Интеллектуальная викторина в подготовительной группе "Космическое путешествие"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур модели по заданной схеме.
  2. Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
  3. Закреплять у детей знания о составе числа в пределах 10 из двух меньших чисел.
  4. Упражнять детей в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  5. Закреплять знание последовательности дней недели.
  6. Закреплять умение сравнивать предметы по размеру, умение ориентироваться на листе бумаги.
  7. Развивать смекалку, память, воображение.
  8. Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
  9. Воспитывать самостоятельность, умение принимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Оборудование:

Мультимедийная техника, компьютер, схемы, игрушка-птица Говорун, цифры, календарь, обручи, блоки Дьенеша, конверт с письмом, 6 стаканчиков, звезды на каждого ребёнка; демонстрационный материал: схема сборки ракет, звездные карты, пособия “Круги”, “Обведи по цифрам”; раздаточный материал: конверты с геометрическими фигурами, счетный материал (2-хцветные фишки), счетные палочки, разрезные карточки (счет, геометрические фигуры).

Предварительная работа:

  • отгадывание загадок;
  • конструирование из геометрических фигур;
  • чтение книг о космосе, рассматривание картинок с изображением космического пространства;
  • просмотр мультфильма “Тайна третьей планеты”;
  • решение логических задач.

Ход занятия

Воспитатель встречает детей в группе (на плече у него птица Говорун с конвертом в клюве).

Воспитатель: Ребята, сегодня птица Говорун принесла нам письмо с планеты Альдебаран, давайте его прочитаем: “ SOS! Помогите! Мы попали в межпланетную ловушку! Необходимо собрать 3 космических ключа с соседних планет, чтобы вернуться на станцию” (воспитатель предлагает помочь капитанам).

Разминка

Воспитатель: Мы отправимся с вами в космос на ракете, нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь. В нашем большом космическом путешествии нам помогут знания по математике.

Мы вылетаем с Земли в понедельник. На 3-й день будем на месте. В какой день недели мы прилетим на планету?

.Дети: В среду.

Воспитатель: А вернуться нам нужно на Землю на 6 день. Назовите этот день недели.

Дети: Суббота.

Воспитатель: Отлично! Начинаем готовиться к полету.

Воспитатель: Правильно, но нас много. Я предлагаю лететь двумя ракетами, а для этого нужно разделиться на две команды астронавтов. Рассчитайтесь на 1-й – 2-й. 1 команда – все первые номера, 2 команда – все вторые номера. А теперь, чтобы выбрать капитанов, я загадаю вам загадки. Самые внимательные и станут капитанами.

Человек сидит в ракете,
Смело в небо он летит.
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
/космонавт/
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.

/луноход/

Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.

/ракета/

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновало 2 недели
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.

/луна, месяц/

По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, к5огда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.

/звезды/

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад и стар, Что она – большущий шар.

/земля/

Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит.

/солнце/

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект……

/комета/

Воспитатель отмечает наиболее активных детей, выбирает капитанов.

Воспитатель: У меня есть 2 комплекта деталей и чертежи. Вам нужно сконструировать ракеты (дети получают 2 комплекта по 10 геометрических фигур и по схемам конструируют ракеты).

Вопросы к детям:

  • Сколько деталей пошло на сборку каждой ракеты?( 10)
  • На какие геометрические фигуры похожи детали ваших ракет?

руг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, многоугольник, овал).

  • Сколько кругов (овалов, треугольников, прямоугольников, ромбов, многоугольников, квадратов)?

Воспитатель: Ракеты готовы, можно отправляться в путешествие.

Дети: начинают обратный отсчет 10, 9, 8……… Пуск! ( На экране видео “Запуск ракеты”, Звук полета ракеты, голос астронавта, виды космоса, Земли и других планет.)

Воспитатель: На пути к планете Альдебаран мы посетим другие планеты, поможем жителям этих планет и возможно найдем ключи, которые помогут нам открыть ловушку и спасти капитанов.

Задание 1.

Воспитатель: 10 минут – полет нормальный. Давайте сверим наш маршрут по звездным картам. В пути мы можем встретить кометы, метеориты, астероиды и должны избежать столкновения с ними.

Для составления правильного маршрута вам понадобится умение складывать и вычитать, изображать прямые и ломаные линии, писать цифры. Итак, вот карты, вы должны решить задачи и вписать в пустые кружочки правильные ответы, соединив их прямыми или ломанными линиями.

На доске вывешиваются “Звездные карты”: От Земли до планеты Альдебаран – ломаная линия из 10 кружков – нужно совершить математические действия на сложение: 1+1=2, 2+1=3, 3+1=4 и т. д. до 10.С планеты Альдебаран до Земли– математические действия на вычитание– 10-1=9, 9-1=8 и т.д.)

Задание 2.

Воспитатель: Перед вами 6 стаканов: 3 из них пустые, 3 наполнены водой. Как расставить стаканы, не переставляя их местами, чтобы пустые стаканы чередовались с наполненными?

Дети: Из 5 -го стакана воду перелить во 2-ой, и поставить его на место.

Воспитатель: Правильно. Продолжаем полет.

Воспитатель: В длительном космическом полете очень важно правильно подобрать экипаж. Я попрошу вас сейчас объединиться в пары.А для этого раздам карточки 2-х видов:

а) 10 карточек с цифрами от 1 до 10 и 10 карточек с точками от 1 до 10.
б) 10 карточек с половинкой геометрических фигур и 10 карточек с другой половинкой этих же геометрических фигур.

Задание 3.

Дидактическая игра “Найди свою пару”:

1) по количеству точек – цифру;
2) вторую половинку геометрической фигуры.

Воспитатель: Вы справились с заданием – нашли свою пару. Продолжаем полет.

На экране слайды “Звездного неба”, планеты, вид Земли из космоса.

Воспитатель: На нашем пути какая-то планета. Давайте узнаем, кто на ней живет. Чтобы сесть на эту планету нужно преодолеть энергетический заслон.

Задание 4.

Воспитатель: Наберите на ваших пультах управления (фишки) волшебный код из синих и красных кнопок. У каждого из вас по 5 фишек. Работая в парах, наберите разные варианты состава числа 10 из двух меньших (например: 1 ребенок выкладывает 1 синюю фишку, другой– 9 красных; один выкладывает 2 синих фишки, другой – 8 красных и т. д., общее число фишек в паре должно равняться 10). Если все наберут верно, мы сможем сесть на планету (дети выполняют задание, капитаны помогают, воспитатель проверяет, помогает).

Воспитатель: Все набрали верно! Давайте спускаться. Считаем.

Дети считают: 1,2,3,5,6,7,8,9,10!

Воспитатель: На этой планете беда, ее захватили роботы и привели все в запустение и беспорядок. Ребята, но нам необходимо найти ключ для спасения капитанов. Давайте поможем жителям этой планеты.

Задание 5.

Воспитатель: Вот 10 кругов разного размера, на некоторых стоят цифры. Экипажу первой ракеты нужно выстроить круги от маленького к большому, экипажу второй ракеты нужно найти пропущенные цифры и проставить их в пустые круги (дети выкладывают круги в нужном порядке, проставляют пропущенные цифры).

Воспитатель: Спасибо всем астронавтам. За выполнение этого задания вы получаете 1-й ключ из трех, которые помогут открыть ловушку и помочь Капитанам. Летим дальше.

Дети считают: 10, 9,8,7,6,5,4,3,2,1!

На экране слайды “Звездного неба”, звук летящей ракеты.

Воспитатель: Внимание! Мы подлетаем ко 2-й планете. На этой планете есть специальные обозначения, где могут сесть наши ракеты.

Задание 6.

Воспитатель: Перед вами лежат счетные палочки, повторите изображение (дидактическая игра “Выложи по схеме”).

Воспитатель: Молодцы! Садимся. На этой планете нас ждет еще одно задание. Здесь слабое магнитное притяжение и планета буквально рассыпается на части. Давайте поможем.

Задание 7.

Воспитатель: На полу 2 обруча, в каждом из них разложены вперемешку блоки Дьенеша – 10 квадратов и 9 треугольников разного цвета, размера, толщины (воспитатель делит обручи на две равные части).

Вопросы к детям:

  • Разложите слева только квадраты, справа – только треугольники.
  • Скажите сколько слева квадратов?
  • Сколько справа треугольников?
  • Каких фигур больше? Каких фигур меньше?
  • На сколько?
  • Это является равенством? (дети записывают на сенсорной доске стилусом неравенство).
  • Как можно сделать равенство? Запишите.

(Дети записывают арифметические задачи, записывают равенство).

Воспитатель: Вы справились с этим заданием. Помогли и этой планете. Вы получаете 2-й из трех ключей.

– Ребята! Мы подлетаем к планете Альдебаран. Здесь мы должны получить 3-й ключ и помочь Капитанам. На этой планете нужно составить магический круг. Если вы составите его верно – ключ ваш.

Задание 8.

Воспитатель проводит игру “Придумай и отгадай!”.

Все дети становятся в круг, руки опущены вниз. Первый игрок (воспитатель) называет любой пример на сложение или вычитание в пределах 10 и подает правую руку рядом стоящему ребенку. Ребенок решает, называет ответ. Если ответ верный, воспитатель берет ребенка за руку и он называет пример для следующего игрока. Игра продолжается до последнего игрока, круг замыкается.

Воспитатель: Вам удалось сложить магический круг и за это получаете 3-й ключ. А теперь мы сможем открыть ловушку и освободить Капитанов. Перед вами лист в клетку, а на нем нарисовано 20 точек и 3 ключа. Мы сегодня повторили с вами число и цифру 10 – это первый десяток, но нужно идти вперед, переходить ко второму десятку. Поэтому последнее задание будет связано с цифрой 20.

Дидактическое упражнение “Соедини по точкам”. Соедините все 20 точек по порядку по клеточкам, затем соедините точки 6 и 8, точки 5 и 9, точки 4 и 10, точки 3 и 11, точки 1 и 3, точки 11 и 13, потом приложите 3 волшебных ключа в указанных на схеме местах, и ловушка откроется. Скажите, что у вас получилось?

Дети: Ракета!

Воспитатель: Вы помогли капитанам. Открыли ловушку и на этой ракете они могут вернуться к себе домой. Нам тоже пора возвращаться на Землю.

Звучит космическая музыка, звук взлетающей ракеты, на экране видеоклип “Межпланетный круизер”.

Воспитатель: Наш полет был трудный и интересный, вы со всем справились. Молодцы! И я хочу всем астронавтам вручить памятные звезды.

Воспитатель вручает каждому ребенку сувенир – звезду.

Подведение итога занятия:

  1. Вам понравилось наше путешествие?
  2. Как вы считаете, помогли ли вам знания по математике?
  3. Что было самым трудным?
  4. Что было самым легким?
  5. Что бы вам хотелось повторить?
  6. Чему еще хотелось научиться?
  7. Как легче справляться с трудностями одному или в команде?