Интегрированное внеурочное мероприятие по технологии и литературе (устный журнал) по теме "Цветы России на ваших плечах"

Разделы: Литература, Технология, Внеклассная работа


Для встречи гостей как фон звучит музыка “Мой костер в тумане светит” в исполнении Н. Кадышевой.

Ведущий 1:

Недостаток учебного времени не дает нам возможности углубиться в изучение того или иного вопроса, вызывающего у школьников повышенный интерес. Возьмем, например, историю и особенности национальной одежды у разных народов. Ведь они находят продолжение и развитие в современном костюме. Выход мы видим в проведении внеклассных тематических мероприятий. Об одном из них и пойдет речь. Наши ученицы решили собрать материал по истории изготовления и использования платков в одежде от древности до наших дней.

Ведущий 2:

Как форму его подачи выбрали устный журнал под названием “Цветы России на ваших плечах”.

Слайд 1

Чтец 1:

Итак, первая страница устного журнала “Платок сегодня и в давние времена”.

Слайд 4

Чтец 2:

Платок – один из самых модных аксессуаров в современной моде.

Чтец 3:

БАНДА?НА (англ. bandana, от исп. banda — лента), головной убор в виде косынки или платка, который повязывается вокруг головы.

Слайд 2

Чтец 2:

С 1990 годов стала популярной в молодежной моде. Один из обязательных атрибутов рокеров.

Слайд 3

Звучит музыка “металл”. Девочки демонстрируют банданы.

Чтец 1:

Особое место среди аксессуаров, которые использует современная женщина для придания своему облику изящества и элегантности, занимает платок и шаль. Они могут дополнить деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день.

Слайд 5

Школьницы демонстрируют различные виды одежды (деловая, вечерняя, осенняя), дополненные и украшенные платками

Слайд 6

Чтец 2: (читает отрывок из стихотворения А.Блока)

Слайд 7

Ну что? Одной заботой боле ...
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей ...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка.

Как фон звучит песня “Подари мне платок” в исполнении Л. Зыкиной

Чтец 3:

С незапамятных времен женщины России носят платки. История русского головного платка, который назывался убрус, теряется в 12 веке. Покрывало или платок – один из самых значимых и распространенных элементов русского костюма.

Платок имеет связь с праздником Покрова Богородицы, существующим только в русской православной церкви. Все изменения в жизни женщины отражались на ее головном уборе.

Слайд 8

Чтец 1:

Во времена обряда первой стрижки, так называемого “Развязывание ума”, девочке преподносились юбка и платок. Ношение платка не было обязательным, пока девушка не достигла возраста невесты. Тогда она носила венок, ленту, кокошник.

Чтец 2:

Свадебный обряд часто длился более недели, и каждый этап торжества сопровождался ритуалом с головным убором. В день венчания невеста меняла платок несколько раз. Новой родне дарились платки.

После свадьбы женщина не должна была появляться на людях и среди домашних без головного убора.

Слайд 9

Чтец 3:

Древний славянский костюм имел ярусное деление. Головной убор считался солнечным, небесным знаком, также как и птицы. В качестве украшения для “сороки” использовались перья и пух. Платки, одеваемые поверх, имели разноцветные расцветки. Молодые женщины носили пестрые и красные платки, солдатки – белые, зеленые и желтые, вдовы и старшие женщины – черные.

Школьницы демонстрируют русские народные костюмы и способы ношения платка.

Чтец 1:

Расписной платок, шаль с каймой были, да и сегодня остаются желанным подарком.

Звучит песня “Подари мне платок” в исполнении Л. Зыкиной.

Чтец 2:

Страница 2 устного журнала “Образ шали в искусстве”.

Чтец 3:

Считается, что первые шали, тонкие и вместе с тем теплые, были изготовлены в 15 веке.

Слайд 10

Наполеон Бонапарт после египетского похода привез в подарок Жозефине Богарне сотни образцов восточной моды, В том числе и кашмирские шали. С легкой руки супруги императора кашмирские шали очень скоро стали неотъемлемой частью гардероба француженок и постепенно распространились по всей Европе.

Чтец 1:

Во введение шали в русскую моду некоторые источники приписывали особую заслугу графу Потемкину. Влюбленный в Софью Витг, он “однажды, желая подарить ей кашмирскую шаль безумно высокой цены, дал праздник, на котором было более двухсот дам, а после обеда устроил лотерею, но так, что каждой досталось по шали, а лучшая из шалей выпала на долю самой прекрасной из дам”.

Слайд 11

Чтец 2:

Прочно войдя в русский быт, шаль стала спутницей – приметой героинь литературных произведений. Вспомним “шаль с каймою” цыганки Я. Полонского, “шаль с каймой расписной” героини А.Кольцова, “черную шаль” “младой гречанки” А. Пушкина.

Как фон звучит музыка песни “Белый шиповник” из рок-оперы “Юнона и Авось

Чтец 3:

В царствование Александра 1 воспитанниц женских учебных заведений начали обучать танцу с шалью. Подтверждение данному факту можно найти в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, где титулярный советник Мармеладов рассказывает Раскольникову: “Знаете же, что моя супруга в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила”.

Чтец 1:

В то время “богиня” без шали была так же немыслима, как шаль без “богини”.

Слайд 12

Школьницы читают стихотворения о шалях.

Приложение №1

(Стихотворения “Темно-вишневая шаль” Слова Владимира Бакалейникова. “Мой костер в тумане светит”... Слова Якова Полонского, “Какая холодная осень!” Афанасий Фет),

Школьницы исполняют романс песни “Белый шиповник” из рок-оперы “Юнона и Авось”.

Чтец 2:

Следующая, 3 – я страница устного журнала, “Золото выставок”.

Слайд 13

Чтец 3:

Расписные платки – это не только головной убор, но и произведение декоративного искусства.

Из тканых шалей большим спросом пользовались изделия из города Павловский Посад Московской губернии. Здесь с середины 19 века существовал “Торговый дом Я. Лабзина”, известный далеко за пределами России. Производимые в его мастерских шелковые и шерстяные набивные платки и шали с 1865 года неоднократно отмечались призами российских и зарубежных выставок.

Чтец 1:

Славу павлопосадской набойке принесли платки ручной работы с ярким цветочным орнаментом. На черном, вишневом или кремовом фоне алеют розы и маки, радуют глаз лилии, гладиолусы, незабудки и подснежники, ромашки и ландыши, изумрудная зелень листвы.

Танец с павлопасадскими платками на мелодию “Во поле береза стояла”

Слайд 14

Звучит песня “Оренбургский пуховый платок” в исполнении Л. Зыкиной.

Чтец 2:

Великолепными вязаными шалями из козьего пуха прославился Оренбургский край.

Звучит как фон песня “Оренбургский пуховый платок” в исполнении Л. Зыкиной.

Как гласит легенда, первая оренбургская шаль была подарена императрице Екатерине 2 одной казачкой. Царица поразилась искусной работе, щедро одарила мастерицу, но приказала слугам ослепить ее, чтобы никто ничего подобного больше не сделал. К счастью, у казачки была дочь, которой она успела передать секреты вязания.

Начиная с середины 19 века, оренбургские пуховые изделия не раз удостаивались медалей на Всемирных промышленных выставках.

Чтец 3:

Страница 4-я и последняя – “Шаль своими руками”.

СЛАЙД 15

Чтец 1:

По мере того как шали старинного образца начали выходить из моды, им нашли иное применение – стали шить из них платья, мужские жилеты и др. Под влиянием моды на шали, появилась и ткань шали, выполненная в той же технике,

Чтец 2:

Название “шаль” стало относиться и к большим шёлковым, бумажным и шерстяным платкам с печатными букетами из разнообразных цветов или восточных мотивов.

Чтец 3:

С незапамятных времен женщины увлекались ручной работой. Рукоделие считалось изысканным, благородным делом. В среде аристократии вышивка, вышивка крестом и вязание были традиционным время препровождением – таким образом молодые княжны и княгини не только развлекались, но и создавали шедевры ручной работы, которые теперь выставляются в знаменитых музеях  прикладного искусства.

Чтец 2:

В  ручной работе – душа, мысль и идея мастера. Одежда, связанная вручную, и картины ручной вышивки гораздо ценнее массового продукта. Пряжа "умирает" в механизмах вязальной машины, а золотые руки мастерицы способны вдохнуть жизнь в любое изделие. 

Звучит вальс в исполнении Е. Молодцовой.

Школьницы демонстрируют вязаные шали.

Заключение

Как фон звучит музыка А. Шнитке из к/ф “Сказка странствий”.

Слайд 16,17

Ведущий 1:

К сожалению, в 2005 году за неимением средств был закрыт комбинат по производству оренбургских пуховых платков. Изготавливаются они теперь кустарным способом, что привело к удорожанию изделий.

А в конце 2011 года сменился хозяин комвольного комбината по производству Павлопасадских платков. Работники предприятия были уволены, часть из них перешли на частные предприятия. Это тоже не добавляет оптимизма.

Ведущий 2:

Слайд 18, 19, 20

И все-таки хотелось бы верить, что это временное явление.

Мы вспомним, что есть вечные ценности, и одна из них – русское народно-прикладное творчество. Мы поймем, что человек без истории как дерево без корней.

А на полях и лугах России каждую весну будут распускаться цветы, а в русских деревнях еще останутся мастерицы, которые смогут перенести их на полотно.

А на память мы хотели бы подарить вам бабочек. Говорят, что они – символ мечты. Ведь только бабочка способна из неказистого кокона превратиться в красавицу и взлететь в вечное синее небо…

Слайд 21

Презентация

Рисунок