Проблемы и перспективы использования новых информационных технологий в формировании нравственно-смыслового отношения обучающихся к собственному образованию

Разделы: Информатика


Стремительное развитие человеческого общества, а в особенности развитие новых информационных технологий и быстрое их проникновение во все сферы жизни: их доминирование, как в сфере общественного производства, так и в социальной сфере, требует особого изучения и пристального внимания со стороны педагогов. Информатизация образования, не может проходить в стороне от информатизации общества, так как цель ее наиболее эффективное выполнение социального образовательного заказа.

Сегодня практически каждая школа и в управлении и в образовательной деятельности использует информационно-коммуникационные технологии, выстраивая целую систему по созданию информационной среды своего образовательного учреждения.

Цели данного процесса следующие: сделать образование гибко реагирующим на социальный заказ общества и развивать у обучающихся навыки эффективного применения информационных технологий, способствующие проявлению социальной и информационной активности выпускников, их конкурентную способность в новом информационном мире.

Эти цели возникли не случайно: с конца ХХ века все увереннее звучит термин «информационное общество». Он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому. Конечно, на сегодняшний день, не одно государство не может назвать себя информационным обществом, но это лишь вопрос времени. А перемены в ближайшем будущем столь велики и коснутся всех сторон жизни общества и личности: это и образ жизни людей, трудовой, бытовой, досуговой деятельности и т.д. Поэтому, необходимо уже сейчас, чтобы потом «не запрыгивать в последний вагон уходящего поезда» формировать информационную активность обучающихся – их готовность включаться в информационную деятельность, обучаясь в любом предмете, непрерывно обновлять знания.

Решение данной задачи требует поиска новых механизмов интегрированного обучения детей всем предметам с использованием ИКТ. В процессе модернизации структуры и содержания российского образования в последние годы во всех школах созданы: полноценная информационная среда, Интернет, техническое, технологическое и программное обеспечение, базовым ИКТ-компетентностям обучено большинство педагогов, создан курс информатики, охватывающий все ступени обучения. Все эти составляющие потенциала информатизации школы могут рассматриваться как механизм реализации важнейшей задачи школьного образования – интеграции предметного обучения. В этом просматривается значимая роль школьного предмета Информатика и ИКТ и роль, прежде всего социальная. Появилась необходимость рассмотрения курса информатики не только как гаранта формирования ИКТ-компетентностей учащихся, но и как средства развития информационной активности обучающихся.

В настоящее время обществом школьное информационное образование рассматривается как часть информационной культуры. Оно служит основой для формирования готовности молодежи к использованию информационных услуг и ресурсов:

  • информации бытового характера;
  • информации научно-технического характера;
  • информационные технологии, компьютерные программы;
  • базы данных, информационные системы и многое другое.

Такой взгляд на предмет информатика и ИКТ предусматривает его влияние на комплексное развитие трех направлений информационной деятельности в школе:

  1. Эффективное использование и развитие информационной среды школы.
  2. Обучение педагогов в сфере ИКТ.
  3. Формирование и встраивание в работу школы новых образовательных технологий, позволяющих формировать адекватную времени социальную и информационную активность выпускников, их конкурентную способность в новом информационном мире.

Таким образом, задачи учителя информатики при преподавании курса информатики заметно расширились. Они направлены на формирование не только чисто предметных компетенций, но и на развитие новой для детей информационной деятельности в партнерстве с педагогами и ее включение учебную, познавательную, досуговую деятельность детей в школе на всех ступенях школьного образования. Такие целенаправленные усилия по развитию информационной культуры являются обязательными при продвижении по пути к информационному обществу. Рассмотрим, из чего состоит данная деятельность:

  • устойчивые навыки по использованию технических устройств;
  • ставшее потребностью использование информационных технологий поиска и обработки информации;
  • умение отбирать информацию, найденную из различных источников, ранжировать ее по степени адекватности запросу и важности.

Однако указанные задачи носит комплексный характер, она не может быть решена только в системе образования. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания. Это гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств, это часть общечеловеческой культуры. Кроме того, культурный человек (в широком смысле) должен уметь и объективно оценивать получаемую информацию на предмет полезности и достоверности, а также владеть методикой принятия коллективных решений, уметь взаимодействовать в информационном поле с другими людьми.

Поэтому актуальная задача учителя информатики и ИКТ – включить разнообразные темы курса в применении к реальным предметным задачам учебной деятельности детей, особенно в части новых информационных технологий и цифрового оборудования. Необходимо использовать компьютерное моделирование в предметном обучении. В этом состоит базисная межпредметная роль предмета информатика и ИКТ.

Для обучающихся использование новых информационных технологий открывает возможности: овладевать конкретными знаниями, необходимыми для практической деятельности, выбор заданий, темпа, объема, способа выполнения, получение коммуникативного опыта при выполнении совместной работы, подготовиться к самостоятельному изучению дисциплин, интеллектуально развиваться. Для учителя это и повышения профессионального опыта, снижение трудоемкости при контроле и консультировании обучающихся, многообразие форм и видов организации деятельности обучающихся.

Но в каждой бочке меда есть ложка дегтя… Повсеместное увлечение новыми информационными технологиями порой переходит грань разумного. Да и само понятие о новых информационных технология у некоторых педагогов превратное. Ведь порой за нее выдают использование интерактивной доски, мультимедийного проектора и простеньких презентаций (показ картинок). А ведь кроме этого учитель должен «срежиссировать» свой урок, продумать вопросы управления учебным процессом, выстраивания педагогического общения, организации обратной связи и т.д.

Кроме того, неразумное использование НИТ может наносить вред здоровью и психике. И кому как ни учителю информатики хорошо известны все плюсы и минусы использования НИТ.

Из минусов отметим наиболее значимые:

  • нарушение межличностных контактов, что вредно для эмоционального воспитания;
  • снижение социализации (посещения библиотек, театров, кинотеатров, выставок и т.п.);
  • как ни странно снижение творческого мышления (действие по правилам, предложенным техникой);
  • разработчики программ предлагают материал доступный, простой, более понятный это приводит к пассивности получения информации,
  • зачастую снижается внимание к роли устной и письменной речи.

Кроме того: техническая база школ все еще слабая, большинство учителей не готовы психологически и по уровню владения техникой к применению НИТ, слабая методическая подготовка учителей в данном вопросе, бесплановость и бессистемность, дидактическая нецелесообразность, превращение урока в литературно-музыкальную композицию и т.д.

Поэтому предпочтение в применении новых информационных технологиях следует отдать созданию презентаций, докладов, обучающих и тестирующих программам самими обучающимися. При этом они смогут самостоятельно проводить анализ и отбор нужного материала, творчески мыслить преодолевать трудности, получать эмоциональное удовольствие от проделанной работы и самоутверждаться в коллективе. Также полезно организовывать различные групповые проекты, например, создание школьного сайта, работа с базами данных и т.п. В данном случае работа коллективная (а это огромный социальный опыт!), но требует от каждого аккуратного и своевременного выполнения своей части работы и одновременно умения пользоваться результатами коллективного труда.

Применение новых информационных технологий на предметных уроках на данном этапе скорее эпизодическое. И это вполне понятно, ведь для некоторых предметов вопрос о привязке НИТ не стоял. Поэтому их применение возможно для отдельных тем, а систематическое использование – только после пересмотра и переработки системы преподавания предметов.