Программа дополнительного образования "В игры играем, старину вспоминаем"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Подвижная игра является основным средством и методом воспитания физической культуры детей дошкольного возраста. В подвижных играх воспитывается выразительность движений, развивается детское творчество.

Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого, каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры и, от этого сокровищница народных игр становилась только богаче.

На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.

КД.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К.Д.Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

ЕА.Покровский рассматривал подвижные игры как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности....

П.Ф. Лесгафт считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: "Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой". В игре надо "научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию".

На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели.

АН.Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими.

Подвижные игры должны научить сообразительности и находчивости.

Главное условие этих игр - развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

 Пояснительная записка

Подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания двигательной деятельности, для самостоятельного творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменение характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций.

Одной из интересных и эффективных форм работы, способствующей раскрытию детской активности, самостоятельности и инициативности является организованная в ДОУ кружковая работа по ознакомлению детей с подвижными русскими народными играми.

Интенсивность физического развития детей и их здоровье напрямую зависят от двигательной активности. Программа направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, так же развитие двигательных способностей в выполнении тех или иных ролей, согласно игровой ситуации. Помочь каждому ребенку занять достойное место в детском коллективе, преодолеть неуверенность у робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре.

Целесообразно использование подвижных народных игр не только на первом обучающем этапе (на занятиях), но и, главным образом, на завершающем этапе обучения и совершенствования двигательных умений и навыков (в кружковой работе). С этой целью и была разработана программа дополнительного образования "В игры играем, старину вспоминаем"

Концептуальные положения

- Дополнительное образование - необходимый компонент общей системы образования.

- Личностно-ориентированный подход, бережное отношение к личности ребенка, уважение и доверие к ребенку, оптимистический подход к нему, педагогика успеха.

- Индивидуальный подход к ребенку, учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей, формирование индивидуальности ребенка.

- Принцип добровольности участия.

- Опора на детскую самодеятельность и самоорганизацию.

Новизна программы

Программа полностью построена на подвижных играх, с учетом изучаемых лексических тем и возрастных особенностей детей, включающих самые разнообразные двигательные действия, создающих целостную систему обучения, доступных для взрослых и детей. Данные игры способствуют обогащению двигательного опыта детей, совершенствованию навыков основных видов движений на основе их высокой степени повторяемости в различных играх, воспитанию морально-волевых качеств личности, а также активизируют мыслительную деятельность ребенка: тренируют внимание, уточняют имеющиеся представления, понятия, развивают воображение, память, сообразительность.

Актуальность программы

Именно в недостатке двигательной активности кроется сегодня основная причина отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья современных детей. Серьезным испытание для детей являются и первые годы их пребывания в школе. Дети испытывают значительные нагрузки, связанные с большой интенсивностью умственной деятельности, с напряжением зрительного аппарата, необходимостью длительно сохранять рабочую позу. Эти факторы, вместе взятые ограничивают ребят в столь необходимом им движении, создают предпосылки для различных отклонений в состоянии здоровья. К тому же, в школе нет возможности для изучения и внедрения подвижных игр, в связи с перегруженностью учебной программы и отсутствием времени.

Педагогическая целесообразность

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества, а национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества и подготавливают к выходу в большой мир. А. С. Макаренко указывал на то, что как ведет себя ребенок в игре, так позже он будет вести себя на работе.

В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности, формируют в детях характер, волю, воспитывают патриотические, интернациональные чувства

Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами,  что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детей самостоятельно декламировать и петь,  способствуют преодолению застенчивости.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.

Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих, ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, от действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма.  Играя и реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Целевое назначение программы - знакомство с многообразием русских народных подвижных игр; способствование совершенствованию ОВД, улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять объем знаний детей об окружающем мире, о себе и своих возможностях через русские народные подвижные игры;
  • содействовать формированию устойчивого интереса детей к наследию, познанию подвижных игр русского народа.

Развивающие:

  • способствовать формированию двигательных навыков и умений, развитию психофизических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости и др.), привитию организаторских способностей.
  • оказать помощь в становлении творческой личности ребенка, обогатить его двигательный опыт, совершенствовать навыки в ОВД - беге, прыжках, лазанье, метании;
  • развивать нравственные качества: честность, правдивость, выдержку, дисциплину, товарищество и эстетические чувства ребенка через беседы, художественное слово и совместную игровую деятельность;
  • содействовать развитию речи: обогащению словарного запаса, повышению выразительности речи и движений, навыкам речевого общения в совместной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать активную творческую личность;
  • воспитывать нравственные и эстетические чувства ребенка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;
  • прививать уважительное, внимательное отношение к своим близким людям;
  • способствовать нравственному, умственному, эстетическому воспитанию.

Отличительные особенности данной дополнительной программы:

  • функциональное сочетание двигательной, игровой и познавательной деятельности;
  • использование данной программы в качестве компонента базовой в системе дополнительного образования.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • принцип добровольности (зачисление в кружок по желанию);
  • принцип личностного подхода;
  • принцип соответствия возрасту детей;
  • принцип опоры на интерес ребенка;
  • принцип доступности (детскому пониманию и восприятию);
  • принцип последовательности и систематичности.

Для обеспечения успешной реализации программы предполагается использование широкого спектра методов, приемов и средств:

  • использование материала для речевой и познавательной активности детей (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы);
  • игры разнообразного характера (подвижные, познавательно-развлекательные).

Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении игрового материала на занятиях.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 5-6 лет. Сроки реализации программы 1 год.

Количество занятий - 1 занятие в неделю, во второй половине дня.

Всего: 35 занятий в год (с сентября по май).

Длительность занятия для детей старшего дошкольного возраста 25-30 минут.

Место проведения - детская игровая площадка, физкультурный зал.

Форма обучения - специально организованные занятия.

Количество - 10-15 детей.

К концу года ребенок должен знать и выполнять способы преодоления различных препятствий и около 40 подвижных русских народных игр, считалок, жеребьевок.

Уметь организовать самостоятельно свободную деятельность, в том числе занять себя и своих одноклассников на переменах в школе.

Ребенок научится использовать полученные знания, умения и навыки в свободной игровой деятельности.

Будет способен преодолевать застенчивость, стремиться взять на себя не только второстепенные, но и главные роли в играх.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

-Наблюдение педагога в ходе занятий, в свободной игровой деятельности, на прогулке;

Оценка зрителей, членов жюри и анализ результатов интервьюирования детей, выступлений на различных спортивных досугах, праздничных, развлекательных мероприятиях, конкурсах.

Учебно-тематический план

Сентябрь Неделя Лексическая тема Название игр Основные виды движений Атрибуты и пособия
1 Знакомство (вводное)     Рубашка-косоворотка, фуражка
2 Осень Р.н.и. "Пеньки"

"Угадай, чей голосок"

Бег; бег поскоками; прыжки на двух ногах с продвижением вперед Кубы 25х25 (на 1 куб меньше, чем играющих)
3 Овощи "Посади-собери"

"Редька"

Бег, равновесие Корзинки (2шт.) с муляжами овощей (по кол-ву детей в каждой), гимнастическая стенка.
Октябрь 1 Фрукты "Фрукты"

"Водяной"

Бег, лазание, ориентировка в пространстве. Головные уборы покупателям. Повязка на глаза
2 Лес. Деревья.

Ягоды. Грибы

"Бабка Ёжка"

"Девочка и медведь"

Бег, прыжки

Равновесие

Веточка (помело), канат, маска медведя, платок
3 Детский сад. Игрушки. "Мы веселые ребята"

"Матрешка"

Бег с увертыванием Платочки по кол-ву девочек
4 Я и моя семья. "Аленушка и Иванушка"

"Ушки"

Ходьба с увертыванием, ориентировка в пространстве Платок, фуражка.
Ноябрь 1 Поздняя осень "Перелет птиц"

"Жар-птица"

Бег, лазание, владение мячом Гимнастическая стенка, скамейки, мяч - "Жар-птица"
2 Части тела.

Предметы гигиены.

"Арина"

"Цапки"

Бег с увертыванием, ориентировка в пространстве)  
3 Одежда. "Меняются местами",

"Пронеси, не урони"

Внимательность

Равновесие

Стульчики

Скамейки, детские шапки.

4 Обувь. "Бег в калошах"

"Быстро шагай!"

Бег, ходьба семенящим, приставным шагом Калоши - 2 пары
Декабрь 1 Зима "Дед Мороз"

"Метелица"

Бег, метание.

Равновесие

Шапка деда Мороза
2 Зимующие птицы "Воробьи и вороны"

"Огородник и воробей"

Бег, бег с увертыванием Маска воробья, фуражка для огородника.
3 Зимние забавы "В снежки"

"Озорные гномы"

Бег

Прыжки

Белые листы писчей бумаги.
4 Новый год "Золотые ворота"

"Шел козел по лесу"

Перетягивание каната, Маска козла
Январь 1 Каникулы. "Два Мороза"

"Чурилки"

Бег и ходьба с увертыванием, ориентировка в пространстве Маски двух морозов, колокольчик
2 Домашние животные и птицы. "Петушки"

"Пастух и стадо"

Прыжки на одной ноге, равновесие

Ползание на четвереньках.

Шапка пастушка, гимнастическая палка.
3 Дикие животные. "Укротитель диких зверей"

"Змея"

Бег,

ползание

Кубы 25х25 (на 1 куб меньше, чем играющих),

Маска змеи

4 Город. Улица. "Теремки"

"Быстро шагай"

Перебежки, семенящий шаг Обручи (на 1 меньше, чем играющих).
Февраль 1 Транспорт. Железная дорога. "Самолеты"

"Поезд"

Бег, ходьба, равновесие Фуражка машиниста.
2 Дом. Мебель. Быт. техника. "На стульчике"

"Сковорода"

Бег на скорость Стульчик или куб.
3 Защитники отечества. "Полоса препятствий" Равновесие, лазание, прыжки, метание, ползание Мягкие модули (бревно, горка, окно, надувной мяч с ручками) по 2 шт., мешочки с песком, корзины
4 Профессии.Инструменты. "Дедушка Мазай"

"Пожарные на учении"

Бег, лазание Шапка Мазая, колокольчики-2
Март 1 Мамин празд. Женские профессии. "Мамины помощницы"

"У Маланьи"

Бег, быстрая ходьба  
2 Посуда. "Федорино горе"

"В кувшинчики"

Бег; быстрая ходьба,

Владение мячом

Платок, мяч
3 Продукты питания. "Пирог"

"Медом или сахаром"

Бег, равновесие, перетягивание каната, ориентировка в пространстве. Куб, канат.
4 Весна. "Солнышко" "Родничок" Бег с увертыванием, прыжки Маска солнца.
Апрель 1 Перелетные птицы. "Ласточка и пчелы"

"Журавль"

Лазание, бег,

равновесие

Маски ласточки, журавля.
2 День космонавтики. "Космонавты"

"Угадай, кого не стало"

Бег Обручи (на 1 меньше, чем играющих)
3 Части суток. Дни недели. "День и ночь"

"Солнце и месяц"

Владение мячом, равновесие Мячи по кол-ву детей.
4 Цветы. Комнатные растения. "Крути-верти, роза"

"Садовник"

Прыжки. Скакалка
Май 1 День победы. "Прорываты",

"Перетягивание воза"

Легкий бег, Перетягивание  
2 Труд людей в природе. "Дедушка Мазай"

"В клубок"

Бег с разным темпом, на равновесие Шапка Мазая.
3 Насекомые. "Пчелки"

"Веселые соревнования"

Лазание, бег, ползание  
4 Здравствуй, лето! "Краски"

"Невод"

Бег с увертыванием, ориентировка в пространстве, прыжки.  

Вводное занятие №1

В физкультурном зале детей встречает парнишка Иванушка (инструктор по ФК, одетый в рубашку-косоворотку и фуражку).

Иванушка: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки-хохотушки и озорные мальчишки!

Воспитатель: Ой! Что за паренек к нам пришел?

Иванушка: Да, это я, Иванушка! Слышал я, что в вашем садике все дети любят заниматься физкультурой и играть в подвижные игры. Правда ли это? А коли так назовите-ка игры, которые знаете. Дети перечисляют знакомые игры. Молодцы! Много подвижных игр знаете, но столько, сколько знаю я, никто не знает! А секрет в том, что я много путешествовал, побывал во многих городах и селах. Играл с ребятишками, такими же, как вы, девчонками и мальчишками. Они научили меня разным интересным играм. Хотите, я и вас научу. Но, чур, одно обязательное условие. Когда мы будем с вами встречаться, у вас должно быть хорошее настроение!

Еще ребята, в играх нужно обязательно запомнить и соблюдать следующие правила поведения:

  • каждый из вас имеет право участвовать в игре;
  • желающие играть должны сообща договариваться, в какую игру будут играть;
  • ведущего выбирать с общего согласия всех участников игры;
  • обязательно объяснять, почему одного ребёнка выбирают, а другого отстраняют;
  • спокойно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;
  • если кому-то из вас не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине ухода;
  • все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил в игре;
  • как ведущий, так и участники игры имеют право давать советы, улучшать условия игры, расширять её содержание и правила с общего согласия товарищей по игре.

Иванушка предлагает каждому назвать свою любимую игру. Поиграть в ту игру, которую назвали большее количество раз. Таким же образом можно предложить выбрать водящего (себя назвать нельзя) и объяснить другим, почему выбран именно он, а не другой. Совместно обговорить условия (правила) игры и требования к нарушителям.

По окончании игры похвалить детей за активность, отметить выразительные движения и речь. Поддержать неудачливых...

Занятие №2 "Осень"

Иванушка: Как на улице красиво! На дворе золотая осень. Деревья стоят в красивой желто-красной листве, как девушки в ярких нарядных платьях. В деревне в это время пора сбора урожая. Трудятся в поле и стар и мал. К вечеру отпросятся у родителей ребятишки побегать, поиграть, соберутся, бывало, гурьбой и айда на лесную полянку! А там тоже работа кипит. Мужики деревья пилят, дрова заготавливают, чтобы было чем зимой печь в доме топить. Пеньков от спиленных деревьев много-много, на всех хватит! Там и придумали игру на пеньках.

Иванушка рассказывает правила игры и берет на себя роль покупателя.

Игра "Пеньки"

Все играющие сидят в кругу на стульчиках или кубах (пеньках). Водящий (покупатель) идет снаружи по кругу и выбирает себе пенек. Выбрав, обращается к сидящему на нем: "Я хочу у вас спросить. Можно мне ваш пень купить?" Ему в ответ: "Коли друг ты удалой, был пень мой, а станет твой". Оба игрока встают за кругом спиной друг к другу. Все дружно считают: "Раз, два, три - беги!". Кто не успеет сесть на пенек, становится покупателем и игра продолжается.

После игры, Иванушка задает детям вопросы: понравилась ли игра, какие качества развиваются в этой игре (быстрота и ловкость), для чего они необходимы (первым прибежать и занять место).

Иванушка предлагает поиграть в спокойную игру

"Угадай, чей голосок"

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:

Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
И как скажем скок - скок - скок!
Угадай, чей голосок?

Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

Иванушка прощается с детьми и уходит.

Занятие №3 "Овощи"

Приходит Иванушка. В руках у него две корзинки с овощами.

Иванушка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам прямо с огорода, помогал собирать урожай и вам кое-что принес.

Воспитатель: Интересно, интересно, что у тебя в корзинках?

Иванушка: Ребята, а что растет на огороде? (Дети перечисляют, а Иванушка показывает названные овощи). Молодцы! Ничего не перепутали. Знаете, ребята, трудна работа на огороде: посадить, вырастить и собрать хороший урожай, чтобы хватило запасов на всю зиму. Устают взрослые сильно, и ребятишкам достается. А как же! Деревенские ребятишки с малых лет приучены трудиться. Они хорошо знают пословицу "Делу время, а потехе - час!" давайте и мы устроим час потехи, проведем игру-соревнование "Посади и убери". Для этого нам надо поделиться на две команды.

Мы с вашим воспитателем будем вожаками команд (матками) и станем набирать себе в команду игроков. А чтобы разделить вас поровну, да так, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки. Выберите себе пару, отойдите в сторону и сговоритесь между собой, кому какое название взять. Можно брать название зверей, птиц, игрушек, растений, шуточные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т.п. Когда сговоритесь, подходите к нам и спрашивайте, например: Матка, матка! Чего тебе надо?

Пирог с грибами или козла с рогами?
Из ведра ерша или из корзины ежа?

Мы по очереди, будем выбирать названия и узнаем, кто попадет в команду. Сначала послушайте, какие я сговорки знаю:

Сахару кусочек
Или красненький платочек?
Ландыш душистый
Или одуванчик пушистый?
Колокольчик голубой
Или желтый зверобой?
Белую березу
Или красную розу?
Гороху мешок
Или масла горшок?
Медведя лохматого
Или козла рогатого?
Зеленую лягушку
Или хлеба краюшку?
Из речки ерша
Или из лесу ежа

Выбери помощника:

Сено косить
Или дрова рубить?
Коня ковать
Или двор подметать?

При помощи сговорок (жеребьевки) группа делится на две команды, и Иванушка объясняет правила игры-соревнования.

Игра-эстафета "Посади-собери"

На определённом расстоянии от стартовой линии рисуют мелом два небольших круга (можно использовать небольшие обручи). Играют две команды. Они выстраиваются на стартовой линии двумя колоннами. Первым номерам каждой команды, дают по небольшой корзинке с муляжами овощей (5-10 предметов). Можно использовать мешочки с песком или кубики.

По сигналу первые номера бегут каждый к своему кругу и раскладывают "сажают" то, что находится в корзинке так, чтобы все предметы находились в круге. Затем они бегут к своим командам и отдают пустые корзинки вторым номерам. Те, в свою очередь, бегут и собирают в корзинки предметы, находящиеся в круге.

И так, до тех пор, пока не пройдёт вся команда. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

Иванушка хвалит детей и задает вопросы: понравилась ли игра, почему одна команда справилась с заданием быстрее, чем другая? Дать возможность детям высказаться, что делать, чтобы не подвести свою команду.

Затем Иванушка предлагает поиграть в другую игру.

Игра "Редька"

Выбираются "попрошайка" и "бабка". За "бабкой" становятся игроки, держась за плечи друг друга. "Попрошайка" обходит колонну со словами:

Вокруг бабки хожу
У ней редьки прошу:
Бабка - сопливка,
Редька - червивка,
Бабка, бабка, дай редьки!
Бабка отвечает: "Иди-ка, потяни!"

"Попрошайка" идёт в конец колонны, обхватывает последнего игрока за талию и тянет к себе. Все игроки, которых он сумел вытянуть становятся за ним, держась за талию друг друга, помогают ему тянуть. Задача "Попрошайки" вытянуть всю редьку с "бабкой".

Иванушка дает детям задание, поупражняться в использовании сговорок, прощается и уходит.

Занятие №4 "Фрукты"

Иванушка: Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, вам надо отгадать загадку. Загадывает загадку про фрукты. Я долго искал игру, связанную с фруктами и ничего не нашел. Тогда я стал думать, почему игры называются народные? Конечно, потому что их придумали люди. Вот я и подумал, значит, и я тоже могу придумать какую-нибудь игру. Думал-думал, и придумал!

Я взял свою любимую игру "Красочки" и немного переделал ее: изменил слова, задание. И получилась еще одна новая игра. Вот послушайте, что получилось (рассказывает правила игры).

Еще я приготовил вам интересные старинные считалки. При помощи их мы выберем продавца и несколько покупателей.

Катилося яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата
Просят пить.
Выходи -
Тебе водить!

Игра "Фрукты"

Дети выбирают хозяина и 2-3 покупателя, все остальные игроки-фрукты. Каждый фрукт придумывает себе название и тихо называет его продавцу. Когда все фрукты выбрали название, продавец приглашает покупателей.

Покупатели по очереди стучатся и ведут диалог с продавцом: "Тук-тук!" - "Кто там?" - "Покупатель".- "Зачем пришел?" - "За фруктом". - "За каким?" - "За бананом". Если названного фрукта нет, продавец говорит: "На другой базар сходи, и банан там поищи". Покупатель отходит в конец очереди, уступая место следующему. Если же покупатель угадал название фрукта, то продавец назначает цену. Пока покупатель считает вслух, согласно названному числу, фрукт старается перебежать на другую сторону площадки и влезть на гимнастическую лестницу (дерево). Выигрывает покупатель, который купил больше фруктов.

Правило:

Покупатель не должен повторять дважды один и тот же фрукт.

"Водяной"

По считалке выбирается водяной. Ему завязывают глаза, ведут вокруг него хоровод и поют:

Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку,
Поиграем в шуточку!

Исполнив песню, дети разбегаются. Водяной кричит: "Стоп!". Игроки останавливаются и замирают. Водяной ходит, вытягивая вперед руки, и старается кого-нибудь коснуться. Кого он запятнает, тот становится новым водяным, и игра повторяется.

Для усложнения можно предложить Водяному определить, кого он поймал.

Занятие №5 "Лес. Деревья. Ягоды. Грибы"

Иванушка спрашивает у детей, знают ли они, что такое лес? Кто там живет? Что в лесу растет? Выслушивает ответы детей. Давным-давно детей пугали лесом. Взрослые говорили, что в лесу живет всякая нечисть, и Баба Яга в избушке на курьих ножках. Как вы думаете, зачем взрослые пугали детей? Предлагает поиграть в игру "Бабка Ёжка".

Игра "Бабка-Ёжка"

Рисуют круг, в середине ставится один из играющих - Баба-Яга. В руках у нее ветка - "помело". Вокруг бегают ребята и дразнят:

Бабка-Ежка костяная ножка.
С печки упала, ножку сломала,
а потом и говорит: "У меня нога болит".
Пошла она на улицу - раздавила курицу,
пошла на базар - раздавила самовар.
Пошла на лужайку - испугала зайку.

Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться "помелом". Кого запятнает - тот замирает.

Вариант: дети впрыгивают в круг и выпрыгивают из него на двух ногах.

Иванушка предлагает поиграть еще в одну игру

Игра "Девочка и медведь"

По считалке выбираются медведь и девочка. Остальные игроки образуют два рядом стоящих круга. В одном кругу стоит девочка, в другом - медведь.

Девочка поет:
Я по лесу ходила,
Трое лаптей износила;
Пока чернику искала
Лукошко набирала,
Лесные комарики
Плечи искусали,
Полевые соловьи
Головку запели,
Не съем ни одной,
Отнесу домой.
Медведь просит:
Девочка, девочка,
Съешь ягодок стаканчик.
А мне серому медведю, -
Насыпь в мой кафтанчик.

Девочка отвечает: "Нет, нет, медведь, ты по лесу не ходил, ягодок не собирал, не дам".

Медведь предлагает: "Давай, чья сила возьмет, того и ягоды будут". Девочка соглашается. Тогда участники одного и другого круга становятся в два ряда и начинают перетягивать канат. Перетянет сторона девочки - медведя теребят, щиплют и прогоняют; перетянет сторона медведя - девочка убегает, а медведь ее ловит.

Затем выбирают новых медведя и девочку.

Занятие №6 "Детский сад. Игрушки"

Иванушка спрашивает детей, чем они занимаются целый день в детском саду и для чего? Рассказывает детям, что раньше детских садов не было, игрушек таких красивых тоже не было. Когда родители уходили на работу, дети сами находили себе занятия. Могли из глины свистульки слепить, могли прутиком на земле порисовать, могли куклу из соломы смастерить, а могли просто целый день за околицей бегать с соседскими ребятишками в разные игры играть, например, в игру "Мы веселые ребята", а чтобы не ссорились, играли в веселую игру "Матрешки".

Игра "Мы, веселые ребята"

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится Ловишка. Дети хором произносят:

Мы, веселые ребята,
|Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три - лови!

После слова "лови" дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого Ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных игроков и выбирается новый Ловишка.

Игра "Матрешка"

Мальчики и девочки образуют 2 круга - внутренний (мальчики) и внешний (девочки). Девочки держась за руки, идут по кругу в одну сторону, а мальчики друг за другом идут в противоположную сторону:

Шла матрёшка по дорожке,
Потеряла 2 серёжки,
2 серёжки, 2 кольца,
Обними-ка молодца!

Девочки обнимают мальчиков.

Шла матрёшка по дорожке,
Потеряла 2 серёжки,
2 серёжки, 5 колец,
Обнимает молодец

Мальчики обнимают девочек.

Иванушка: И вы, ребята, никогда не ссорьтесь. Лучше играйте в разные игры и других ребят учите.

Занятие №7 "Я и моя семья"

Иванушка: Ребята, вы знаете, что такое семья? Сколько человек в современной семье? А раньше детей в семье было много. Старшие ухаживали за младшими. Помогали родителям воспитывать их, учить уму-разуму. А чтобы дети просто так не бегали по дому, играли с ними в разные хороводные игры.

Игра "Алёнушка и Иванушка"

Играющие встают в круг и берутся за руки. Выбираются Алёнушка и Иванушка, им завязывают глаза. Они находятся внутри круга. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать он может звать её: "Алёнушка!". Алёнушка обязательно должна отвлекаться: "Я здесь, Иванушка!". Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

2 вариант. Выбирается Алёнушка и Иванушка. Все встают в круг. Алёнушке дают колокольчик. Им завязывают глаза. Алёнушка периодически позванивает и старается уйти от Иванушки. Он, в свою очередь, время от времени окликает Алёнушку, и старается её поймать.

Иванушка: Я знаю интересную игру, в которой говорится про большую семью. Там и мама с папой есть, и дедушка с бабушкой, и сестры с братьями.

Игра "Ушки"

Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням другого. В такт словам они ударяют в ладони друг другу:

Мама била, била, била
И все папе доложила.
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили.
А в кадушке две лягушки -
Закрывай скорее ушки!

Произнося последнюю строку, играющие быстро прикрывают ладонями уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Занятие №8 "Поздняя осень"

Иванушка: Сегодня я услышал в небе крики птиц. Поднял голову и увидел, что птицы летят как то по-особому, ни кто куда хочет, а все в одну сторону. Интересно, куда они полетели? Давайте поиграем в игру "Перелет птиц".

На улице становится холодно, листьев на деревьях почти нет. Последние листочки облетают с деревьев. Наступает скучная пора. Как она называется?

Игра "Перелет птиц"

Стая птиц собирается на одном краю площадки (дети стоят врассыпную), напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами. По сигналу взрослого "полетели" птицы разлетаются по площадке, расправив крылья и помахивая ими. По сигналу "буря" птицы летят к деревьям (влезают на стенку). Когда взрослый говорит: "Буря прошла" - птицы спокойно спускаются с деревьев, продолжают летать.

Игра "Жар-птица"

Участвуют 2 команды. В составе каждой 6 человек. Для игры из лоскутков материи изготавливается и красочно расписывается жар-птица. Одна команда (по жребию) образует круг. Игроки перекидывают жар-птицу друг другу так, чтобы ее не смогли поймать соперники, находящиеся в кругу. Как только кто-нибудь из стоящих в кругу соперников поймает жар-птицу, команды меняются ролями и игра возобновляется. В конце игры отметить ловких игроков.

Занятие №9 "Части тела. Предметы гигиены"

Иванушка рассказывает, что по дороге в детский сад видел, как дрались двое мальчишек. Выходит, что руки и ноги им нужны только для того, чтобы подраться? А вы, ребята, знаете, для чего вам нужны ваши части тела? Сейчас проверю. Предлагаю вам поиграть в игру "Для чего?"

Голова нужна, чтобы шапку носить.
Рот, чтобы кашу есть.
Язык, чтобы дразнить.
Уши, чтобы подслушивать.
Глаза, чтобы подглядывать.
Нос, чтобы отморозить.
Зубы, чтобы кусаться.
Шея, чтобы шарфик завязывать.
Пальцы и ногти, чтобы щипать и царапать.
Ноги, чтобы колени разбивать.
Я знаю игру, где нужны ноги, руки, и даже помощь пальчиков.

Игра "Арина"

По считалке выбирается Арина. Считалка: Теля-меля, ты Емеля-третий бас, поводи-ка ты за нас!

Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором:

Долгая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чьё имя - укажи.

Дети бегут по кругу и "зацепляют" Арину. Кого она поймает - того должна узнать.

Игра "Цапки"

Ведущий вытягивает руку ладонью вниз. Играющие под ладонь ставят свой указательный палец. Ведущий приговаривает:

Под моею крышей
Собралися мыши,
Заяц, белка, жаба,
Цапа!

При слове "Цапа!" все быстро убирают свои пальцы, а ведущий, сжимая ладонь, старается их захватить. Чей палец будет схвачен, тот выбывает из игры.

Можно повторить знакомую игру "Ушки".

Занятие №10 "Одежда"

В вашем городе очень много магазинов. Есть магазины, на которых написано "Одежда". Что же в них продают? Дети называют вещи. Иванушка: Ой! В одном детском саду ребятишки научили меня играть в веселую игру. Вам она тоже понравится.

Игра "Меняются местами"

Дети сидят в кругу на стульчиках. Водящий стоит без места и предлагает детям поменяться местами, например: "Меняются местами те, кто в юбочках" и хлопает в ладоши. Пока дети пересаживаются, водящий старается занять освободившееся место. Ребенок, оставшийся без места, становится новым водящим. Игра проходит оживленно и весело.

Правило:

Вставать со стульчиков можно только после хлопка.

Иванушка предлагает поиграть еще в одну игру, где можно использовать вещи и поупражняться в ловкости.

Игра "Пронеси, не урони"

Для игры можно использовать гимнастическую скамейку, по которой должны будут ходить дети в ходе игры. В этой игре дети могут просто потренироваться переносить в одной руке предметы (например, свои панамки), переходя из одного конца скамейки в другой и возвращаясь обратно. 

Правила:

1.  Игрок обязан быстро перенести все шапки, сложенные у основания скамейки, с одной стороны на другую.

2.  Нельзя за один раз переносить больше одной шапки.

3.  Свою шапку игрок переносит в последнюю очередь.

4.  Если игрок устал, он может передохнуть, остановившись на одном краю скамейки, но он не должен спускаться на землю и даже касаться земли ногой.

Занятие №11 "Обувь"

Иванушка: Чудно так, какую обувь люди носить стали. Вот раньше были только лапти, сапоги, валенки, туфли. А теперь какую только обувь люди не носят. Иванушка предлагает детям назвать современную обувь.

Иванушка предлагает поиграть в веселую игру-эстафету "Бег в калошах".

Игра-эстафета "Бег в калошах"

Дети при помощи сговорок (жеребьевок) делятся на две команды и встают друг за другом у стартовой линии. По сигналу нужно быстро надеть калоши, пройти быстрым шагом до финишной черты и вернуться обратно, снять калоши (передав эстафету следующему) и встать в конец колонны. Побеждает команда, которая первой закончит соревнование.

Иванушка: Ну, и горазды вы бегать! Ай да, молодцы! А сейчас проверим, умеете ли вы быстро ходить мелкими шажками (можно семенящим, приставным шагом)

Игра "Быстро шагай!"

На площадке проводят линию, за которой располагаются игроки. Выбирается водящий. Он становится спиной к игрокам на расстоянии 15-20 шагов от линии, закрывает лицо руками и говорит: "Быстро шагай, оглянусь - замирай! Раз, два, три, четыре... Стой!" Водящий может после любой цифры сказать слово "Стой!" и быстро оглянуться. Остальные ребята во время счета семенящим шагом быстро продвигаются по направлению к водящему. Когда водящий кричит "Стой!" и поворачивается лицом к играющим, они замирают на местах. Игрока, который не успел вовремя остановиться или пошевелился после остановки, водящий посылает назад за черту.

После этого водящий закрывает глаза и повторяет речитатив. Все снова продвигаются вперед быстрым семенящим шагом со своих мест, в том числе начинающие движение от черты. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не подойдет к водящему вплотную и коснется его рукой. Тот становится новым водящим.

Занятие №12 "Зима"

Иванушка: Вот и зима пришла. Ребята, чем вам нравится зима? Вы, наверное, выходите на прогулку и стоите, мерзните, носы морозите. А зимой на улице, в какие игры играете? Дети называют игры.

Иванушка: Я знаю самую настоящую зимнюю игру.

Игра "Дед Мороз"

По считалке выбирается Дед Мороз и встаёт в центр нарисованного на снегу круга. Его окружают остальные участники игры, берутся за руки и, передвигаясь влево и вправо, приговаривают:

Дед Мороз, Дед Мороз
Через дуб перерос,
Через дуб перерос,
Прикатил подарков воз:
Морозы трескучие,
Снеги сыпучие,
Ветры завьюжные,
Метели дружные;
Холод-стужу напустил,
На реке мост намостил.

После этих слов дети разбегаются, а Дед Мороз их ловит. До кого дотронется, тот считается "замороженным" - идёт в круг и там стоит неподвижно. Другие играющие могут его "разморозить". Они бросают "замороженному" снежок, а тот, поймав его, должен попасть им в Деда Мороза, который старается увернуться.

Иванушка: Ребята, а вы умеете кружиться? Сейчас проверим.

Игра "Метелица"

Играющие встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками под локоть, стоят друг к другу боком. Пары поочередно кружатся вокруг под песню:

Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится -
Тот заметелится!

Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся. Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

Занятие №13 "Зимующие птицы"

Иванушка: Интересно получается... Вы мне говорили, что осенью птицы собирались в стаи, чтобы улететь в теплые страны . А я слышал, как каркали вороны. Вы мне сказали неправду? А какие еще птицы остаются зимовать?

Игра "Воробьи и вороны"

Играющие при помощи жеребьевок (сговорок) делятся на две команды: "Вороны" и "Воробьи". Обе команды встают в колонны лицом к водящему по обе стороны от линии в расстоянии 1 метра. Команда, которую называет водящий убегает, другая догоняет. Пойманные птицы выходят из игры.

Побеждает команда, в которой уцелела хоть одна птица.

Игра "Огородник и воробей"

По считалке выбирается "огородник" и "воробей". Дети берутся за руки, образуя круг, "огородник" поёт:

- Эй, воробей, не клюй конопель,
Ни мою, ни свою, ни соседову.
Я за эту коноплю
тебе ножку перебью!
"Огородник" бежит ловить "воробья".

Дети в круг воробья пускают и выпускают, а огородник может ловить только за кругом. При этом все произносят слова:

Наш воробьишка
В сером армячишке.
В чисто поле не идет,
Коноплю не клюет.
По двору шныряет,
Крошки собирает.

Поймав "воробья", "огородник" меняется с ним местами или выбираются новые водящие.

Занятие №14 "Зимние забавы"

Иванушка: Ребята, вы любите играть в снежки? Я тоже люблю играть в эту игру. Хотите, я научу вас, как играть в снежки, не выходя на улицу, например, когда очень холодно, и вы не можете пойти на прогулку. Берете белый лист бумаги, комкаете его, и снежок готов!

"Вот тебе, получай!", Иванушка бросает бумажный снежок в кого-нибудь из детей и приглашает их поиграть в снежки. После игры Иванушка предлагает детям навести порядок, собрать снежки в корзинку.

Иванушка: Я знаю еще одну забавную игру "Озорные гномы".

"Озорные гномы"

Дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6-8 метров. В середине зала стоит ведущий "Волшебник". Дети, к которым водящий находится лицом, не двигаются, другие выполняют разные прыжки. Водящий неожиданно поворачивается лицом то к одной, то к другой шеренге.

Вариант: Те, кто пошевельнулся, выходят из игры.

Занятие №15 "Новый год"

Иванушка интересуется у детей, как они готовятся к встрече нового года? Дети читают ему стихи, которые разучили к утреннику.

Иванушка: Какие вы молодцы, ответственные! Давайте теперь немного поиграем.

Игра "Мы веселые ребята"

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Дети хором произносят:

Мы, веселые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три - лови!

После слова "лови" дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого Ловишка сумеет дотронуться, прежде, чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка.

Игра "Шел козел по лесу"

Играющие встают в круг и берутся за руки. В середине ребенок, изображающий козла. Хоровод начинает двигаться и все поют:

Шел козел по лесу, (Козел с закрытыми глазами кружится на месте.
По лесу, по лесу. Затем, останавливается и открывает глаза.
Нашел козел принцессу, Если перед ним девочка, козел выбирает ее и
Принцессу, принцессу. и выводит на середину круга. Вместе они
Давай с тобой попрыгаем, выполняют то, о чем говорится в песне)
Попрыгаем, попрыгаем.
Ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
Ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
Хвостиком помашем,
Помашем, помашем.
И опять попляшем,
Попляшем, попляшем!

Занятие №16 "Каникулы"

Иванушка рассказывает ребятишкам, что когда зимой стоят сильные морозы, деревенских детей на улицу не пускают. А чтобы не мешались взрослым под ногами, дети были вынуждены целыми днями лежать на большой русской печи и оттуда наблюдать за домашними хлопотами взрослых. А когда надоедало, ребятишки начинали проситься на улицу погулять и уверяли взрослых, что они ни сколечко не боятся мороза.

Иванушка: Наверное, давным-давно так и была придумана русская народная игра "Два мороза". Набегаешься, согреешься. И, правда, никакие морозы не страшны.

Игра "Два мороза"

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям:

Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я Мороз - красный нос,
Я мороз - синий нос,
Кто из вас решится
В дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!

После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить. После 2-3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог: какие Морозы заморозили больше играющих.

Иванушка: А еще я хотел бы посмотреть, какие вы ловкие.

Игра "Чурилки"

Играющие выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают колокольчик. Затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Позолочены концы!
Кто на бубенцах играет
Того жмурка не поймает!

После этих слов игрок с колокольчиком начинает в него звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие игроки и игра продолжается.

Занятие №17 "Домашние животные и птицы"

Иванушка спрашивает у детей, знают ли они, какие животные и птицы называются домашними? Интересуется, какие животные (птицы) живут у детей дома?

Иванушка: Это очень мало. А вот в деревне домашних животных (птиц) много. Для них даже отдельное жилье строят (сарай, стайка, хлев, конюшня, свинарник, курятник, гусятник ...) Попробуйте угадать, какие домашние животные и птицы живут рядом с человеком в деревне. Затем предлагает поиграть в игру.

Игра "Пастух и стадо"

Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий - пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу "Рожок!" (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу "Домой!" все возвращаются в свои дома.

Игра "Петушки"

Кол-во играющих 20-40 человек. Место проведения - зал, ровная площадка. Перед игрой ребят распределяют по парам в соответствии с их возможностями. В каждой паре играющие встают друг против друга, руки убирают за спину. По сигналу, играющие поднимают одну ногу, согнутую в колене и стоят на одной ноге. Выигрывает тот петушок в паре, кто дольше простоял на одной ноге.

Усложнение: провести соревнование между петушками-победителями.

Занятие №18 "Дикие животные"

Иванушка: Чудно получается! Раньше диких животных только в лесу бывало и встретишь... А сейчас в цирке, как артисты выступают. Давайте мы тоже поиграем в цирк.

Игра "Укротитель диких зверей"

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька - это "Укротитель зверей", а все остальные "звери". До начала игры дети выбирают, кто будет , кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: "Внимание, охотники", звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.

Игра "Змея"

"Змея" ходит перед игроками со словами:

Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.

Подходит к одному из игроков:

- Хочешь быть моим хвостом?

- Хочу!

- становись за мной!

Идут вдвоём:

Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.

Подходят к другому игроку:

- Хочешь быть моим хвостом?

- Хочу!

- Ползи!

Игрок должен проползти между ногами "змеи" и стать её "хвостом". И так далее, пока не соберут всех желающих. Если детей много можно выбрать 2 змеи, устроить соревнование, у кого быстрее хвост вырастет.

Занятие №19 "Город. Улица"

Иванушка: Страшновато у вас в городе. Пока я к вам шел, по сторонам смотрел, чуть-чуть под колеса машины не угодил. И как вы здесь живете! Что общего и чем отличаются городской дом и деревенский?

Игра "Теремки"

Каждый участник игры, кроме водящего, чертит себе маленький кружок - "теремок" и становится в него. Водящий подбрасывает мяч, и в это время все меняются "теремками". Водящий ловит ударившийся о землю мяч и бросает в участника, не успевшего перебежать и занять "теремок". Если мяч попадёт в него, водящий становится в свободный "теремок", а нерасторопный идёт водить.

В физкультурном зале можно использовать обручи.

Игра "Быстро шагай"

На площадке проводят линию, за которой располагаются игроки. Выбирается водящий. Он становится спиной к игрокам на расстоянии 15-20 шагов от линии, закрывает лицо руками и говорит: "Быстро шагай, оглянусь - замирай... раз, два, три, четыре... Стой!" Водящий может после любой цифры сказать слово "Стой!" и быстро оглянуться. Остальные ребята во время счета семенящим шагом быстро продвигаются по направлению к водящему. Когда водящий кричит "Стой!" и поворачивается лицом к играющим, они замирают на местах. Игрока, который не успел вовремя остановиться или пошевелился после остановки, водящий посылает назад за черту.

После этого водящий закрывает глаза и повторяет речитатив. Все снова продвигаются вперед со своих мест, в том числе начинающие движение от черты. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не подойдет к водящему вплотную, коснется его рукой и, повернувшись кругом, как можно быстрее устремится за черту. Все игроки делают то же самое. Водящий бежит за ними, стараясь осалить кого-нибудь до черты. Осаленный становится новым водящим.

Если догнать никого не удалось, водящий возвращается на прежнее место, игра продолжается с этим же водящим.

Занятие №20 "Транспорт. Железная дорога"

Иванушка: Сколько транспорта стало! Раньше в деревне ездили на лошади. Летом ее запрягали в телегу, а зимой в сани. Ох, и весело было, когда ребятишкам разрешали покататься на санях. В небе только птицы летали, а в реке или море плавали только рыбы. А теперь... Какого только транспорта нет! И воздушный (предлагает детям назвать), и водный (дети называют), и даже ж/д.

Игра "Самолеты"

Дети разделены на 3-4 звена. Они стоят в колоннах друг за другом за командиром звена в разных местах площадки, отмеченных цветными флажками, это - аэродромы. По сигналу: "Пилоты, готовьте самолеты к полету", дети заводят моторы (кружат руками перед грудью), расправляют крылья (разводят руки в стороны) и летят (быстро разбегаются в разных направлениях по площадке).

По сигналу "на посадку" командиры собирают свои звенья (дети на бегу строятся) и ведут их на посадку на свои аэродромы. Выигрывает то звено, которое первым приземлится.

Игра "Поезд"

Для проведения игры необходимо подготовить инвентарь: длинный шнур (5-6 метров), гимнастическая скамейка, 3-4 обруча, 3-4 набивных мяча, 2 красных и 2 зеленых флажка.

Играющие строятся в колонну и берутся правой рукой за шнур. Первый игрок - "Паровоз", остальные - "Вагоны". По сигналу руководителя поезд начинается двигаться то быстрее, то медленнее. Дети могут подражать движению поезда, произнося "Тук-тук-тук...". В 2-3 местах отмечаются остановки - "станции", у которых дежурный регулирует движение красным и зеленым флажками. Поезд идет то по мосту (по гимнастической скамейке), то по тоннелю (ворота, образованные стойками), то змейкой (между набивными мячами).

Игру можно проводить под музыку.

Занятие №21 "Дом. Мебель. Бытовая техника"

Иванушка: Раньше в русской избе из мебели были только сундуки, лавки, столы. Спали на печи. Потом уже стали мастерить кровати, стульчики. А сейчас зашел в магазин, а там мебель всякая разная!

Иванушка предлагает детям назвать мебель.

Игра "На стульчике"

Один из играющих сидит в кругу на стульчике или на пенёчке. Все стоят вокруг него и проговаривают слова:

Сам сижу на стульчике,
сам сижу на крашеном.
Кто меня любит,
тот меня скупит.
Кто меня скупит,
три раз поцелует!
Раз, два, три!

На счёт "три" все бегут к сидящему. Кто первый до него добежит и поцелует (или прикоснётся) три раза в щёку, тот садится в круг и всё повторяется сначала.

Иванушка: Бытовой техники вообще раньше не было, и слов то таких люди не знали. Пол подметали веником, продукты разрезали ножом, еду варили в чугунке (чугунный горшок), жарили на сковороде.

Иванушка предлагает детям помериться силой и ловкостью в веселой игре, поджарить друг друга на сковороде.

Игра "Сковорода"

Участники встают в кружок и берутся за руки. У самых ног чертят круг - "сковороду". Затем все идут или бегут вокруг круга. По сигналу ведущего останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на "сковороду", а сами упираются ногами. Кто наступил на "сковороду", тот "испёкся". Затем все снова бегут вокруг круга.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется одного или двух "неиспёкшихся", они - победители.

Эту народную игру лучше всего проводить зимой. От неё и на морозе жарко.

Правила:

1. Начинать тянуть на "сковороду" можно только по сигналу ведущего.

2. Тот, кто отпустил руку соседа, считается проигравшим - "испёкшимся".

Занятие №22 "Защитники отечества"

Иванушка: Скоро праздник "День защитника Отечества". Что означает этот праздник? А где готовят будущих защитников Отечества? Даже в детском саду, занимаясь в физкультурном зале, вы становитесь быстрыми, ловкими, сильными. Давайте проверим. Предлагаю поиграть в игры-эстафеты. А препятствия я вам сейчас придумаю! Это я умею!

  • "Полоса препятствий"
  • Пройти по бревну, перелезть через "окно", скатиться с горки, назад бегом.
  • "Подбей танк" (проползти по - пластунски и попасть мешочком в ящик).
  • "Ловкие наездники".

Занятие №23 "Профессии. Инструменты"

Иванушка: Вот мне интересно, знаете ли вы, где и кем работают ваши родители? Ничего себе, какие профессии вы знаете! Я о таких даже не слыхивал. А раньше профессий было мало, но они тоже были нужными. Я буду называть их, а вы попробуйте отгадать, что это за профессии: извозчик, лесоруб, сапожник, пирожник, доярка, ткачиха и др.. Да, все профессии нужны, все профессии важны!

Игра "Дедушка Мазай"

Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу (рубить, пилить, забивать, подметать и т.п.) будут ему показывать. Дети подходят к Мазаю и поют:

Здравствуй, дедушка, Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были - мы не скажем,
А что делали - покажем!

После этих слов дети изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и, игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.

"Пожарные на учении"

Дети становятся у стартовой линии, лицом к гимнастической стенке 2 колоннами. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешены колокольчики. По сигналу все дети, стоящие в колоннах первыми бегут к лестнице, влезают на нее и звонят в колокольчики. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Выигрывает та колонна, в которой больше играющих, сумевших позвонить первыми.

Занятие №24 "Мамин праздник. Женские профессии"

Иванушка: Скоро мамин праздник. Будете маму поздравлять. Ей будет очень приятно. Но еще всем мамам приятно, когда дети растут трудолюбивыми, помогают любимой маме. Вы помогаете своим мамам? Сейчас проверим.

Игры-эстафеты "Мамины помощницы"

Покупки.

Накрой на стол.

Игра "У Маланьи"

Дети стоят в кругу, показывают движения, согласно тексту игры:

У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей
Все без бровей,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
Вот с такими ушами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Они не пили, не ели.
На Маланью все глядели.
И все делали вот так...(любые смешные движения).

Занятие №25 "Посуда"

Иванушка: Прочитал я сказку "Федорино горе" К. Чуковского и придумал интересную игру.

Игра "Федорино горе"

По считалке выбирается Федора. Остальные дети называют себя любой посудой (можно из одноименного произведения). На скамейке (полке) стоит грязная посуда. После слов: "Плачет грязная посуда: Нам с тобой Федора, худо! Ты нас била, запылила, закоптила, загубила. Раз, два, три, беги!", посуда спрыгивает с полки и бежит в условное место (лес, болото, поле). Федора бросается в погоню. Те, кого Федора поймала, возвращаются на полку.

"В кувшинчики"

Несколько детей стоят на площадке недалеко друг от друга. Водящий ударяет мячом о землю (пол) и говорит:

Мы в кувшинчики играли
И кувшинчик потеряли.
Раз, два, три,
Ну-ка, Ванечка, лови!

Со словами "Ну-ка, Ванечка, лови!" бросает мяч тому участнику, имя которого назвал. И уже он ударяет мячом о землю, называя следующего участника, которому будет брошен мяч. Играют до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не выпустит его из рук.

Занятие №26 "Продукты питания"

Иванушка рассказывает ребятам, что раньше на Руси продукты питания были гораздо проще, чем сейчас, но очень-очень вкусными. В каждом доме хозяюшки варили кашу, пили вкусное и очень полезное молочко. Получали из молока сливки, делали сметану, масло, творог. Хозяюшки пекли хлеб, пироги. Я знаю игру с вкусным названием "Пирог".

Нам нужно поделиться на два звена. Давайте использовать сговорки (жеребьевки).

Игра "Пирог"

Играющие делятся на две команды. Команды становятся в шеренги друг против друга на расстоянии 4-5 м. Между ними садится "Пирог" (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать "Пирог":

Вот он какой высоконький,
Вот он какой мяконький,
Вот он какой широконький.
Режъ его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к "пирогу". Кто быстрее добежит до цели и дотронется до "пирога", тот и уводит его с собой. На место "пирога" садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Игра "Медом или сахаром"

Играющие делятся на две команды: выбирают, кем быть - медом или сахаром. Затем берут палку и тянут ее за оба конца. Соревнуются, на чей стороне больше меда или сахара.

Занятие №27 "Весна"

Иванушка: Ура! Весна красна пришла! Солнышко ярче светит, снег топит, птичек зовет. Я знаю игру про "Солнышко". Давайте играть!

Игра "Солнышко"

По считалке выбирают водящего - "Солнышко". Остальные дети встают в круг. "Солнышко" стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к "Солнцу", Водящий говорит "ГОРЯЧО!" и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

Игра "Родничок"

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой.
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

Занятие №28 "Перелетные птицы"

Иванушка: Ребята, почему некоторых птиц называют перелетными? Каких перелетных птиц вы знаете? Мне очень нравятся ласточки - очень красивые и быстрые птицы. Хотите быть ласточками? Предлагаю поиграть в игру "Ласточка и пчелы".

Игра "Ласточка и пчелки"

Играющие дети - цветочки - сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют:

Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум, зум, зум, зум!

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, пчелок поймает". Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.

Правила:

Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.

Игра "Журавль"

Дети собираются на площадке, выбирают водящего - журавля. Все встают в пары и образуют круг, журавль встает посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

Ходит журавль по кругу,
Видно ищет он подругу.
Журавль отвечает:
Очень скучно одному.
Кого хочу, того возьму.

С этими словами, он быстро берет за руку одну из девочек и встает в круг. Оставшийся без пары мальчик встает в середину круга, он журавль. Игра повторяется.

Занятие №29 "День космонавтики"

Иванушка интересуется у детей, какой праздник отмечается 12 апреля.

Иванушка: Представляете, ребята когда то, давным-давно не было самолетов, трудно было попасть из одного города в другой, а теперь космонавты на космических кораблях летают далеко-далеко в космос, на другие планеты... Вот это да!

Я узнал, что есть такая игра "Космонавты". Не знаю, кто ее придумал. Но точно знаю, что игра интересная, в нее с удовольствием играют все дети. Значит, она тоже стала народной. Космонавты - народ подготовленный, быстрый, ловкий. Предлагаю вам побыть космонавтами.

Игра "Космонавты"

Количество играющих 15-20 человек. Место для игры - просторная, площадка. Перед игрой, по краям площадки, чертят 4-6 треугольников - "ракетодромов". Внутри каждого из них рисуют круги - "ракеты", но обязательно на несколько кругов меньше, чем играющих.

Все ребята встают в круг в центре площадки. По сигналу руководителя дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят хором:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

После этих слов, все бегут к "ракетодромам" и занимают места в "ракетах". Тот, кто не успел занять место, идёт в центр площадки. После этого игру повторяют.

Правила:

Начинать бег можно только после слова "нет".

В "ракете" не могут быть два "космонавта" и право остаться в ней получает тот, кто первым встал внутрь круга.

Если играть в зале, вместо нарисованных кругов можно использовать обручи. Стихотворение разучивают до начала игры.

Игра "В цапки"

Дети разбиваются на несколько групп. В каждой группе выбирается водящий, который вытягивает руку, ладонью вниз, все игроки ставят под ладонь указательный палец. Водящий произносит:

Под моею крышей
Собралися мыши.
Заяц, белка, жаба,
Цапа!

При слове "Цапа!" все быстро убирают свои пальцы, а ведущий, сжимая ладонь, старается их захватить. Чей палец будет схвачен, тот выбывает из игры.

Занятие №30 "Части суток. Дни недели"

Иванушка: все знают чем отличаются день и ночь. А как определить, утро это или вечер? Кто сможет правильно назвать части суток по порядку? Выслушивает ответы детей.

Иванушка: Молодцы! Ну, а теперь давайте играть.

Игра "День и ночь"

По команде "День" все дети выполняют различные упражнения с мячом: отбивают, подбрасывают, забрасывают в корзину и т.д.. По команде "Ночь" все замирают.

Игра "Солнце и месяц"

Все дети собираются на площадке, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, сговариваются, кто из них будет "Месяц", а кто "Солнце".

Участники игры встают друг за другом, кладут руку на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. "Солнце" и "Месяц" подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота. Играющие поют песенку:

Шла, шла тетеря,
Шла, шла рябая,
Шла она лугом,
Вела детей кругом:
Старшего, меньшого,
Среднего, большого.

С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: "К кому хочешь - к солнцу или к месяцу?" Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем, Или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.

Занятие №31 "Цветы. Комнатные растения"

Иванушка интересуется у детей, какие комнатные цветы им нравятся, и почему?

Иванушка: Мне нравятся все цветы: и комнатные, и те, что растут на клумбах. Но больше всех мне нравятся розы! Это очень красивые и капризные цветы. Они защищают себя шипами, чтобы люди не рвали их. Про розы тоже еще давным-давно придуманы интересные игры.

"Крути - верти, роза"

Участники игры встают в круг, на середину выходит выбранный водящий с прыгалкой. Он держит ее за один конец, другой опускает на землю. Вращая ее вокруг себя, произносит нараспев:

Крути-верти, роза,
Зелена пригожа,
Не расти красиво
Всем людям на диво.
Кто едет - ломает.
Кто идет - щипает;
Не стой у дорожки, прячь скорее ножки!

Водящий старается попасть прыгалкой по ногам стоящих в кругу игроков, которые подпрыгивают, пропуская ее под ногами. Кого прыгалка задевает, тот из игры выбывает. Как только водящий "выбьет" всех из круга, игра заканчивается.

"Садовник"

Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий говорит:

Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме... тюльпана

Названный цветок должен быстро откликнуться:

- Ой!
- Что с тобой?
- Я Влюблен!
- В кого?
- В розу!

Теперь аналогичным образом откликается "роза", и игра продолжается.

Занятие №32 "День победы"

Иванушка расспрашивает у детей, что они знают о Дне победы, немного о предстоящем празднике.

Иванушка: Я знаю! Все мальчишки всегда хотят быть похожими на героев, быть такими же смелыми и отважными как богатыри, солдаты. Надо тренироваться! Начнем?

Игра "Прорываты"

Играющие по сговору делятся на две команды и выстраиваются двумя шеренгами друг против друга (на расстоянии до 10-15 м). Играющие каждой шеренги крепко берутся за руки, образуя цепь. В каждой команде выбирают "матку".

По договоренности со своими игроками "матка" обращается к другой команде со словами: "Тары-бары! Дайте нам такого-то!" Названный отделяется от своей шеренги, бежит к зовущим, а подбежав, старается прорвать "цепь". И если ему это удается, то он уводит в свою команду любого из команды противника. Если же "цепь" остается неразорванной, тогда он сам остается в противоположной команде, встав в их шеренгу.

Выигрывает та команда, в которую переходят все играющие из шеренги противника.

"Перетягивание воза"

Участвуют 2 команды по 4-8 человек. Они строятся в шеренги одна против другой. Между шеренгами проводятся две линии на расстоянии 50 см. Это коридор. По сигналу соперники, взяв друг друга за руки, стараются перетянуть один другого за линию коридора двумя ногами.

Команда, сумевшая перетянуть большее количество соперников, объявляется победителем.

Занятие №33 "Труд людей в природе"

Иванушка: Ребята, я вчера был в гостях, на даче у друга. Он пригласил меня отдыхать, а я там на славу потрудился! Ни сколечко не жалею, потому что помог красавице природе. Как вы, думаете, что я там делал? (Выслушивает предположения детей). Сейчас мы с вами будем играть в знакомую игру, и попробуем изображать движения, обозначающие труд в природе.

Игра "Дедушка Мазай"

Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие труд людей в природе (копать, поливать, сажать и т.п.) будут ему показывать. Дети подходят к Мазаю и поют:

Здравствуй, дедушка, Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были - мы не скажем,
А что делали - покажем!

После этих слов дети изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и, игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.

Игра "В клубок"

Дети по росту выстраиваются в шеренгу и берутся за руки. Первый называется столбом. Он должен стоять неподвижно. Остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг столба и поют:

Я по горнице шла,
Клубок ниток нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленькие.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок дольше, дольше, дольше.
Нитка больше, больше, больше.
Нитка дольше всех,
Перевертов шесть!

Когда стоящего столбом все обовьют, последний участник начинает двигаться в обратном направлении, и клубок разматывается.

Занятие №34 "Насекомые"

Иванушка предлагает ребятам отгадать загадку.

"Летит гонец с конца в конец.
Нос долог, голос звонок,
Собой тонок.
Летит-кричит,
Сядет-молчит.
Да укусит!" (комар)

Иванушка: Что же это за зверь такой? Каких насекомых вы еще знаете? Предлагаю поиграть в игру "Пчелы".

Игра "Пчелы"

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные -
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь "ужалить" и "пожужжать" в уши.

"Веселые соревнования"

Участники соревнований встают на стартовой линии и по сигналу ведущего двигаются к финишной черте, расположенной на расстоянии 7-8 м.

Соревнование божьих коровок (ползание на низких четвереньках).

Соревнование муравьев (ползание на средних четвереньках).

Соревнование майских жуков (ползание на высоких четвереньках).

Каждый раз объявляется самое быстрое и самое медленное насекомое.

Занятие №35 "Здравствуй, лето!"

Иванушка: Вот и лето красное пришло! Можно целыми днями греться на солнышке, загорать и играть с ребятами во дворе. Вы теперь много русских народных игр знаете. Сами играйте и своих друзей научите.

Предлагаю поиграть еще в одну игру "Краски"

Игра "Краски"

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится: "Тук-тук!" - "Кто там?" - "Покупатель".- "Зачем пришел?" - "За краской". - "За какой?" - "За голубой". Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси". Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок.

Правила:

Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

Игра "Невод"

Двое из играющих "рыбаки", остальные "рыбки". "Рыбаки", взявшись за руки, ловят "рыбок", окружая их свободными руками. Пойманные "рыбки" присоединяются к "рыбакам", "невод" увеличивается. Ловля "рыбок" продолжается до тех пор, пока не останутся две-три непойманные "рыбки".

Список литературы

1. Детские подвижные игры. / Сост.В.И.Гришков. - Новосибирск, 1992.

2. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А.В. Кенеман, под ред. Т.И. Осокиной. - М.: Просвещение, 1988.

3. Журнал "Начальная школа" № 7 2007 год М.Ф. Литвинова "Русские народные подвижные игры"

4. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор: Книга для учителя и учащихся. / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - М.:Просвещение, 1995.

5. Т.И. Осокина. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.

6. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003.

7. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПБ.: Детство-Пресс,2004.

8. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Собрал и пересказал Г.Науменко; Рис. А.Матросова. - М.: Дет. лит., 1980. 

9. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физические упражнения и подвижные игры: Метод.пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

10. Д.В.Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.