Урок русского языка по теме «Закрепление знаний по теме "Имя существительное". Урок-КВН»

Разделы: Начальная школа


Цели урока: закрепить знания, полученные в результате изучения темы “Имя существительное”; совершенствовать умение определять падеж, склонение, число имён существительных, роль имени существительного в предложении; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание, мышление; воспитывать чувство товарищества, дух соперничества.

Ход урока

І. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Вводное слово учителя.

- Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он понятен каждому человеку, живущему в нашей стране.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем урок – КВН, выявим лучших знатоков по теме “Имя существительное”. Разделимся на три команды (по рядам). Выиграет та команда, которая наберет больше жетонов.

ІІ. Конкурсы

1. Приветствие.

І ком.

Пожелаем всем друзьям
Сражаться дружно и отважно.
Кому достанется победа,
Совсем – совсем неважно.

ІІ ком.

Мы отвечаем дружно,
И в том сомненья нет,
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

ІІІ ком.

Пусть сильней кипит борьба,
Сильней соревнованье.
Успех решает не судьба,
А только наши знанья.

- Внимание! Внимание! На этот урок не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку.

2. Конкурс в стране “Непроверяемых написаний”

Капитаны вставляют пропущенные буквы и объясняют. Затем все участники пишут слова, которые относятся только к их командам, в тетрадях.

Капитаны, победившие в этом конкурсе, получают жетоны.

Б.РЁЗА .СИНА С.ЛОМА
П.МИДОР .ГУРЕЦ С.РОКА
М.ЛИНА Р.БЯТА З.МЛЯНИКА
ЯБЛ.КО ЯГ.ДА Р.БИНА

3. Конкурс “Отгадай слово” (3 осы)

І ком. Эта оса на луну улетает (космонавт)

ІІ ком. Эта по классу крадется, как мышь (подсказка)

ІІІ ком. Эта на солнце худеет и тает (сосулька)

І ком.

Корень такой же как в слове садовник.
Приставка, как в слове переход.
Суффикс и окончание, как в слове погрузка. (пересадка)

ІІ ком.

Его корень в слове вязать.
Приставка в слове замолчать.
Окончание в слове рыба.
Суффикс – сказка. (завязка)

ІІІ ком.

Его корень в слове писать.
Приставка – рассказать.
Суффикс – книжка.
Окончание – вода. (расписка)

- Записать слова – отгадки и разобрать по составу. Каждой команде свое слово. Оценки, жетоны.

4. Конкурс “Вспомни правило любое и примером подтверди” по теме “Имя существительное”

(По одному участнику от каждой команды по очереди, подтвердить правило примером.За каждый правильный ответ – жетон.)

5. “Определи падеж”

Всем участникам вопрос:

- Как определить падеж имени существительного?

- А сейчас послушайте стихотворение “Приключение зеленого листа” и с помощью вееров (названия падежей) определите, в каких падежах стоит слово лист.

- Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый,
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зеленого листа.
Ветер нес его и нес,
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес
Шмыг к зеленому листу.
Лапой хвать зеленый лист,
Дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист головой качает.
Ветер вмиг с листом зеленым
Над землей взметнулся снова.
Но шалун – листок упал.
Я пишу в саду под кленом зеленым
Стих о том листе.

- Как отличить И. п. от В. п.?

Задание:

Каждой команде просклонять имя существительное (письменно)

І ком. ВЕСНА

ІІ ком. СТЕНА

ІІІ ком. ТРАВА

Проверка. Оценки, жетоны.

ІІІ. Физкультминутка

6. Конкурс “Письмо по памяти”

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

- На какие правила встретились слова из стихотворения?

7. Конкурс “Сумей различить части речи и члены предложения”

І ком. 1-ю строчку из стихотворения

ІІ ком. 2-ю строчку из стихотворения

ІІІ ком. 3-юстрочку из стихотворения

8. Конкурс “Исправь ошибку Незнайки”

– Ребята, к нам пришла срочная телеграмма от Незнайки. Сейчас посмотрим, что в ней.

(Открываем конверт.В нем карточки, на которых написаны предложения с ошибками.)

– Ребята, помогите Незнайке исправить ошибку.

(За правильный ответ – жетон.)

І ком. Заболел суп, срочно просим прислать врача.

ІІ ком. Пришлите срочно зеленый луг, чтобы украсить салат.

ІІІ ком. Начался гриб. Пожалуйста, пришлите лекарство Мише.

Оценка конкурса.

ІV. Подведение итогов урока

- Итак, наш урок – КВН подошел к концу.

Вы все сегодня очень хорошо потрудились. Но давайте подсчитаем количество жетонов у каждой команды и назовем победителя.

(Награждение команды – победителя. Выставление оценок за урок)

- Урок окончен.