Мир сказок Г.Х. Андерсена

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать интерес к чтению, творчеству Г.Х. Андерсена;
  • формировать умение активно участвовать в работе группы, используя речевые коммуникативные средства;
  • воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умения работать в команде.

Вступительное слово учителя. (Презентация. Слайды 1-5)

Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе.
Это была страна лесов, гор, водного мира. Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Чего он только на переделал в юные годы — и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев.

В 15 лет с несколькими талерами в кармане он отправился в Копенгаген искать счастья. Он очень хотел стать актером, добился того, чтобы его прослушала знаменитая артистка. Та хохотала до упаду, глядя на него, потому что актера из подростка не могло выйти. Но она была умной и доброй и устроила Андерсена учиться. И Ганс закончил сначала гимназию, а потом университет.

Сразу после окончания университета появляется его первая книга очерков, которая вызвала к нему большой интерес. Когда Андерсену исполнилось 25 лет, к нему пришла слава, только вначале за границей.

В 1835 году (в 30 лет) издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Он писал пьесы, романы, очерки и стихотворения. Но постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас». Всего Андерсен написал 170 сказок.

В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные. Но при этом все истории остаются лиричными, поэтичными, напевными и с лукавинкой. Доверимся им, дорогие друзья, и последуем за ними!

I конкурс. Разминка. (Слайды 6,7)

1. Назовите, из какой сказки взят этот отрывок:

  • Жил-был тролль, злющий-презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя. Все же плохое, безобразное, напротив, выступало все ярче, казалось еще хуже. («Снежная королева»)
  • … рос розовый куст, да какой красивый! Цвел он только раз в пять лет, и распускалась на нем одна-единственная роза. Зато сладок был ее аромат, понюхаешь – и сразу забудутся все твои горести и заботы. («Свинопас»)
  • В избушке жила старуха с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если погладить его против шерсти. У курицы были маленькие, коротенькие ножки, потому ее и прозвали Коротконожкой; она прилежно несла яйца, и старушка любила ее, как дочку. («Гадкий утенок»)
  • … было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза чудесный дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было видеть дворцовые покои; перед самым дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали и любовались своим отражением восковые лебеди. («Стойкий оловянный солдатик»)

2. Назовите героя сказки по описанию.

  • В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки. (Эльф, «Дюймовочка»)
  • Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета – он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону он повернется. (Оле-Лукойе, «Оле-Лукойе»)
  • Она была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. (Танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик»)
  • Из лесу верхом на великолепном коне выехала молодая девушка в ярко красной шапочке и с пистолетом в руках. (Разбойница, «Снежная королева»)

II конкурс. Кроссворд. (Слайд 8)

1. Предмет, который помог королеве узнать, что девушка, пришедшая во дворец – принцесса?
2. Что должен был принести солдат ведьме?
3. Кем на самом деле был свинопас?
4. Кого спасла Дюймовочка?
5. Предмет, осколок которого сделал Кая злым и жестоким?
6. Кем стал гадкий утёнок?

III конкурс. Расшифруй героев сказки и назови, из какой они сказки. (Слайды 9-12)

1. КАТУ, ТЕПХУ, ЦАРИКУ, ДЕЛИЕБ
2. ТОКР, ШЬМЫ, АБЖА, СКАТОЧЛА
3. ЕГДАР, НЬОЕЛ, ЛАКЕРОВО, РОНОВ
4. ТАСДОЛ, МЬВАДЕ, СОКБАА, САРИПЦЕНС

IV конкурс. Доска объявлений. Угадайте, кто разместил эти объявления. (Слайд 13)

  • Раздаю золото. Сижу на сундуке с деньгами, и глаза у меня большущие, что твоя Круглая башня. Сажай меня на синий клетчатый передник, а сам бери золота из сундука сколько хочешь! (Собака, «Огниво»)
  • Продается цветник. Ах, как в нем красиво, как благоухают цветы! Все цветы, какие только есть на свете, всех времен года пышно цветут в этом саду. Цветы эти красивее любых книжек с картинками, и каждый цветок рассказывает свою сказку. (Старушка, «Снежная королева»)
  • Сдам жилье на всю зиму. Оплата – хорошая уборка моих комнат и рассказывание сказок – я до них большая охотница. (Мышь, «Дюймовочка»)
  • Ищу друзей. Я некрасив, но у меня доброе сердце. А плаваю я не хуже, смею даже сказать – лучше других. («Гадкий утенок»)

V конкурс. Угадай сказку. (Слайды 14-17)

Прочитайте подборки слов. Отгадайте, какие из слов подходят к той или иной сказке. Назовите лишние слова.

  • Снег, зеркало, башмачки, воробей, кольцо, принцесса, разбойники, луна. («Снежная королева»)
  • Тюфяк, карета, дождь, солнце, подушки, королева, башмаки, корона. («Принцесса на горошине»)
  • Дупло, зонтик, ножницы, деньги, утка, сапоги, озеро, мел. («Огниво»)
  • Роза, горшочек, ливень, солнце, соловей, принцесса, трещотка, река. («Свинопас»)

Молодцы!

Подведение итогов, вручение призов.

– Мы прощаемся с вами, но, великий сказочник Андерсен с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей. Вас ждут его другие сказки – «Дикие лебеди», «Русалочка», «Соловей», «Новое платье короля» и многие другие.