Внеклассное чтение в 10-м классе "Проблема нравственного выбора в "Рождественском рассказе" Виктории Токаревой"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • знакомство учащихся с произведениями современных писателей;
  • обучение анализу художественного текста;
  • выявление нравственных проблем в рассказе;
  • воспитание личностной позиции.

Оборудование: выставка книг В. Токаревой

Технология: элементы технологии развития критического мышления через чтение

Литература — это всё же жизнь души человеческой, никак не идея. Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце, утешить, успокоить. (В. Шукшин)

Ход урока

I. Вступительная беседа

  • Были ли в вашей жизни моменты, когда вам хотелось мести?
  • Какой выбор вы сделали?
  • Какие чувства при этом испытывали?
  • Месть — достойное чувство?
  • Что или кто вершит наши судьбы?
  • Как создаётся характер?

Учитель: Именно такие вопросы поднимает современная писательница Виктория Токарева в своих рассказах.

(Обращение к эпиграфу урока).

Учитель: Вид работы на уроке —комментированное чтение “Рождественского рассказа” В. Токаревой и по ходу чтения мы должны выявить проблемы, которые она ставит в своем произведении. Но сначала познакомимся с творчеством этой замечательной писательницы.

II. Презентация “Творчество В. Токаревой”

Учитель: Действительно, рассказы В. Токаревой нежные, печальные, лиричные, полные тонкого психологизма, они рисуют картины нашего времени. К нам пришла сама писательница. Юная журналистка возьмёт интервью у знаменитой писательницы:

III . Сценка “Интервью с В. Токаревой”

Журналист: Здравствуйте, Виктория Самуиловна. Разрешите задать вам несколько вопросов?

Виктория Токарева: Здравствуйте. Спрашивайте. Я люблю отвечать на вопросы молодых.

Журналист: Как вы считаете, писателями рождаются или становятся?

Виктория Токарева: Когда мне было 12 лет, мама прочитала мне рассказ Чехова “Скрипка Ротшильда”. В тот момент я, видимо, поняла, что кроме обычных слов, существует магия литературы. А потребность писать — тоже инстинкт самосохранения, такой же мощный, как любовь.

Журналист: То есть вы сразу поняли, что будете писательницей?

Виктория Токарева: Нет, конечно. Сначала я поступила в мединститут, потом окончила музыкальное училище, работала учительницей музыки, пыталась играть в кино. Но на 2 курсе ВГИКа, когда я училась на сценариста, я написала, свой первый рассказ, отнесла в журнал “Молодая гвардия”, его напечатали, и так начался мой творческий путь.

Журналист:Вашу прозу любят за лиризм и добрый юмор, иногда немного грустный, за мелодраматический настрой повествования. Вы делите прозу на мужскую и женскую?

Виктория Токарева: Да. Когда пишет мужчина, он смотрит на Бога, а когда пишет женщина, она смотрит на мужчину. Вот в чём разница. Творчество - это возможность исповедаться, чтобы тебя поняли, пожалели.

Журналист: Кто ваш любимый современный писатель?

Виктория Токарева: Я люблю прозу Сергея Довлатова. Мне кажется, что он сказал о нашем времени больше, чем кто бы то ни было. На мой взгляд, лучшие женские писательницы - Улицкая, Петрушевская и Татьяна Толстая. А вообще, я думаю, литература большая, места в ней хватит всем.

Журналист: Большое спасибо!

IV. Работа с текстом

(Используется прием комментированного чтения.)

Учитель: Вот мы познакомились с самой писательницей. А теперь обращаемся к “Рождественскому рассказу”.

1. Работа по 1-му отрывку.

Учитель: Начинается рассказ без всяких предисловий. ( Читается первый отрывок.)

Вопросы для беседы:

  • Какие отношения в семье?
  • Как можете охарактеризовать героев?
  • Учитель: Мы все совершаем те или иные поступки. Как мы их мотивируем? Чем руководствуемся, выбирая тот или иной поступок?

2. Работа по 2-му отрывку.

Чтение 2-ого отрывка (Описание цветочка идёт под музыку Шопена).

Вопросы для беседы:

  • Назовите моменты, когда семья, героиня оказываются перед выбором.
  • Почему делают тот или иной выбор?
  • Котёнка оставили. Почему?
  • Почему героиня на папиной стороне?
  • А на чьей стороне была бы, если бы обижали бабушку? Аргументируйте свой ответ.
  • Какое восприятие мира у героини?
  • Какое ощущение от жизни? (Всему радуется, оптимистична).
  • Кого напоминает цветочек, который она выбрала? (Девочка такая же нежная, ласковая, открытая, беззащитная, невинная, как цветок. Цветок - её душа.).

3. Работа по 3-му отрывку

Учитель: И вот девочка на следующий день понесла цветок в школу. Перед школой —мальчишки.

Приём “древо предсказаний”:

  • Какой выбор у девочки, попробуйте предположить.
  • А что могут сделать мальчишки? (Они “клубились”, “сплелись”)
  • Чтение и обсуждение З-го отрывка.

Вопросы для беседы:

  • Что сделал Борька Карпов? ЗАЧЕМ? Мотивируйте его поступок.(Просто так, не думая, убивает цветок).
  • Что, по-вашему, сделает девочка?

4. Работа по 4-му отрывку

Чтение 4-ого отрывка.

Вопросы для беседы:

  • Как отнеслась семья?
  • Что происходит с героиней? (Желание мести).
  • Изменилось ли что в жизни девочки внешне? А внутренне?
  • А в жизни Борьки?(Внутренне героиня изменилась, у неё убили душу, она всегда помнила об убитом цветке. А Борька ничего не помнил)

5. Работа по 5-му отрывку

Чтение 5-ого отрывка.

Учитель: “Прошло пять лет”. Предположите, как закончится рассказ с названием “Рождественский”. Пока ещё непонятно, почему он так называется. (Варианты финала.)

6. Работа по 6-му отрывку

Чтение рассказа до конца.

Вопросы для беседы:

  • Какой стала героиня?
  • Что с ней стало?
  • Почему изменилась?
  • Какая судьба ждёт? (Делает всё, как мама, учится на экономическом, хотя мечтала о филологии, дружит с юношей, который ей не нравится. ) Зачем?

Учитель: Тягостное ощущение жизни. Тягостная необязательность происходящего. Какая-то непреодолимая ситуация. Токарева показывает уровень пошлости нового времени, высвечивает лица негероев, неличностей. Делать, как все, делать то, что престижно, модно. И наша героиня стала такой: неинтересной, тусклой, хотя у неё и красота, и “французская косметика”, и сама она успешна.

Вопросы для беседы:

  • Но почему рассказ Рождественский?
  • Какой подарок получила героиня от судьбы на Новый год? (Встречу с Борькой. Жизнь всё расставила по своим местам, наказала)
  • Какие образы, детали показались вам символичными?
  • Какой нравственный выбор делает героиня? (Прощает. Христос велел прощать, и она простила. Особенностью рассказов Токаревой являются открытый финал. И хотя мы не знаем, как сложится дальше её судьба, по многим деталям, концовке рассказа, настроению героини можно видеть, что она изменилась. Возрождается для жизни, поэтому и рассказ - “рождественский”).

V. Выводы.

Учитель: Так кто же вершит наши судьбы? Какие нравственные проблемы поднимает Токарева в своём рассказе? (Учащиеся делают выводы)

Учитель: Казалось бы, перед нами простой жизненный эпизод, однако он для героини оказывается возможностью заглянуть в себя. Вот так, проводя героев через перипетии жизненных страстей и страданий, организуя судьбоносные встречи и наказания, Виктория Токарева приходит к своей любимой мысли: только верность себе, порядочность - единственное, что имеет значение, потому что “...это совесть, а совесть - это Бог”.

Судьбу свою каждый человек делает сам. Но иногда жизнь даёт шанс прислушаться к самому себе, оглянуться на прожитую жизнь и сделать выбор на дороге по имени Судьба.

Судьба? Пути и перепутья? Тракты.
То вдаль зовёт, то гасит нас, губя.
Судьба-предначертанье? Нет. Характер!
Судьба — не вне, она — внутри тебя.
Яков Белинский

VI. Домашнее задание

1). Написать эпилог к рассказу;

2). Написать отзыв о рассказе (на выбор)