Научите ребенка замечать счастье

Разделы: Школьная психологическая служба


Счастье… Каждый мечтает быть счастливым, мы желаем счастья своим близким, друзьям, знакомым, поздравляя их с праздником или торжеством. Без счастья мы не мыслим своей жизни! Но в чем же оно заключается, в чем же его суть?

Для каждого счастье может быть в чем-то своем. Здоровье, семья, друзья, работа, хобби… Все это и многое другое способно дать человеку это чудо – ощущение счастья. Зная, что это, как это, мы можем научить, даже приучить детей различать это удивительное состояние среди других многих. Надо просто не забывать, входя в урок детям, спросить, а видели ли они вчерашний закат, заметили ли, какое необычное утро сегодня, а какая замечательная улыбка у Юлии и т.д. Маленькие блики радости сложатся в минуты, часы, дни и годы счастья, о которых захочется вспоминать и переживать их снова, чтобы вновь ощутить это удивительное окрыляющее состояние души, разума – всего человеческого существа!

Я думаю, счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми.

Очень простое и в то же время емкое определение, с которым трудно не согласиться. Очевидный, универсальный «рецепт» счастья для каждого человека! Но может ли каждый из нас сказать о себе: «Я – счастливый человек!»? Много ли мы видим счастливых людей вокруг себя? Счастливы ли наши дети.

Мы, педагоги, принимаем в свои руки души доверенных нам детей. Порой мы бываем с ними дольше и чаще, чем их собственные родители. А, значит, наше воспитательное воздействие на детей гораздо продолжительнее и именно у нас есть возможность попытаться научить своих учеников быть счастливыми.

Очень важны для детей, сутью и содержанием которых является отдача духовных сил, тревога одного человека за судьбу другого. Думаю, что такой взгляд актуален и сейчас. Только чуткий, внимательный, одухотворенный педагог способен выстроить такие взаимоотношения со своими воспитанниками. Дети должны, прежде всего, испытывать доверие к своему учителю. И, если ученики начальной школы обычно безоговорочно и безусловно любят свою учительницу и, конечно же, доверяют ей во всем, то, как показывает практика, подросткам важно, чтобы педагог был не просто старшим наставником, но другом, который не предаст, выслушает, выручит, поможет в трудную минуту увидеть правильный путь.

Я работаю педагогом – психологом 9 лет. Очень часто ко мне за помощью обращаются подростки. Они не в состоянии самостоятельно разобраться в собственных чувствах, взаимоотношениях с педагогами, ровесниками или родителями. Мы подолгу беседуем, пытаемся взглянуть на возникшую проблему с разных позиций, найти разные пути выхода из трудной ситуации. И тогда ребенок чувствует поддержку, он не один, непременно есть выход, которым можно воспользоваться, а вот какой путь избрать, должен решить он сам. Это его выбор, его преодоление. И, когда ситуация разрешается, ребенок чувствует не только большое облегчение, но и радость своей победы над проблемой над самим собой, даже если сам был виновником возникшей ситуации.

Много счастья, но и страданий доставляет первая влюбленность, особенно, если она не взаимна! Я пытаюсь донести до понимания, что эта ситуация далеко «не конец света», надо учиться чувствовать, прислушиваться к движениям своей души. Ведь по большому счету вся наша жизнь – это «школа чувств», а подросток проходит первые этапы обучения в этой школе. А еще надо всегда помнить о том, что каждый свободен в своем выборе, это касается и объекта влюбленности. Беседы на такие темы всегда требуют больших эмоциональных затрат. Но, когда я вижу, что из моего кабинета уходит не разочарованный и глубоко несчастный ребенок, а маленький человек, который уже испытывает не боль, обиду, досаду, злость, а задумался над собой, над проблемой и видит варианты реальных путей выхода из нее, я испытываю чувство удовлетворения своей работой. А разве это не счастье, узнавать, что проблема благополучно разрешилась и все встало на свои места?!

Каждый наш шаг, поступок, слово отзывается в наших детях, создает наш образ в их сердце. И если они видят рядом неравнодушного к чужой радости, беде, проблеме человека, если педагог умеет создать ситуации, когда дети тоже могут проявить свои лучшие душевные качества, - это и есть уроки обучения к счастью. Ибо счастье невозможно без радости. Именно радость, испытываемая от достижения, победы, преодоления дает ощущение счастья. Именно личность педагога может стать ярким примером для детей и в наше непростое время. Сейчас, когда большинство родителей заняты зарабатыванием денег, кино – и телеэфиры переполнены демонстрацией всевозможной агрессии, интернет и компьютер манят своими информационными возможностями, порой только педагоги остаются живым благородным маяком и прибежищем для юных душ.

В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Если ребенка не учить вкладывать свои духовные силы в другого человека, он не научится понимать, чувствовать других, творить добро для другого человека, позже он просто перестанет замечать, что живет среди людей.

Чем далее развивается общество, тем отдаленнее друг от друга становятся люди. Утрачиваются семейные традиции. Все чаще приходится слышать о том, что никто не пришел на помощь попавшему в беду человеку, остаются без поддержки, в одиночестве старики, хотя у них есть дети, внуки. Откуда такая черствость, пустота духовная при материальном благополучии?

Я твердо верю, что если смогу теплом своей души обогреть и указать возможные пути к истине обратившимся ко мне детям, они тоже кому-то в жизни протянут руку помощи, откликнутся на чей – то зов, потому что сделанное добро всегда идет по кругу, от сердца, от человека – к человеку. Оно не уходит в бездну, а возвращается радостью, ощущением тепла в душе, счастьем.

Воспитание – это не просто отдельные события, мероприятия, проведенные по заранее спланированному сценарию. Педагог, находящийся рядом, оказывает свое воспитательное влияние своим внешним видом, словом, реакцией на ошибки, похвалой и порицанием, своим личным отношением к событиям. Очень хорошо, если педагог имеет позитивный взгляд на жизнь, избегает упаднических суждений и интонаций. Тем самым он дает своим детям веру в будущий успех, надежду на лучшее, и даже толчок к поиску пути.

Мы, человеческие существа, создания очень чувствительные. Сомневаетесь? Посмотрите на себя: как легко вас обидеть или причинить вам боль! А когда человеку больно, он может причинить боль другим. Но, оказывается, мы можем придать силу и уверенность другим, причем с минимальными усилиями для себя. При этом обе стороны становятся сильнее! Давать людям силу и уверенность – это особенный и очень личный способ касаться жизни других людей. Сделать это можно просто парой слов! Простые фразы «Удачного вам дня!», «Успехов вам, ребята!», «Молодцы! Спасибо вам за работу!», если они сказаны с искренностью, энтузиазм, придадут силу и уверенность. Добрые слова и поддержка воодушевляют людей, а мысли о доброте и любви делают людей свободными, делают их сильнее. Столь небольшое усилие может оказать на человека глубокое влияние, которое продлится дни, а может быть и всю жизнь!