотворение)

Давайте пройдёмся медленно по лугу
И - “Здравствуй!”- скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Звучит запись песни в исп. Ю.Антонова “Не рвите цветы, не рвите”.