Диалогичность как компонент профессиональной культуры современного педагога

Разделы: Администрирование школы


Одна из наиболее острых проблем, стоящих перед современной Россией – глубокий кризис взаимопонимания и доверия между людьми, иначе говоря - кризис диалоговых отношений в обществе. Он охватывает все общественные сферы – экономическую, политическую, нравственную, этнокультурную, образовательную. Современный педагог – это личность, диалогично существующая в своей профессии, которая педагогические задачи решает в диалоге, которая показывает пример диалогического познания и помогает ребенку в процессе сотрудничества, сотворчества, события осознать его «авторство» собственной жизни, собственного образования, личностного становления.

Диалогичность как компонент профессиональной культуры педагога направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем. Важно не просто научить ребенка формулам и задачам, не просто передать накопленный человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти «общий язык» с «другим» (миром, природой, человеком) и осознать свою зависимость от «другого».

Нас интересует не диалог «вообще», а специально организованный способ представления гуманитарного содержания образования, которое не умещается в «прокрустово ложе» урока-беседы или урока-диспута.

В ракурсе педагогики мы ведем речь о личностно-развивающем диалоге – такой ситуации, в которой происходит познание личностью диалогической сущности мира, возникает потребность в духовном единении с ними и с людьми, стремление к восстановлению собственной целостности. Фокус нашего внимания, таким образом, сосредотачивается на проблеме личностного роста в процессе диалогического решения личностью гуманитарных проблем. По мере решения этих проблем происходит накопление диалогического опыта личности.

«Личность» и «индивидуальность» как компоненты содержания педагога играют важную роль в его профессии: первый позволяет осуществлять руководство процессом самосовершенствования, профессионального роста, а второй является основой и показателем педагогического мастерства.

Нас же интересует личность «диалогичного» педагога. В диалоге слово, действие неотделимо от их носителя. «Диалогичностью» ребенок может заразиться только от «диалогичного» педагога, который при этом является специалистом-профессионалом в определенной области культуры.

По нашему мнению, в образ «диалогичной личности» входят следующие гражданские качества.

Эмпатийность. Это способность сопереживать, сочувствовать, понимать «язык» собеседника, мир его ценностей, это механизм познания другого. Эмпатийность проявляется в способности не столько рационально понять другого человека, сколько эмоционально откликнуться на его проблемы. Накопление «любящего знания», когда заинтересованность и очаровательность предметом уводит от соблазна грубо вмешиваться в него, управлять им.

Толерантность (опыт принятия других культур). Терпимость к инакомыслию. Способность быть толерантным помогает действовать с учетом единства противоположностей, что выражается в принятии, разрешении, интеграции и преодолении полярностей, противоположностей, противоречий. Это понимание синергетических процессов, характеризующихся преобразованием противоположностей в единство, антагонистов в сотрудничающих и взаимно усиливающих друг друга партнеров.

Конгруэнтность. Конгруэнтность означает в переводе с латинского «встретиться и прийти к соглашению». Это способность действовать естественно, открыто, не боясь попасть впросак, не боясь собственных ошибок.

Конструктивность. Или другими словами неконфликтность, которая прямо противоположна агрессивности и предполагает доброжелательную настроенность на кого-либо или на что-то. Способность быть неконфликтным человеком – это способность проникать в суть вещей, видеть закономерности явлений и воспринимать разного рода противоречия как условие эволюции, как положительный фактор, это умение переориентировать разрушительную энергию в созидательную.

Совместность. Имеется в виду умение взаимодействовать с людьми и совместно решать проблемы, способность воспринимать свою жизнь в контексте «общей» жизни, умение сотрудничать, работать в команде, воспринимать себя частью целого является еще одной составляющей «диалогичности».

Рефлексивность. Данная категория рассматривается нами как направленность мышления на самого себя в контексте многочисленных связей, в ракурсе монолога-диалога. Рефлексия как деятельность самопознания есть процесс отражения одним человеком внутреннего мира другого человека и осознание того, как он воспринимается партнерами по общению. Рефлексивность проявляется в самопознании, самооценке, самоконтроле, самопринятии.

Диалогичная личность, по мнению С.В. Беловой, это та личность, которая проявляет интерес к собственному духовному, душевному, нравственному, этическому, эстетическому обогащению, относится к себе как источнику информации для других, как собеседнику; оценивает свои поступки с позиций их позитивного влияния на что-либо или кого-либо; реально, объективно смотрит на себя, оценивает свои возможности; принимает общечеловеческие ценности, осваивает накопленный человеческий опыт; способна быть самой собой; осознает и применяет на практике идею ценностно-смыслового равенства людей, интеграции с миром другого; учится понимать другие точки зрения, терпима к инакомыслию; обладает культурой избирательности и автономности; умеет разрешать конфликты с позиций ненасилия; умеет управлять проблемной ситуацией: логически анализирует, тщательно взвешивает, трезво рассуждает, объективно оценивает себя и других, общается с позиций равноправия между людьми, идет на компромисс, предвидит результаты; умеет брать на себя ответственность за выбор, стремится к духовному единству с людьми, к совместному бытию, к преодолению обособленности; умеет работать в «команде».

Таким образом, диалоговые отношения остаются ключевым и, возможно, единственным реальным рычагом изменения к лучшему отношений учитель-ученик. Эмпатия, уважение чужой точки зрения, умение слушать партнера, ответственность за результаты своей работы – качества, которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности учителя.

Литература:

  1. Акимова, Н.Г. Диалог и коммуникация – философские проблемы: Материалы «круглого стола» [Текст] / Н.Г. Акимова // Вопросы философии. - 2007. № 7. - С. 32-39.
  2. Белова, С.В. Диалог- основа профессии педагога [Текст]: учебно-методическое пособие / С.В. Белова. - М.: АПКиПРО, 2002. -148 с.