Патриотическое воспитание. Тема: "Мой любимый город"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Вызвать интерес к истории г. Заинск; закрепить знание о гербе города.
  • Формировать чувство ответственности за малую Родину и уважения к предкам; умение выражать свои мысли.
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину, желание сделать её лучше.
  • Прививать желание читать стихи, обогащать словарь детей.

Материал: Географическая карта Татарстана и России, герб города, картинки и фотографии прошлого и современного города, старинная утварь сделанная руками мастеров, детские рисунки, интерактивная доска, магнитофон с записью гимна России.

Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов о г Заинск, экскурсия по городу, просмотр видеофильмов, слайдов о достопримечательностях города, знакомство с работами городских художников, слушание песен о Татарстане, рисование на тему “Наш родной город”, “Герб моей семьи”.

Словарная работа: малая Родина, герб, гимн, Россия, Татарстан, заинец, казанец, челнинец.

Литература:

  1. Т.В.Иванова “Ребёнок и окружающий мир: явления общественной жизни”.
  2. В.С.Малахов “Очерки по истории Заинска”.
  3. Р.Э.Сахипов “Туган як авыз”.

Структура занятия:

1. Вводная часть: (длительность 2 мин.)

Цель: Создание интереса к занятию.

2. Основная часть: (длительность 30 мин.)

Цель: Реализация задач программного содержания.

  • Беседа о городе.
  • Рассказ о гербе города.
  • Рассматривание слайдов с видами г Заинск.
  • Татарская народная игра “Узелок”.
  • Достопримечательности города.

3. Заключительная часть: (длительность 2 мин.)

Цель: Подведение итога занятия.

Ход занятия

Дети встают в круг и читают хором стихотворение:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель:

Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!

Ребенок читает стихотворение:

На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше,
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья.

Воспитатель: О чем, ребята, говорится в стихотворении?

Ответы детей.

Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть своя маленькая Родина; это город, село или деревня, где он родился. Наша общая, великая Родина состоит из множества маленьких уголков. Как называется наша большая страна, в которой мы живем? (показ карты России)

Дети. Россия.

Прослушивание гимна России.

Воспитатель: Как называется наша республика, в которой мы живем?

Дети: Татарстан.( показ карты Татарстана)

Как вы думаете, что такое Родина?

Ответы детей:

— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

—Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки.

Воспитатель: Что значит малая Родина?

—Малая Родина – это наш город Заинск.

—Малая Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

— Это место, где стоит наш детский сад.

— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Ребенок читает стихотворение:

Малая родина-
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая родина малая моя!

Воспитатель: Про наш город написал стихотворение наш земляк Г.Мухамов.

Ребёнок читает стихотворение на татарском языке.

Воспитатель:

В этом стихотворении говорится, что наш городок очень маленький, но в нём живёт очень трудолюбивый народ

Воспитатель. Как вы понимаете пословицу: “Что ни город, то свой норов”? (Дети высказывают предположения.)

Да, все города очень разные. У каждого из них есть отличительный знак - герб.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Выберите из предложенных вам гербов, герб нашего города.

(показ слайдов)

Дети выбирают.

Воспитатель: В каком городе мы с вами живём?

Назовите города, в которых вы бывали или о которых слышали?

Ответы детей.

Воспитатель: Когда говорят “москвич”, “бугульминец”, имеют ввиду принадлежность человека к тому городу, где он живёт. “Волгоградец” живёт в городе Волглграде.

В Саратове живёт – “саратовец”, в Казане живёт - “казанец”,в Набережных Челнах живёт – “челнинец”, в Заинске живёт “заинец”.

Воспитатель рассказывает герба, каких городов дети увидели (Казань, Москва, Набережные Челны).

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают символы на гербе нашего города?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель:

Герб Заинского района языком символов и аллегорий отражает природные, экономические и историко-культурные особенности края. Центральная фигура щита - солнце (образ света, энергии, тепла) символизирует развитый энергетический комплекс района, стремление к прогрессу и процветанию. Свиток и гусиное перо олицетворяют богатые традиции духовной культуры района, славящегося именами знаменитых писателей, поэтов, просветителей, деятелей науки, образования и искусства. Древний тюркский знак - тамга, представляет собой обобщенный символ преемственности поколений, исторической памяти, патриотизма, заботы об историко-культурном наследии края. Наложенные на солнце зеленые части обозначают природное богатство района, развитое сельскохозяйственное производство. Цветовое решение герба (красный, зеленый) символически отражает многонациональный и поликонфессиональный состав жителей района. Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Серебро - чистота родниковой воды, совершенство, благородство, взаимопонимание. Зелёный цвет - символ природы, здоровья и жизненного роста, надежды. Красный цвет - символ мужества, силы и красоты, праздника.

Воспитатель. Дети, кто знает, сколько лет нашу городу?

Дети. Нашему городу 360 лет.

Воспитатель: Триста шестьдесят прошло, как много. Для страны короткий срок. Ну, а город наш чудесный развивается, растет.

- Ребята, скажите, где расположен наш город?

Ответы детей.

Воспитатель: Наш город Заинск небольшой, но очень красивый. Он расположен на юго-востоке нашей республики. Город возник как крепость Закамской сторожевой черты – военной линии от Волги до устья реки Ик. Крепость была заложена в 1652 году, её строительство было завершено 4 года спустя. В крепости жили сначала 100 стрельцов, а затем туда стали переселяться крестьяне.

Показ иллюстраций. Дети подходят к иллюстрациям, которые расположены на мольберте.

- Что означает название нашего города?

Ответы детей.

- А как вы думаете, почему наш город так назвали?

Ответы детей.

Воспитатель: Название нашего города было дано по реке Зай. Слово “Зай” - древнетатарское “река”. Когда кочевники проезжали по нашей местности, дети которые бежали впереди увидели реку и стали кричать: “Сай! Сай!”. Со временем вместо звука “С” люди стали говорить звук “З”.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Сейчас наш город строится. Там где раньше были пустыри, стоят многоэтажные дома и стоят заводы.

Воспитатель: Какие предприятия вы знаете в нашем городе.

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас я покажу вам слайды, а вы будете говорить, что это за предприятие и что оно выпускает.

Показ слайдов.

Воспитатель: Что вы видите на слайде?

Дети: Это ГРЭС.

Воспитатель: Правильно, это – гидроэлектростанция, на которой вырабатывается электроэнергия.

- Какие ещё заводы есть в нашем городе?

Дети:

  • ТАТэк – выпускает запчасти для электроприборов.
  • “КАМАЗавтотехника” - выпускает обода для машин.
  • Завод Экспериментально-Модульных Конструкций –выпускает железные листы для облицовки зданий и многое другое.
  • Завод Железо-Бетонных Конструкций – выпускает бетонные блоки для строительства зданий.
  • Строительный комбинат – строит, ремонтирует здания.
  • Леспромхоз – пиломатериалы для строительства.
  • НГДУ “Елхов- нефть” - добывает нефть.

В городе есть небольшие предприятия, которые изготавливают мебель, ателье по пошиву и ремонту одежды.

Пищевые предприятия:

  • Сахарный завод – изготавливает сахар.
  • Кондитерский завод – изготавливает печенья, конфеты и др.
  • Хлебозавод – выпускает хлебобулочную продукцию.
  • “Вамин” молочный завод – выпускает молочную продукцию.

Какие достопримечательности есть в нашем городе?

Ответы детей.

Много людей разных профессий работает на этих заводах. Мы очень ценим их труд. Давайте и мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде и поиграем в татарскую народную игру “Узелок”.

Дети стоят по кругу. Ведущий держит в руках узелок. Он называет пословицу и перекидывает узелок ребёнку. Тот, кто поймал узелок, называет свою пословицу или поговорку, затем перекидывает узелок другому ребёнку.

Придёт трудяга – силу утроит, придёт лентяй – дело расстроит.
Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.
Труд человека кормит, а лень портит.
Какова пряха такова на ней и рубаха.
Славно дерево плодами.
Сегодняшние дела на завтра не откладывай.
Весенний день год кормит.
Играть играй, а дела не забывай.
Покажи себя в работе, будешь в почёте.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Не топор чешет, а плотник.
Летом ленился, зимой спохватился.

Кроме промышленных и пищевых предприятий в нашем городе есть ещё и общественные здания и образовательные учреждения: школы, детские сады, лицей, музыкальная школа, школа искусств, ДДТ, библиотека, музей, 2 спортивные школы, ледовый дворец “Яшлек”, спортивный комплекс. У нас в городе есть все условия для культурного отдыха: это библиотека, молодёжный центр “Космос”, ДК “Октябрь”, ледовый дворец, бассейн, парк отдыха “Кармалка”, скверы, краеведческий музей.

Для поправки здоровья горожан тоже много сделано: целый больничный городок, базы отдыха, а для детей лагеря отдыха

Воспитатель: А какие ещё вы знаете достопримечательности нашего города?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В нашем городе есть несколько памятников. Один из них это – памятник неизвестному солдату. Во время войны много жителей нашего города ушли на фронт и не вернулись, они погибли, защищая свою Родину. В память об их подвиге воздвигли этот памятник и создали Аллею героев.

- Ребята, скажите, чем ещё славиться наш город?

Ответы детей.

Воспитатель: В марте 1961года в Заинском районе около села Старый Токмак произошло падение космического корабля “Восток” на борту, которого находились: собака Чернушка, мыши, лягушки, различные растения, продукты питания и муляж космонавта, которого назвали Иван Иванович. А уже 12 апреля этого же года в космос полетел первый космонавт Юрий Гагарин.

Показ слайда.

Воспитатель:

И в нашем городе установили памятник, который посвящён этому событию.

Показ слайда.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с этим заданием. Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша малая Родина оставалась такой же прекрасной и только хорошела год от года?

Дети: Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.

Ребёнок читает стихотворение:

Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живёт!
Пусть растёт
Городок наш скромный!

Воспитатель: Дорогие ребята! Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага.

Приложение.