Урок-викторина "Новая история XIX – начала XX века

Разделы: История и обществознание


“История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины”

Цицерон

Цели урока:

  • закрепить ранее изученный материал;
  • обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913гг.;
  • проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-19113гг.;
  • вспомнить основные факты, имена, даты, понятия;
  • используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, исторические источники, портреты исторических деятелей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Наш последний урок курса Новой истории 1800-1913гг. мы проведем в форме игры-состязания между командами “Умники” и “Умницы”, во время которого будет подведен некий итог изученному ранее. Игра будет проходить в три этапа. Для каждой команды звучит свой вопрос. За правильный ответ команда получает 1 балл в виде жетонов: синих, красных и желтых. Внутри этапов возможны дополнительные вопросы, которые также оцениваются в 1 балл. Та команды, которая наберет наибольшее количество баллов получит оценку пять в конце урока.

2. I этап игры. Знаете ли вы исторические термины?

1 задание. Дайте понятия историческим определениям.

Команда “Умницы”.

Борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль это – ………………………………………………………….

Монополистический капитализм, при котором он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества – экономической, политической, идеологической, культурной это – …………………………………………..

Одна из форм объединения предприятий, занимающихся совместным сбытом продукции это – ………………………………………………..

Движение вперед, переход на более высокую ступень развития нового, передового это – ……………………………………………. (слайд 5)

Команда “Умники”.

Преобразование, переустройство, изменение; нововведение любого содержания это – …………………………….

Учение, в котором в качестве цели выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства это – ……………………………………………………………….

Одна из форм объединения предприятий, при котором входящие в него предприятия полностью теряют свою коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению это – …………………………………….

Прекращение вооруженной борьбы и сдача вооруженных сил одного из воюющих государств это – ………………………………………………………… слайд 6)

2 задание. Соотнесите понятие и определение.

“Историяучительница жизни” Цицерон

Вопросы для команды “Умники”:

  1. Баррикада.
  2. Капитал.
  3. Пацифизм.
  4. Либерализм.
  5. Индустриальное общество.
  6. Эмиграция.

А) Выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное место жительства
Б) Искусственное оборонительное заграждение из бревен, мешков с песком, камней и пр., применяемое в уличных боях
В) Деньги и созданные человеком средства, используемые для производства, товаров и услуг и обычно приносящие доход
Г) Общество, обладающее следующими чертами: разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства, бурный рост городов, возрастание государственного регулирования
Д) Идейное и общественно-политическое течение, провозглашавшее принцип гражданских, политических и экономических свобод
Е) Антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны (слайд 7)

Задание для команды “Умницы”.

  1. Картель.
  2. Модернизация.
  3. Плебисцит.
  4. Капитализм.
  5. Консерватизм.
  6. Рекрут.

А) Изменения в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям.
Б) Форма экономического объединения, участники которого устанавливают единые цены на продукцию, договариваются об объемах производства, делят рынки сбыта.
В) Лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.
Г) Форма принятия законов или решение важных государственных вопросов путем всеобщего голосования.
Д) Тип социально-экономической системы, общими признаками которой считаются частная собственность на средства производства, конкуренция, стремление к получению прибыли, свободный рынок, наемный труд.
Е) Идейно-политическое течение, опирающееся на идею сохранения традиционных ценностей и старого порядка в жизни общества (слайд 8).

II этап игры на знание исторических дат и событий.

“Нет истории без дат” Клод Леви Стросс.

1 задание. Хронологическая головоломка. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Плюс дополнительные баллы той команде, которая назовет даты этих событий.

Команда “Умницы”.

  1. Образование Северогерманского союза.
  2. Создание “Священного союза”.
  3. Поход Наполеона в Россию.
  4. Сражение под Лейпцигом.
  5. Оформление Антанты – союза Англии, Франции, России.
  6. Преобразование Австрийской империи в двуединую монархию.
  7. Создание лейбористской партии в Англии.
  8. Первая парламентская избирательная реформа в Англии (слайд 11).

Команда “Умники”.

  1. Третья парламентская избирательная реформа в Англии.
  2. Всемирная выставка в Париже.
  3. Русско-японская война.
  4. Сражение под Ватерлоо.
  5. Заключение Тильзитского мира.
  6. Установление Третьей республики во Франции.
  7. Наполеон Бонапарт становится “императором французов”.
  8. Крестьянская война тайпинов в Китае (слайд 12).

II этап. 2 задание. Соотнесите дату и событие.

Задание команде “Умники”.

  1. 1799 – 1804 гг.
  2. 1848 гг.
  3. 1866 гг.
  4. 1907 гг.
  5. 1871 гг.
  6. 1804 -1814 гг.

А) Первая империя во Франции.
Б) Оформление Антанты.
В) Установление Второй республики во Франции.
Г) Образование Северогерманского союза.
Д) Период консульства во Франции.
Е) Образование Германской империи (слайд 13).

Задание команде “Умницы”

  1. 1850 -1864 гг.
  2. 1848 -1849 гг.
  3. 1830 г.
  4. 1882 г.
  5. 1870 -1871 гг.
  6. 1861 – 1865 гг.

А) Революции в Европе.
Б) Гражданская война в США.
В) Крестьянская война тайпинов в Китае.
Г) Июльская революция во Франции.
Д) Тройственной союз – союз Германии, Австро-Венгрии и Италии.
Е) Франко-прусская война (слайд 14).

3. III этап. “Исторические лица”

Невозможно знание истории без знания исторических деятелей и их высказываний.

  1. Этот исторический деятель сказал: “Если мое имя войдет в историю, то за этот акт, и в нем – вся моя душа” /Авраам Линкольн/(слайд 16) Дополнительный вопрос: О каком акте идет речь? Когда был принят этот акт?
  2. Этот человек призывал политиков “… говорить мягко, но за спиной держать в руках большую дубину” /Теодор Рузвельт/ (слайд 17)
  3. Благодаря этому историческому деятелю в середине ХIХ века зародилось новое учение о классовой борьбе, коммунистической революции, об исторической миссии рабочего класса, как “могильщика буржуазии” /Карл Маркс/ (слайд 18)
  4. “Золотой век человечества не позади нас, а впереди” Эти слова принадлежат графу, который жил не для себя, а для людей и умер почти нищим. /Анри Сен Симон/(слайд 19)
  5. Латиноамериканский революционер, который сказал: “Тот, кто служит революции, пашет море!” Он получил признание за свои заслуги только после смерти много лет спустя. Его имя сохранилось в названии страны – Боливия. /Симон Боливар/ (слайд 20)
  6. Этот человек действовал “Ради славы Франции и своей власти” /Наполеон Бонапарт/ (слайд 21)
  7. Этого писателя, который стал известен в конце 60-х гг.в ХIХв. , считали преемником Оноре де Бальзака и называли хранителем традиций реализма. Автор серии из 20 романов “Ругон Маккары”, романа “Дамское счастье” /Эмиль Золя/ (слайд 22)
  8. Композитор. Оперы его звучали в парижских театрах – это “Искатели жемчуга”, “Пертская красавица” и конечно известная “Кармен” – по произведению Проспера Мериме. /Жорж Бизе/ (слайд 23)

4. Подведение итогов. Подсчет жетонов жюри. Выставление оценок.

5. Рефлексия.

Презентация