Увеличение и уменьшение числа на 1

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:  познакомить с понятиями «увеличить», «уменьшить».

Планируемые результаты.

  • Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
  • Метапредметные. 
    • Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ решения.
    • Познавательные: пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке;
    • Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера.
  • Предметные:  получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием одного из числа. Составление примеров из карточек. Обоснование выбора арифметического действия. Моделирование ситуации увеличения  (уменьшения) числа на 1.

Оборудование: учебник, Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, учебник «Математика»(1 ч.) 1класс «Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь (2 ч.),  набор геометрических фигур, линейки, карточки «солнышки-настроения» для учителя и листочки для детей, цветные карандаши, касса цифр. Презентация

Технологическая карта урока математики.

Этап

Цель

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к выполнению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

1. Организационный этап (1-2 мин.) Включение обучащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Слайд 1.
– Доброе утро!
– Посмотрите всё ли у вас готово к уроку?
– Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
– приветствует учащихся, настраивает на работу,
– проговаривает с детьми план  урока
– приветствие учителя, самостоятельная организация своего рабочего места (Р),
– прогнозирование плана урока (К)
2. Мобилизирующий этап (2 мин.) Включение в деловой ритм. Слайд 2.
– Прочитайте стихотворение.

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

– Вы чувствуете солнечное тепло?
– Пусть сегодня на уроке будет тёплая, дружеская атмосфера. На листочках в конце урока нарисуйте солнышко-настроение.

– настраивает на познавательную деятельность. – читать стихотворение,
– уметь оформлять свои мысли в устной форме. (К)
3. Актуализация знаний (4-5 мин.) Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучащегося. Слайд  3.

– Разложите карточки с числами, начиная с наименьшего.

1. Прочитайте.
2. Назовите числа в обратном порядке.
3. Назовите числа от 3 до 8; от 2 до 6; от 7 до 4; от 10 до 5.
4. Какое число находится между числами: 2 и 4; 6 и 8; 7 и 9.
5. Покажите «соседей» числа 2, 4, 7.
6. Какое число называют при счёте после числа 8.
7. Как получили? (прибавили 1, на 1 больше, 8 да 1)
8. Значит, число 8 увеличили. На сколько увеличили? (на 1)
9. Какое число называют при счёте перед числом 5?
10. Как получили? (прибавили 1, на 1 больше, 5 без 1)
11. Значит, число 5 уменьшили. На сколько уменьшили? (на 1)
12. Покажите предшествующее число числу 4; 6.
13. Как получили? (вычли 1, на 1 меньше,4 без одного).
14. Значит уменьшили. На сколько уменьшили (на 1).

– Проверка.

– организует фронтальную работу по систематизации знаний детей. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
4. Физкультминутка (1 мин.) Слайд 4

1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше –
И легко-легко подышим. (Пауза.)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – на месте три прыжка,
И в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

– проговаривает текст и показывает движения – повторяют текст и выполняют движения за учителем
4. Постановка учебной задачи (4 мин.) Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. – Рассмотрите рисунок.
Слайд 5.
– Какие фигуры изображены?
– Сравните три группы.
– Что мы будем делать на уроке?
– Куда обратиться за помощью? (учебник)
– организует погружение в проблему. – уметь определять и формулировать  тему и цель с помощью учителя. (Р).
 5. Открытие нового знания (7-8 мин.) Выдвижение гипотез. Слайд 6.
1. Работа с учебником (стр. 56 – 57).

Задание №1, стр. 56 учебника.

– Найти рисунки собачек и рассмотреть верхнюю строчку в таблице. Проверить верно, ли выложены фишки в левом верхнем углу таблицы. (Фишек столько же, сколько собачек.)

– Проверить, верно, ли выложены фишки в следующей клетке таблицы в верхней  строке. (Фишек  должно быть больше на 1: столько же, сколько собачек, и ещё одна). Фишек увеличилось на 1.

– Проверить, верно, ли выложены фишки в правом верхнем углу таблицы. (Фишек должно быть меньше на 1: столько же, сколько собачек, но без 1.) Фишек уменьшилось на 1.

2. Работа в паре.

– Самостоятельно заполнить фишками остальные клетки таблицы (фишки можно укладывать одну на другую).
– Сколько надо прибавить, если в условии сказано на 1 больше; на 1 меньше. Как сказать иначе?

3. Работа с учебником (стр. 56-57).

Слайды 7-8.
Разные способы получения результата арифметического действия (составления модели; использование линейки).
Задание №2, стр. 56
– Рассмотрите выражения. Каким способом можно получить ответ? (С помощью модели из фишек или по линейке).
– Объясните разными способами и прочитайте.
– Сравните обе записи:

4 + 1 =         и   4 – 1 =

– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Какими способами можно найти ответ?
(1 – моделирование на цветных фишках; 2 – использование линейки)
– От числа 4 делаем один «шаг» вправо, получаем число 5.
– От числа 4 делаем один «шаг» влево, получаем число 3.
– Аналогично выполните следующие вычисления и составьте с помощью кассы цифр.

– организует работу с учебником.

– организует решение задач на увеличение и уменьшение числа на 1.

– способствует развитию самоанализа работ детей.

– организует составление инструкции, организует работу в парах.

– уметь выполнять работу по предложенному плану (К);

– уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Р).

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенные допущенных ошибок и их коррекция (5 мин.) Коррекция отработки способа решения. 4. Работа в тетради №2 ( стр. 3-4).

Слайд 9.

Задание №1. стр. 3.

Самостоятельное моделирование (с помощью фишек) ситуации.

Увеличения (уменьшения) числа на 1.

Проверка.

– организует коррекционную работу, практическую и самостоятельную. – уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Р)

– способность к самооценке на основе критерия успешности (Л)

7. Физкультминутка (1 мин.) Под музыку «Танец утят».
 Слайд 10.
  – выполняют движения под музыку.
8. Задание на повторение изученных знаний (5 мин.) Контроль за выполнением. Слайд 11
Работа в тетради.  
– Выберите одно  из предложенных заданий.
Задание №2, стр. 3 (тетрадь №2).
Задание №4, стр. 4 (тетрадь №2).
– предлагает выбор заданий на закрепление.
– организует самостоятельную работу и проверку.
– выполняет действие по алгоритму (П)
9. Рефлексия деятельности (2 мин.) Осознание учащимися своей учебной деятельности Слайды 12-13
– Какую задачу ставили?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Определите своё эмоциональное состояние.
Выберите «солнышко-настроение» и нарисуйте.
– подводит итог урока. – самооценка на основе критерия успешности (Л), – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Литература.

  1. В.Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.– издание 4-е переработанное. – М.:Вентана-Граф, 2011. – 128с.
  2. Е.Э. Кочурова. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – издание 2, переработанное – М.: Вентана-Граф,2012г. – 48 с.
  3. В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. Математика: 1 класс: поурочные планы по учебнику. Ч. 1 / авт. сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010.
  4. В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. Математика: 1 класс: методика обучения: издание 2, переработанное – М.: Вентана-Граф,2011г