Урок технологии в 7-м классе. Раздел "Материаловедение"

Разделы: Технология


Цель: Формировать знания о видах переплетения нитей и свойствах тканей в зависимости от вида переплетения.

Задачи:

  • образовательные: научить различать ткани с различными переплетениями.
  • воспитательные: воспитывать самостоятельность при работе с образцами тканей.
  • развития личности:
    • развивать умение работать с различными образцами тканей, зрительное восприятие особенностей ткани,
    • умение сравнивать различные виды переплетения.

Технология:  циклоблочная.

Тип урока:  изучение нового материала.

Методическое оснащение урока:

- кабинет трудового обучения;

- инструменты и приспособления: ручки, тетради, лупа, ножницы, клей;

- материалы: образцы ткани.

- таблицы переплетений.

Дидактическое обеспечение:

- материалы для контроля знаний учащихся:

- тесты;

Ход урока

1 урок

№ п/п Модуль Содержание Формы, методы
1. Организация начала занятия 1.1. Приветствие;

1.2. Проверка явки учащихся;

1.3. Заполнение классного журнала;

1.4. Проверка готовности к уроку;

1.5. Настрой учащихся на работу;

1.6. Доведения до учащихся темы и плана урока.

 
2. Подготовка к основному модулю:

- мотивация:

-целеполагание:

 

 

- актуализация:

Тема: Зависимость свойств тканей от вида переплетений. Сложные переплетения нитей в тканях. Ткани из искусственных волокон и их использование при производстве одежды.

Практическое применение тканей в интерьере, быту, одежде.

На этом уроке мы с вами должны ознакомиться со сложными переплетениями, зависимостью свойств тканей от вида переплетений, тканями из искусственных волокон и их использование при производстве одежды.

1. На какие группы в классификации делятся химические волокна?

2. Что является сырьем для искусственных волокон, синтетических волокон?

3. Что является сырьем для химических волокон?

4. Какие нити существуют в ткани?

5. Что такое штапельное волокно?

 

 

 

Монолог учителя.

 

 

 

 

Беседа

3. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Классификация ткацких переплетений.

Таблица № 1

Вопросы:

1. На какие 4 классы делятся ткацкие переплетения?

2. Перечислить простые переплетения.

3. Перечислить мелкоузорчатые переплетения.

4. Какой вывод можно сделать?

Вывод: От рисунков переплетения зависят свойства тканей (сыпучесть, растяжимость, упругость и др.).

Ткацкие переплетения являются одной из главных характеристик структуры ткани.

Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом. Таблица № 1.
2. Раппорт переплетений.

Таблица № 2

Вопросы:

1. Как называют нить, идущую вдоль ткани?

2. Как называют нить, идущую поперёк ткани?

3. Что является раппортом ткацкого рисунка?

Определение: раппорт - это минимальное количество нитей основы и утка, необходимые для образования законченного рисунка переплетения.

 

 

 

 

 

Беседа

Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом. Таблица № 2.

3. Характеристика переплетений.

Полотняные переплетения.

Таблица № 3

Сравнительная характеристика других видов переплетений:

Саржевое переплетение.

Таблица№ 4

Беседа

Описательный рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом. Таблица № 4,5,6.

Сатиновое переплетение.

Таблица № 5

Атласное переплетение.

Таблица № 6

Вопросы для беседы:

1. Что является раппортом ткацкого рисунка?

2. С какими переплетениями мы познакомились?

3. Чем отличается атласное переплетение от сатинового?

4. Чем отличается полотняное от саржевого переплетения?

5. От чего зависят сыпучесть, растяжимость, упругость?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

4. Закрепление полученных знаний
  • постановка задачи
  • практическая часть
Итак: ознакомившись с раппортам и различными ткацкими переплетениями

мы должны научиться определять виды переплетения.

Инструктивная карточка для практической работы.

1. Подготовьте для работы: тетрадь, карандаш, линейку, лупу, ткань, ножницы, клей.

2. Начертите таблицу в рабочей тетради.

3. Приклейте образец ткани в тетрадь.

Образцы тканей Вид переплетения.
1.  
2.  
3.  

4.Рассмотрите при помощи лупы образец № 1, определите вид переплетения по раппорту.

5. Данные запишите в таблицу.

6. Поменяйтесь образцами тканей с другой группой и повторите пункты № 3,4

7. Последовательно рассмотрите 3 образца.

 

 

 

Практическая работа.

 

 

 

 

Работа учащихся по группам, в парах.

2 урок. Продолжение

1. Первичный контроль усвоения материала 1. Что является раппортом ткацкого рисунка?

2. С какими переплетениями мы познакомились?

3. Чем отличается атласное переплетение от сатинового?

4. Чем отличается полотняное от саржевого переплетения?

5. От чего зависят сыпучесть, растяжимость, упругость?

1. Практическое использование тканей с мелкоузорчатыми переплетениями.

2. Виды мелкоузорчатых переплетений:

Беседа
2. Усвоение знаний и способов действий Задание для с/работы:

Рассмотреть предложенные схемы переплетений, сравнить их между собой и ответить на следующие вопросы:

1. Как переплетаются нити в репсовом переплетении?

2. Как переплетаются нити в рогожке?

3. Чем отличается репсовое переплетение от рогожки?

4. Как переплетаются нити в усиленной сарже?

5. Что вы видите на поверхности усиленной саржи?

Рассказ учителя

Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом. Таблица № 7,8,9.

Репсовое переплетение.

Таблица № 7

Рогожка.

Таблица № 8

Усиленная саржа

Таблица № 9

3. Закрепление полученных знаний
  • постановка задачи
  • практическая часть
Практическая работа № 2

1. Рассмотрите при помощи лупы образец № 4, определите вид переплетения.

2. Данные запишите в таблицу.

3. Поменяться образцами ткани с другой группой и повторить пункт № 3,4

4. Последовательно рассмотреть 3 образца.

Работа учащихся по группам в парах.
4. Контроль усвоения. Тест.

Выбери правильный ответ из предложенных вариантов и буквенное обозначение напиши внизу в графе “Ответы” против № вопроса.

1. Первоначальным сырьём для изготовления тканей является:

а). Волокно. б). Пряжа. в). Нить.

2. Поперёк куска ткани идёт нить:

а). Основы. б). Утка. в). Кромкой.

3. Свойства тканей впитывать влагу из окружающей среды называется:

а). Воздухопроницаемостью. б). Усадкой. в). Гигроскопичностью.

4. Нераспускающаяся плотная полоска по краю ткани называется:

а). Основой. б). Утком в). Кромкой.

5. Свойство тканей уменьшатся в размерах после стирки и глажения называется:

а). Воздухопроницаемостью. б). Усадкой. в). Гигроскопичностью.

6. В полотняном переплетении:

а). Каждая нить утка перекрывает несколько нитей основы сразу

б). Каждая нить утка перекрывает каждую нить основы через одну нить

в). Каждая нить утка перекрывает все нити основы

7. Сырьём для производства искусственных волокон является:

а). Отходы нефти. б). Опилки. в). Газ.

8. Какое волокно больше всего похоже на шерсть:

а). Полиэфирные волокна. б). Полиамидные волокна.

в). Полиакрилонитрильные волокна. г). Эластичное волокно.

9. Нити основы перекрывают две нити утка через одну нить в ткацком переплетении:

а) полотняном. б) сатиновом. в) саржевом. г) атласном.

10. К искусственным волокнам относится:

а) нитрошелк; б) вискозный шелк; в) ацетатный шелк;

г) нейлон; д ) капрон.

Ответы: 1.а ; 2 б; 3. в; 4.в; 5.б; 6. б; 7. б; 8. в; 9. в; 10. б, в.

Тестовый контроль знаний учащихся с взаимопроверкой в парах.

 

5. Итог урока. Где практически в жизни можно использовать полученную на уроке информацию? Практическое применение тканей в интерьере, при покупке одежды, в быту. Монолог учителя
6. Рефлексия Понравился ли вам урок? Сегодня мы с вами ознакомились с раппортом переплетения, сложными переплетениями, научились различать различные виды переплетения, познакомились с практическим применением тканей в производстве. Беседа
7. Домашнее задание. Дома определите тип переплетений на примере 3-х видов разной одежды, данные запишите в таблицу.