Основные арт-терапевтические направления в работе с детьми

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: ознакомление педагогов с основными арт-терапевтическими направлениями, способствующими созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Задачи:

  • продолжить ознакомление педагогов с арт-терапевтическими методами и приёмами для создания эмоционального благополучия воспитанников на занятии;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой при проведении практических заданий.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент

Ведущий: Я приглашаю в круг всех педагогов.

(Педагоги выстраиваются в круг)

Прошу поднять правую руку тех, кто пришёл сегодня с открытым сердцем. Спасибо. Попрошу поднять правую руку тех, кто пришёл получить новые знания. Спасибо. А теперь положите левую руку к правому плечу те, кто готов работать со своими коллегами. Спасибо. Пожелаем друг другу творческих успехов, удачи! Прошу всех занять места за столиками.

(Педагоги по группам садятся за столики)

Ведущий:Сегодня у нас мастер-класс по теме: “Основные арт-терапевтические направления в работе с детьми”. Цель нашего занятия – ознакомление с основными арт-терапевтическими направлениями,способствующими созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе. Мы познакомимся с арт-терапевтическими методами и приёмами для стабилизирования психоэмоционального состояния воспитанников, снижающими эмоциональное напряжение и утомление.

2. Основная часть

Ведущий:Мы продолжаем знакомство с арт-терапевтической технологией, и поговорим об одном из направлений сказкотерапии – сказочная имидж-терапия.

В жизни каждый из нас играет множество ролей. Мы можем быть одновременно женой и матерью, мужем и отцом, начальником и подчинённым, творческой личностью и педантом. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к какой-то одной роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом. Психологи такое явление называют “соответствие образу”. Негибкое соответствие, как известно, лишает человека спонтанности. И вновь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в неожиданных амплуа. Мгновенное преображение – вот смысл сказочной имидж-терапии.

Родоначальником сказочной имидж-терапии явился удивительный человек, петербургский Сказочник и Волшебник Андрей Владимирович Гнездилов. Всё началось с самодеятельного психотерапевтического театра. Первые актёры этого театра – онкологические больные, перенесшие хирургическое вмешательство. В театре был создан гардероб старинных костюмов (гардероб постоянно пополняется). Спектакли возникали спонтанно: переодевшись, люди жили жизнью нового образа. Облачившись в костюм, каждый подходил к большому сказочному зеркалу и создавал ту картину, какую навевала ему звучащая в данный момент музыка.

Для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. Ведь часто для нового самоощущения не годится старый костюм – процесс трансформации целостен и затрагивает каждую клеточку человека, каждую струну его Души, и, конечно же, внешность. С новым имиджем человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Прожив жизнь сказочного образа, он приобретает дополнительную силу. В сказочном образе человек может компенсировать то, чему его не хватает в жизни. Хрупкая, застенчивая девушка с сутулой спиной и неуверенным взглядом, преображаясь в сказочную Королеву, проявляет совершенно не свойственный ей стиль поведения. Ёе осанка исправляется, подбородок горделиво приподнимается, в голосе появляются грудные ноты, движения становятся уверенными и мягкими. Мельчайшийполужест отражает в зеркале повелительницу. Выйдя из образа, она говорит, что никогда не ощущала такого прилива сил откуда-то из глубины её самой. Наблюдая за ней, начинаю замечать, что “королевские” ноты проскальзывают в её общении с другими, плечи расправляются, теплеет взгляд.

Важен процесс сказочной имидж-терапии и для детей. Кто из вас в детстве не переодевался в невесту или принцессу, мастеря костюм из маминых вещей. Сам контекст сюжетно-ролевых игр предполагает метаморфозу. Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж. Можно предложить им ряд аксессуаров (накидки, короны, шляпы, перья, игрушечные шпаги и мечи, корзинки, платочки, веера, украшения, ткани и пр.) для того, чтобы они, переодеваясь, перед зеркалом “собрали” свой образ. Когда ребёнок подберёт себе костюм, можно пригласить его к большому “Сказочному зеркалу”.

“Если бы сказочный художник рисовал твой портрет, в какой позе ты бы застыл?” - спросить ребёнка об этом. Преображённому ребёнку предлагается продемонстрировать, как ходит его персонаж, что персонаж любит, что не любит, какое у него любимое занятие, с кем он дружит и пр.

Если сказочная имидж-терапия проводится с подростком, можно расспросить о персонаже более подробно: счастлив ли герой (или героиня), какие у него планы на будущее, какова его история (откуда он родом, что он намерен делать дальше, нуждается ли он в помощи и пр.) Задача педагога – собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевоплотился человек. Таким образом, выявляются личностные особенности, мотивы, эмоциональные состояния, ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения.

Изменение образа, переодевание, во многом может помочь и самому педагогу, воспитателю, родителю. Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может “отнормировать” расшалившегося, капризного или перевозбуждённого ребёнка. Для этих целей подходят образы Короля, Королевы, Рыцаря, Воина – тех, кто мудро повелевает и кому подчиняются. Обычно дети охотно воспринимают эту игру, выполняют поручения и начинают контролировать своё поведение.

Бывают ситуации, когда взрослый чувствует внутри себя накопившееся раздражение, желание поворчать или огрызаться, сказать колкость и пр. Это состояние легко может быть спроецировано на ребёнка, вызвав в нём ответный негативный импульс. С другой стороны, если мы оставим это состояние в себе, просто “подавим” внутреннюю “бурю”, в нашей душе начнутся разрушительные процессы. Что же делать, как “безболезненно” отыграть сложное состояние? Попробуйте превратиться в Бабу-Ягу, Кикимору, Ворчуна и пр. Это образы, которые позволяют быть адекватными сложному внутреннему состоянию, не проецировать дискомфорт на окружающих. Под этой маской вы можете ворчать и критиковать, не боясь быть обвинённой в нарушении психологической этики. Если вы ощущаете в себе избыток сил, желание отдавать, дарить, сеять разумное, доброе, Вечное – можно преобразиться в Волшебника, Фею и пр.

Как показали наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно выполнять с ними релаксационные упражнения. Представляет интерес использованиетелесно-ориентированных техник в практике сказкотерапии. Синтез телесно- ориентированных техник со сказкотерапией называют психодинамическими медитациями.Этот вид медитаций связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получения позитивного двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего детского опыта. А также этот вид медитаций направлен на общуюэнергетизацию тела на основе использования телесно-ориентированных приемов. Группа приемов связана с перевоплощением. Попробуем это изобразить.

Практическая часть.

1. Представьте себе, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, лису, кошку, собаку и т.д. А теперь мы превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.

Время перевоплощения 8-12 минут.

Для занятия необходима подвижная музыка. Комментарии. Дети хорошо чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Это упражнение хорошо “разряжает” детей, дает им возможность снять эмоциональное, интеллектуальное и телесное напряжение. Перевоплощение в животных развивает воображение ребенка. Если в группе достаточно детей застенчивых и замкнутых, такой прием поможет им чувствовать себя более свободными.

2 группа приемов связана с погружением в различные стихии.

1). “Земля”. В этом упражнении важно дать детям возможность представить и “пройти” по разным видам почвы. Это упражнение способствует гармонизации эмоционального состояния, общей энергетизации тела и развивает воображение. Опыт хождения по разным типам почвы помогает человеку “заземлиться”, сбалансировать свои чувства.

Ведущий: Мы в сказочном лесу. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывает и трава, и песок, и шишки, и даже стекло. А в волшебном лесу всё постоянно меняется. Вот сейчас мы идём по зелёной мягкой травке, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок, он становится всё горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Но вдруг выпал снег. И мы идём по мягкому пушистому, но холодному снегу. И снова всё изменилось в лесу. Теперь мы идём по осеннему лесу, у нас под ногами шуршат осенние листья. И вот мы вышли к лесному болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, вытягиваем из тины. Но вот мы вышли из болота и побежали по тёплым лужам... А сейчас мы снова идём по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают наши ноги.

2). “Вода”.

Ведущий: Мы вышли к сказочному озеру. И в сказке, и в жизни вода тоже бывает разная. Бывает она тёплая и холодная, прозрачная и мутная... Сейчас вдруг пошёл дождь. Это сказочный дождь, он даёт силу и смывает усталость. А теперь мы с разбегу бросаемся в озеро. Ныряем под воду. Брызгаемся. И вот озеро превращается в волшебную бурную реку. И мы переплываем через неё. А сейчас мы выходим из реки и подходим к роднику. И умываемся чистой водой из родника.

3). “Огонь”. Для этого упражнения полезно иметь прозрачную ткань розового или красного цвета. Когда происходит превращение в пламя, можно накинуть на детей ткань, для того чтобы они изобразили язычки пламени.

Ведущий: В сказочной стране живёт огонь. И он тоже бывает разным. Сейчас мы с вами превращаемся в маленькие уголёчки. Огонёк на них маленький-маленький. Но вот подул ветер – и из уголёчков раздувается огонь. Сначала он небольшой, а потом он становится всё больше и больше. И вот мы становимся большим красивым пламенем.

3 группа приемов связана с изображением растений.

Эти упражнения с превращением в растения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Кроме того, позитивные образы и содержание активизируют в ребенке потенциальность, делают его добрее и восприимчивее.

Волшебный Цветок. Дети сидят на корточках.

Ведущий: В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила Волшебные Цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (Дети складывают руки над головой, изображая бутоны). Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала Цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные Цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад). Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные Цветы. Ведь Добрая Волшебница наделила Цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них. Шло время, Цветы становились всё краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные волшебные Цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей

Ведущий:Нередко педагогов и родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Всё это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения, следствие какой-то “детской” проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Длительное мышечное напряжение приводит к застою в клетках тела, к накоплению вредных веществ и нарушению всех обменных процессов в тканях тела. Любые заболевания возникают как следствие хронических напряжений. Профилактикой и заболеваний, и эмоциональных отклонений, и любых других неприятных состояний служит простое расслабление.

Как же помочь ребёнку в такие моменты? Самое правильное - научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребёнок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь взрослые: педагоги или родители.

Практическая часть

Упражнение “Дыши и думай красиво”

“ Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вздохни:

- мысленно скажи: “ Я – лев” - выдохни, вдохни;

- скажи: “Я – птица”, выдохни, вдохни;

- скажи: “ Я – цветок” - выдохни, вдохни;

- скажи: “Я – спокоен” - выдохни. Ты действительно успокоишься”.

Игровое упражнение: “Камень и верёвка”

Для игры понадобится камень и обыкновенная бельевая верёвка.

Ведущий показывает игрокам камень.

Ведущий: Посмотрите, у меня в руках камень. Передаю его вам, поддержи его в руках, обрати внимание не только на его форму, вес, вид поверхности, но и на твёрдость. Камень очень твёрдый. Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожими на камень. Я буду проверять, насколько тверды ваши кулаки? (Ведущий обходит всех участников игры, проверяет напряжение их рук, хвалит удачно выполнивших задание, ещё раз показывает это упражнение тем, у кого не получилось).

Молодцы, все хорошо выполнили! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках верёвка. Возьмите её, пощупайте, покрутите её, сверните...

Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь расслабьте свои руки так, чтобы они напоминали плети, стали мягкими, гибкими, превратились в верёвки. А теперь по моей команде, вы будете превращать свои руки то в камень, то в верёвку!

Итак, слушайте команду:

- Камень!

- Верёвка!

- Камень!

- Верёвка!

Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы своего тела напрячь так, чтобы тело стало “каменным”. Молодцы!

Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на верёвку. Молодцы!

Слушайте команду:

- Камень.

- Верёвка.

- Камень.

- Верёвка.

Молодцы!

Комментарий. Эта игра позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым способствует снятию чрезмерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегуляции.

Упражнение “Возьмите себя в руки”

Ребёнку говорят: “Как только ты почувствуешь, что ты забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способдоказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – эта поза выдержанного человека”.

Упражнение “Спаси птенца”

“Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе!”

Упражнение “Дождик”

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают

Цель: в состоянии полного расслабления совершенствовать умение по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Медитация “Океан”

Управлять собственными мыслями.

Сядьте поудобнее. Закройте глаза.

Представьте океан... Вы видите уходящую в бесконечность водную гладь, волны поднимаются, растут и, разбиваясь на песке прямо у ваших ног, отползают обратно. Продолжайте наблюдать за тем, как волны набегают на берег и откатываются на назад... унося все печали прочь... всё то, что вас беспокоило... Если вы о чём-то думаете, ваши мысли уносятся вместе с волнами. Смотрите на океан.... Вы смотрите на волны, и чувство покоя переполняет ваши души... Это – ваш собственный мир, полный спокойствия, вы можете ощутить его в любой момент...

Открывайте глаза.

А теперь мы познакомимся с техникой арт-терапии – спонтанноерисование. Для этого в руки берётся лист бумаги, выбирается формат, наиболее созвучный в данный момент: вертикальный или горизонтальный; выбирается форма листа: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (форму можно создать с помощью ножниц). Включается спокойная музыка. Таким образом, создаются условия для спонтанного рисования: рука “рисует сама”.

Непросто выражать себя без задания. Но это важно для того, чтобы научиться слушать себя, а затем и другого. Спонтанное рисование помогает выражать свои чувства на бумаге: отыгрывать агрессию, освобождаться от депрессивных чувств, увидеть свой мир со стороны, снять психологическое напряжение.

Технику “спонтанного рисования” представим, используя метод сказкотерапии. Человек, имеющий пред собой чистый лист и многообразные изобразительные средства, подобен Творцу, сотворяющему мир. Возьмём идею Сотворения Мира за основу и обыграем технику спонтанного рисования следующим образом.

Ведущий ставит спокойную музыку и просит участников рисования разместиться поудобнее. При этом важно, чтобы изобразительные средства и чистый лист находились “ под рукой”. Под “мелодекламацию” ведущего участники создают свои работы. Ведущий говорит неторопливо следующий текст:

Когда-то давным-давно на этой планете ничего не было. Не было гор и равнин, лесов и полян, рек и озёр, морей и океанов. Не было травы и деревьев, животных и людей. Даже солнце, месяц и звёзды не светили здесь. Для кого-то эта планета показалась бы унылой и безжизненной, кто-то бежал бы оттуда, думая, что ничего сделать невозможно. Но на самом деле, огромную силу таила в себе эта планета для того, кто умеет увидеть в белом листе тайну Не проявленного. И пришёл на эту планету Творец, каждой клеточкой тела своего он ощутил потенциал “белого листа”, и было у него множество средств, чтобы сделать видимым для всех тайны этой планеты. И зажёг он на небе солнце, месяц и звёзды, и создал он условия на планете, пригодные для жизни. Населил планету разнообразными существами. И радовались они тому, что могут видеть и быть видимыми...

Таким образом, сказочная инструкция актуализирует в человеке потенциал Творца. По окончанию процесса творения, вопросы к обсуждению: Какие миры мы создаём? Пригодны ли они для жизни, уютно ли в них? Есть ли перспективы у тех, кто в них живёт?

Собственно, это и есть проявление того, что человек строит внутри себя и вокруг себя. Эта техника даёт возможность увидеть, осознать либо свою скрытую созидательную силу и найти пути её применения в жизненной практике, либо обнаружить в себе разрушительные тенденции и задуматься о том, каким образом лучше использовать свой потенциал.

Подведение итогов

Ведущий: Сегодня мы познакомились с другими направлениями арт-терапии: психодинамическими медитациями, техникой изотерапии - спонтанное рисование,и методами саморегуляции, которые способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения у детей. Были проведены практические задания по разным видам арт-технологии, которые вы могли бы эффективно использовать в работе с детьми. Я рада и благодарю вас за то, что вы активно и творчески работали.