Педагогический проект "Здоровей-ка"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Маленьким сердиться,
Просто не годится.
Чтобы быть здоровым –
Нужно быть весёлым”.

Условия реализации проекта:

Материально-технические:

  • Спортивный зал
  • Музыкальный зал
  • Компьютер
  • Спортивное оборудование (в соответствии с Программой “Детство”)
  • ТСО
  • Фонотека
  • Наглядный материал: плакаты, лозунги, картинки
  • Костюмы
  • Игрушки би-ба-бо

Методические:

  • Примерная основная общеобразовательная программа “Детство”
  • Т.Э. Токаева Региональная Программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста “Азбука здоровья”
  • Т.Э. Токаева Конспекты занятий, досугов
  • М.Ю. Картушина Сценарии оздоровительных досугов для детей 6 – 7 лет
  • Н.И. Бочарова Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста
  • Т.А. Шорыгина Беседы о здоровье
  • ДОШКОЛЬНИК: обучение и развитие
  • Н.М. Егорова Опыт работы: “Особенности организации семейных праздников и досугов. Их влияние на развитие музыкальных способностей”

Введение

“Если праздников не хватает, их следует выдумать” - говорят японцы. Эта мысль звучит и в старом обычае: “Когда тебе плохо – испеки пирог и пригласи хорошего человека”

Всё это важно для взрослых, но ещё более необходимо детям. И не потому, что детская жизнь полна глубоких переживаний и ребёнок остро нуждается в празднике, как в способе отвлечься от повседневности. Просто ребёнок создан для счастья и радости. Ему для этого выделено детство, которое должно быть обустроено любящими и умными взрослыми.

Праздник – это всегда положительные эмоции, радость общения, весёлые состязания, возможность померяться своими силами.

Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления. Подвижные игры, аттракционы, забавы, потехи, сюрпризы, которыми насыщена программа любого праздника, часто сопровождаются неожиданными комичными ситуациями, вызывают искренний смех, эмоции удивления, восторга. Положительные эмоции влияют на улучшение всех жизненных функций организма, благодаря чему повышается его сопротивляемость различным заболеваниям. Следовательно, уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и лечения многих расстройств.

При подготовке и проведении оздоровительных праздников, дети получают возможность проявить высокую активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно способствует развитию их способностей и личностных качеств.

Важнейший результат праздника – это радость от участия, победы, общения, совместной развлекательной деятельности.

Наш детский сад реализует комплексную образовательную Программу “Детство”, обеспечивающую “единый процесс социализации – индивидуализации личности через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей и способностей”. Это и должно происходить на детских праздниках. Девиз Программы “Детство”: “Чувствовать – Познавать - Творить”. На этом основываемся и мы, определяя задачи детских праздников, на которых должно происходить эмоциональное, познавательное, творческое развитие личности ребёнка.

Доминирующей задачей наших праздников является формирование Здорового Образа Жизни. Правильно подобранные тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с литературным текстом, включение детей в поединки с врагами здоровья (ленью, обжорством и другими), позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня. Активно участвуя в празднике, развлечении, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о культуре здоровья, и, что самое важное, получают радость от общения со сверстниками, родителями.

Мы имеем в традиции проведение праздников в различных формах: спектакли кукольного театра: “За помощью в страну Чистюлю”, “Как каша обиделась”, театрализованная постановка “Как каша обиделась” “Мойдодыр”, досуг: “Путь к здоровью”, праздник с родителями “Солнце, воздух и вода”.

Опыт проведения таких мероприятий показал необходимость составления новых сценариев для детей 3-7 лет, создания копилки сценариев.

Цель проекта.

  • во-первых - создать копилку сценариев, досугов и развлечений для детей 3-7 лет,
  • во-вторых – формировать предпосылки ценностного и осознанного отношения к своему здоровью у детей посредством активных форм взаимодействия.

Задачи проекта.

1. Изучить материал по здоровьесберегающим технологиям.

2. Классифицировать сценарии:

  • по темам: “Питание”, “Гигиена”, “Движение”
  • по объёму: для одной группы, для нескольких групп, общесадовский, с участием родителей.

3. Разработать сценарии для детей 3 – 7 лет

  • Создать систему мониторинга:
  • Анкеты для педагогов
  • Опросники для детей
  • Анкеты для родителей

Результаты проекта.

В результате апробации нашего проекта мы планируем получить:

  • картотеку игр по ЗОЖ
  • сценарии по формированию ЗОЖ, различные по форме (кукольный театр, досуг, развлечение с участием родителей, инсценировки, театральные постановки, интеллектуальные игры и другое) доступные для работы педагогов нашего детского сада
  • и самое главное: положительное отношение к сохранению и укреплению здоровья детей, педагогов, родителей.

Масштаб проекта. 1 учебный год, дети 3-7 лет.

Целевая группа проекта.

  • Разработчики проекта: Ермакова Светлана Николаевна, Егорова Надежда Михайловна
  • Внутренние участники: педагоги, дети 3 – 7 лет, родители
  • Внешние участники: заместитель заведующего по ВМР, заместитель заведующего по АХЧ, воспитатель по ИЗО

Материальные затраты.

  • ватман, ткань, поролон для изготовления костюмов, декораций, атрибутов
  • бумага для оформления анкет, сценариев
  • маркеры, фломастеры, краски или гуашь
  • порошок для заправки принтера

Стратегия реализации проекта.

Стратегия проекта заключается в переработке и использовании в практическом материале (конкретные сценарии) изучаемых публикаций по технологиям здоровьесбережения, пропаганды ЗОЖ. Создание творческой группы (воспитатели, специалисты) для разработки и апробации новых сценариев. Использование различных форм взаимодействия: дети – педагоги, дети – педагоги – родители. Классификации, систематизации, модернизации имеющихся сценариев досугов, развлечений.

Анкетирование внутренних участников проекта и изучение результатов на разных этапах реализации. Учёт результатов (итогов) анкетирования при составлении программ досугов и развлечений.

Привлечение внешних участников проекта: согласование содержания сценариев, анкет; разработка моделей костюмов, оформление декораций; изготовление костюмов, приобретение расходного материала.

Периодичность проведения мероприятий в каждой возрастной группе – 1 раз в квартал и к праздничной дате (7 апреля – День здоровья). Продолжительность - по возрасту детей.

План реализации задач.

мероприятия срок ответственный продукт
1. Изучение материала по здоровьесберегающим технологиям В течение года С.Н. Ермакова

Н.М. Егорова

Картотека литературы
2. Подбор, составление анкет Анкетирование:

- детей,

- родителей,

- педагогов

Х

ХIII

IY – Y

-//- Анкеты

Анализ результатов анкетирования

3. Подбор материала, темы.

(согласно возрасту) Предварительная работа по составлению сценариев

В течение года - // - Картотека игр
4. Подготовка к проведению мероприятия (распределение обязанностей)

Апробация (проведение досугов)

Анализ мероприятия (после каждого проведения)

В течение года

1 раз в квартал

Творческая группа

Ермакова С.Н.

Егорова Н.М.

Сценарии
5. Оформление фотовыставок, стендов 1 раз в квартал (октябрь, январь, апрель) Творческая группа - Альбом с фотографиями;

- Высказывания участников по ЗОЖ;

- Рисунки

Трансляция проекта. Защита проекта на совете педагогов – май

Отчёт о реализации проекта – май


Приложение 1

Сценарий оздоровительного праздника для детей 2 младшей группы “История про то, как Яша стал здоровым”

На стене висят портреты мальчиков: 1 – мальчик замарашка, 2- тот же мальчик, с чистым лицом, чистыми ладошками, причёсанный , закрытый шторой. Дети с ведущим входят в зал, останавливаются около ведущего.

Ведущий: Здравствуйте, я хочу вам рассказать одну историю. Хотите? В одном городе живёт мальчик, зовут его Яша. Посмотрите на него, вот он какой. (показывает потрет замарашки) Какой он? (дети отвечают) почему он грустный? (дети отвечают) Он не хотел умываться, делать зарядку по утрам, он не знал, что нужно чистить нос, чтобы дышать носом и дышал ртом. Поэтому он часто болел. А ребята не любили с ним играть, дразнили его.

Ай да грива! Что за грива? Ай да ногти! Что за когти?
Отчего он так оброс? Чуть покажется на свет,
Все кричат ему во след: “Ай-да, Яшка, замарашка!”
Мама взяла мыло, руки Яше помыла,
Рот сказал: “Постойте, вы меня помойте!
Я весь в простокваше и в манной каше”.
А нос сказал: “И меня, и меня!
Я грязный ещё со вчерашнего дня”.
И закричал подбородок: “Я весь чумазый!
В грязи перемазан!”
А глазки в печали сначала молчали,
А потом спросили: “Чего же нас не помыли?”

Обидно стало Яше и решил он исправиться. Пожалело его солнышко и решило ему помочь. Солнышко своим волшебным лучиком показало Яше дорогу к здоровью. Вы хотите узнать, каким он стал? (дети отвечают) Тогда отправляемся в путь – дорогу.

Упражнение “По ровненькой дорожке...” 1 куп.

Медведь: (воспитатель надевает шапочку медведя, идёт детям навстречу)

Здравствуйте, дети. Куда вы идёте?

Ведущий: Мы хотим увидеть, каким стал мальчик Яша. А ты его встречал?

Медведь: Встречал и научил ходить, как я, чтобы ножки у него стали сильными. А вы хотите, чтобы и ваши ножки стали сильными? Тогда идите, как я, вразвалочку. (дети имитируют ходьбу медведя)

Ведущий: Миша, а наши дети умеют делать массаж ног. Хочешь, мы тебя научим?

Медведь: Конечно! (дети делают массаж ног со словесным сопровождением ведущего, затем медведь благодарит детей, прощается. Дети отправляются дальше).

Упражнение “Бежали возле речки...”

Лиса: (воспитатель надевает шапочку лисы, идёт навстречу) Здравствуйте, дети. Вы куда идёте?

Ведущий: Мы хотим увидеть, каким стал мальчик Яша. А ты его встречала?

Лиса: Встречала. Весело бежал по дорожке, высоко поднимал он ножки!

А ручки мне совсем не понравились, слабенькие, как ниточки. Я научила его играть пальчиками в свою любимую игру “Солнышко” Хотите и вас научу?

Пальчиковая игра “Солнышко”

Ведущий: Лисонька, а мы умеем мышек показывать. Покажите, дети, лисичке наших мышек. (дети складывают пальцами мышек)

Лиса: Мышек я люблю, быстро их ловлю!

Игра “Мыши и Лиса”

Ведущий: До свидания, Лисичка, дальше мы пойдём, Яшу мы найдём.

Упражнение “По ровненькой дорожке”2 куп.

Ёжик: (воспитатель надевает на руку игрушку бибабо, поёт)

Я маленький ёжик, четверо ножек,

Самый сильный я в лесу, на себе грибок несу.

Здравствуйте, малыши. Куда вы идёте?

Ведущий: Мы хотим увидеть, каким стал мальчик Яша. А ты его встречал?

Ёжик: А как же! Научил его упражнениям дыхательным. А вы их знаете?

Ведущий: Сейчас мы Ёжик тебе покажем.

Для правильного дыхания полезны наклоны:
Солнышко, повернись, красное разожгись!
А ещё для нашего дыхания полезны махи руками:
Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам.
Принесите лето тёплое, унесите зиму холодную.
Для хорошей работы дыхательной системы важны прыжки:
Дождик, дождик, пуще дадим тебе гущи.
Дождик, дождик поливай, будет славный урожай.
(предлагает для восстановления дыхания сделать упражнение “Ёжик”)

Дыхательное упражнение “Ёжик”

Ёжик: Молодцы, вы всё делаете правильно. Ещё чуть-чуть пройдёте и мальчика найдёте.

Стал совсем он не таким, был он хилым и больным, стал здоровым, стал он сильным.

Вы хотите быть такими?

Тогда Яшу вы найдите, как здоровым стал, спросите. Ну, а мне идти пора. Всем здоровья, детвора.

Ведущий: ( с детьми подходят к оформлению, снимает штору с портрета Яши)

Посмотрите, каким стал Яша. Нравится? Почему он стал таким? (вспоминает с детьми всё что делали на празднике)


Приложение 2

Упражнение “По ровненькой дорожке”

По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

1,2! 1,2! Шагают наши ножки! Дети маршируют за ведущим.

По ровненькой дорожке гуляют наши ножки.

Вот так, вот так, гуляют наши ножки. Дети спокойным шагом идут за ведущим.

Массаж ног.

Рельсы, рельсы, Дети, сидя на полу, ребром ладони растирают вдоль ноги

Шпалы, шпалы. Ребром ладони “рисуют” поперечные линии

Едет поезд запоздалый. Кулачками рук легко постукивают по всей длине ног

Из последнего вагона Дети пальцами (или указательным) постукивают по всей длине ноги

Вдруг посыпался горох.

Пришли куры, поклевали. Пальцы “клюют” “клю, клю...”

Пришли гуси, пощипали. Пощипывающие движения пальцев “щип, щип...”

Пришёл дворник, всё подмёл. Поглаживание ног ладонями вдоль всей ноги.

Игра “Солнышко”

Солнышко, солнышко, погуляй у речки Дети стоят, выполняют плавные движения из стороны в сторону двумя руками

Солнышко, солнышко, разбросай колечки. Выполняют “щелчки” с разными пальцами вверх

Мы колечки соберём, соберём, соберём. Правой рукой “собирают колечки” сверху (с разными пальчиками) в левую раскрытую ладошку

Поиграем, Ладошки складывают вместе, “встряхивают колечки” около правого уха

Поиграем, Ладошки встряхивают около левого уха

И опять тебе вернём! “Колечки подбрасываем вверх”- раскрывают вверх руки

Игра “Мыши и Лиса”

Дети стоят в кругу, пальцы руки складывают “Мышкой”. Лиса “ловит” “мышек”, дети прячут “мышек” за спину.