Технология проведения игрового занятия "Здравствуй, школа!" при приеме детей в 1-й класс коррекционной школы

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика

Класс: 1


В настоящее время идут поиски оптимальных вариантов работы с детьми c  ограниченными возможностями здоровья. Современное образование должно обеспечивать комфортное вхождение каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья из дошкольного детства  в  школьный мир. Начальная школа должна построить мостик максимально комфортного  перехода детей от модели воспитания  и развития  в детском саду или в  домашних  условиях  к учебной, школьной деятельности.

В школе «Озерки» обучаются дети с нарушениями опорно-двигательной системы, большинство из них имеют диагноз ДЦП. Поступление детей в школу происходит по направлению медико-педагогической комиссии. 

C целью рассмотрения возможных педагогических ресурсов  школы в обеспечении сопровождения конкретного ребёнка в школе «Озерки»  нами была разработана и осуществляется игровая технология «Здравствуй, школа!» с детьми, поступающими в первый класс. В ходе игрового занятия происходит выявление индивидуальных особенностей ребёнка. На основе результатов наблюдения, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка, формируются однородные классы (группы).

Данная технология была успешно применена при приеме детей в школу в 2010-2011, 2011-2012 учебных годах и была использована при работе с 43 дошкольниками.

Необходимость проведения игрового занятия для дошкольников, поступающих в школу, обусловлена несколькими причинами:

  • Разнородность уровня психологического развития и многообразие медицинских диагнозов, присутствующих в анамнезе детей, требует определения условий сопровождения их в школе заранее (подбор оборудования для передвижения и обучения, определение особенностей восприятия учебного материала и т.п.)
  • При формировании классов мы стараемся учитывать способность детей к групповой работе, возможность воспринимать информацию в группе, а не индивидуально, один на один с учителем.
  • Наблюдение за поведением учащихся в незнакомой обстановке помогает нам получить информацию об их способности к адаптации к новым условиям.
  • Во время довольно длительной беседы родителей со специалистами школы (медицинские работники, социальный педагог) дети активно и с пользой для себя проводят время под наблюдением специалистов, проводящих занятие.
  • Создание позитивной игровой атмосферы для формирования у детей мотивации к обучению в школе.

Цель технологии: выявление способности детей к групповой работе и к установлению и поддержанию продуктивного контакта со сверстниками.

Задачи:

  • Знакомство и организация положительной коммуникации с детьми
  • Создание  благоприятных психологических условий для раскрытия потенциала каждого ребенка
  • Первичная диагностика особенностей восприятия,  познавательных процессов, актуального уровня развития детей
  • Наблюдение за поведением детей в незнакомой  ситуации

Для проведения игрового занятия необходимо 2 ведущих, которые исполняют роли сказочных персонажей Антошки и Всезнайки.

Адресат: дети дошкольного возраста, поступающие в школу.

Количество детей в группе от 3 до 6 человек.

Время проведения игрового занятия: 45 минут

Технология проведения игрового занятия состоит из 2х этапов:

1 этап – «школьный», проводится в «школьной» зоне, оборудованной партами;

2 этап – «игровой», проводится в «игровой» зоне, оборудованной матами и игрушками.

Технология проведения игрового занятия включает в себя:

  • ритуал знакомства, приветствия друг друга
  • представление истории
  • игровые ситуации
  • дидактические игры
  • рисование
  • ритуал прощания друг с другом.

Оборудование:

«Школьная» зона:

  • куклы-бибабо Антошка и Всезнайка
  • парты и стулья

Раздаточный материал:

  • наборы  букв для слов: кот, дом, сон, сок, нос – ребенку предлагаются буквы разных размеров, фиксируется его выбор;
  • карточки со словами:  кот, дом, сон, сок, нос;
  • набор цифр от 1 до 10 – ребенку предлагаются буквы разных размеров, фиксируется его выбор;
  • полоски картона  разной длины красного и желтого цвета, бумажные машинки (детям с грубыми нарушениями моторики предлагаются деревянные дощечки из конструктора);
  • сюжетные картинки;
  • развивающая игра «Логические блоки Дьенеша»
  • муляжи продуктов (мандарин, шоколад, лимон, колбаса, мята (жвачка), хлеб),
  • коробочки с соответствующими запахами
  • музыкальная книга со звуками разных животных (кошка, собака, петух, корова, свинья, лошадь)
  • соответствующие игрушки крупного размера (для неговорящих детей)
  • карандаши простые (разной толщины), листы бумаги, планшеты

«Игровая» зона:              

  • Маты

Наборы игрушек, распределенные по темам:

  • семья, дом,
  • магазин,
  • мягкие игрушки,
  • игрушки для детей ясельного возраста (погремушки, пирамидки и т.п.),
  • автомобили,
  • инструменты,
  • военные игрушки.

Содержание занятия

1. Ритуал входа в занятие

Цель: Создание настроя на совместную работу, выявление уровня общей осведомлённости, знаний о себе, мотивации к обучению

Время проведения: 3 минуты

Материалы и оборудование: куклы-бибабо Антошка и Всезнайка

1.1. Дети вместе с ведущими входят в кабинет.

«Здравствуйте, ребята! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Вас встречают и приветствуют  два героя – Всезнайка  и Антошка. Они хотят с вами познакомиться».

Появляются Антошка и Всезнайка.

1.2. Знакомство. «Ой, какие ребята к нам пришли! Давайте с вами знакомиться! Мальчики среди вас есть? Мальчики, помашите нам правой рукой…Девочки? Помашите левой рукой…

Назвать имя, фамилию. А как тебя будут звать, когда ты вырастешь?  Сколько тебе лет? …(куклы подходят к каждому ребенку, разговаривают с ним)

Ребята, а вы знаете, куда вы пришли?... А с кем вы пришли?  А на чем вы ехали? Какой транспорт вы еще знаете?...

Что такое школа? Вы хотите пойти в школу? А зачем нужно учиться в школе? (мотивация) Давайте поиграем в школу» .

1.3. Игра «Исправлялки»

Цель: Снижение эмоционального напряжения, выявление уровня общей осведомленности.

Время проведения: 2 минуты

Антошка: А я знаю, как учатся в школе…

Всезнайка: Давай проверим, все ли ты знаешь. Ты будешь говорить, а ребята будут проверять тебя, и если надо исправлять.

Антошка: В школе все ученики сидят на кроватях… (Нет, за партами)

А: В школу ходят, чтобы вкусно кушать… (нет, чтобы учиться)

А: В школу ученики ходят с чемоданами… (нет, с портфелями)

А: Самая лучшая оценка в школе – двойка…(нет, пятерка)

А: Все дети не любят ходить в школу…

А: Когда на уроке ученик знает ответ на вопрос, он должен  хлопать в ладоши… (нет, поднимать руку)

Всезнайка: Смотри-ка, Антошка, ребята так хорошо знают, что такое школа, даже ты не смог их запутать… Я думаю, теперь они могут сесть за парты …

Дети с помощью взрослых рассаживаются за парты.

2. Работа за партами

2.1. Игры с буквами.

Цель: Проверка знания букв, умения составлять слова на слух и по образцу

Время проведения: 3 минуты

Материалы и оборудование:  Наборы  букв для слов: кот, дом, сон, сок, нос; карточки со словами:  кот, дом, сон, сок, нос

Всезнайка: «Ой, ребята, посмотрите, что это лежит у вас на партах?... (буквы) А у кого из вас есть буква «О», покажите мне букву «О».  А эта буква как называется? (буква «К»), у кого есть буква «К», покажите мне ее.  А эта буква как называется? (буква «С»), у кого есть буква «С», покажите мне ее.

Пока нас не было, кто-то сломал слова, которые были составлены из этих букв. Давайте сами попробуем составить слова…»

Дети  составляют самостоятельно слова из букв (у каждого своё слово). Если ребёнок не справляется, то Всезнайка даёт ему подсказку-слово на карточке.

2.2. Игры с цифрами.

Цель: Проверка знания цифр; знания числового ряда от 1до 10

Материалы и оборудование: Набор цифр от 1 до 10

Время проведения: 3 минуты

Антошка перепутал все цифры. Надо выложить  цифры от 1 до 10 по порядку, затем от 10 до 1.

2.3. Игра «Заборчик»

Цель: Выявление способности к целенаправленной деятельности, способности удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе работы

Материалы и оборудование: Полоски картона разной длины красного и желтого цвета, бумажные машинки

Время проведения: 3 минуты

Всезнайка: А сейчас, ребята, мы с вами превратимся в строителей.

Антошка: А кто такие строители?.. (ответы детей)

В: Нам надо построить заборчик из разноцветных дощечек. Грузовые машины привезли нам эти дощечки. Какого цвета у вас дощечки? (красного и желтого)

Я начну строить заборчик, а вы закончите.

1. КЖКЖ

2. КЖЖКЖЖК

2.4. Составление рассказа по картинке.

Цель: Выявление умения  устанавливать причинно-следственные связи, определение уровня развития монологической речи.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки

Время проведения: 3 минуты

Антошка: «Посмотрите-ка, ребята, какие красивые картинки у меня есть… Только я никак не могу понять, что такое на них нарисовано, рассмотрите картинку, и расскажите нам, что происходит на картинке».

Дополнительный вопрос: «Какое название можно дать твоей картинке?»

2.5.  Игра «Спасибо»

Цель: первичная диагностика пространственной ориентации в схеме своего тела, двигательная и эмоциональная разгрузка.

Время проведения: 3 минуты

Всезнайка: «Ух, как здорово мы поиграли. Давайте поблагодарим наших помощников… А какие эти помощники, я вам сейчас расскажу…Я буду их называть, а вы выполняйте мои указания и отвечайте на мои вопросы.

Спасибо, глазки …(покажите, где у вас глазки)

Зачем нам глазки? …Глазки наши смотрят. Посмотрите друг на друга…

Спасибо, ушки… (покажите, где у вас ушки)

Что делают ушки? Ушки наши слушают. Что сегодня слышали ваши ушки?

Спасибо, носик… (покажите, где у вас носик)

Что делает носик?  Сколько у вас носиков? Что еще у нас есть на лице?

Спасибо, ротик… (покажите, где у вас ротик)

Спасибо, ручки… (покажите, где у вас ручки)

Спасибо, ножки…» (покажите, где у вас ножки)

А давайте теперь проверим, как хорошо помогают нам наши глазки, ушки, носик…

2.6. Игра «Внимательные глазки»

Цель: первичная диагностика особенностей зрительного восприятия, уровня общей осведомленности

Материалы и оборудование: фигуры из развивающей игры «Логические Блоки Дьенеша»

Время проведения: 3 минуты

Ребёнок вытаскивает из коробочки фигуру, называет её  цвет, форму и рассказывает, где подобную форму (цвет) можно увидеть в жизни.

2.7. Игра «Внимательные ушки»

Цель: первичная диагностика  особенностей слухового восприятия,  уровня общей осведомленности

Материалы и оборудование: звуковая книга, крупные игрушки

Время проведения: 3 минуты

Дети закрывают глаза, Антошка проверяет, что глаза закрыты. Всезнайка издаёт звуки с помощью звуковой книги (мяу, гав-гав, му, хрю-хрю), дети отгадывают, что за звук они услышали.

2.8. Игра «Внимательный носик»

Цель: первичная диагностика особенностей восприятия особых свойств предметов (обоняние).

Материалы и оборудование: Муляжи (мандарин, шоколад, лимон, колбаса, зубная паста,  хлеб), коробочки с соответствующими запахами.

Время проведения: 5 минут

Детям предлагается закрыть глаза, понюхать «Коробочку  с запахом» и назвать его.

2.9. Задание «Нарисуй себя».

Цель: Первичная диагностика личностных особенностей ребёнка и развития моторики

Материалы и оборудование: Карандаши простые, листы бумаги, планшеты.

Время проведения: 5 минут

Всезнайка и Антошка просят детей нарисовать свои портреты, чтобы они остались  в школе на память. В конце нужно подписать свой рисунок

3. Игра на ковре

Цель: Выявление предпочтений, умения играть, способность к взаимодействию с другими детьми, эмоциональное развитие.

Материалы и оборудование: маты, наборы игрушек

Время проведения:  15 минут

Всезнайка: Ребята, вы любите играть?  А в какие игры или игрушки вы больше всего любите играть?

Сюрпризный момент. Открыть игровую зону. Посмотрите, сколько здесь всего  интересного. Давайте поиграем. Выбирайте, во что будете играть.

Дети выбирают себе игрушки и играют. Антошка и Всезнайка могут откликнуться на просьбу или вопрос ребенка.

4. Ритуал выхода из занятия

Цель: Подведение итогов

Время проведения: 2 минуты

Антошка и Всезнайка: «Ребята, с вами было так интересно играть.

Скажите, что в нашей игре было для вас самым интересным? Что вам понравилось делать больше всего?

А теперь давайте вместе соберем игрушки в коробки и скажем друг другу «спасибо».

Исходя из опыта, полагаем, что созданная и реализуемая нами игровая технология «Здравствуй, школа!» является эффективным средством в получении информации о целостном развитии каждого ребёнка к началу школьного обучения. Указанная информация, в свою очередь, является основной в обеспечении индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребёнка и соответствующей коррекционно-развивающей работы с ним на первом году обучения в школе «Озерки».

Список литературы.

  1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  2. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб: КАРО, 2005
  3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».– М.:Владос, 2003г.
  4. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей. – СПб: Речь, 2011
  5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб: Речь, 2010
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.:  Речь, 2011.
  7. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М: АРКТИ, 2008.